Метод Ле Тиссье: почему Жоржиньо и Бруну Фернандеш так эффективны в реализации пенальти?
Адаптированный перевод статьи The Athletic.
Подскок, пауза и прыжок. Чаще всего это заканчивается голом.
Пенальти в исполнении Бруну Фернандеша достаточно нетипичны, однако техника была придумана достаточно давно – похожий трехступенчатый трюк выполнял легендарный футболист «Саутгемптона», Мэтт Ле Тиссье.
Аналогично пробивают одиннадцатиметровые Жоржиньо (полузащитник «Челси») и Джозеф Мартинез (нападающий «Аталанты Юнайтед»). Техника такого исполнения похожа на театральную постановку, где развязкой становится грандиозный обман.
Мэтт Ле Тиссье известен в первую очередь именно за свою реализацию ударов с точки – из 48 раз англичанин не забил лишь единожды. Его «ученики» переняли технику исполнения, модернизировав ее в угоду современным веяниям.
Ле Тиссье поделился с The Athletic упрощенным алгоритмом своих действий во время исполнения одиннадцатиметрового:
«Основная идея – скрыть от голкипера свое решение до самого последнего момента.
Когда я готовился к пенальти, в голове у меня был план – например, пробить по мячу с правой стороны. Но, если во время исполнения я замечал, что голкипер планирует прыгать влево (куда бы и полетел мяч при ударе по нему справа), я менял положение стопы и наносил удар по мячу слева.»
Именно эта способность поменять решение в самый последний момент объединяет Ле Тиссье и вышеупомянутых исполнителей. Однако, чтобы обмануть оппонента, экс-футболист «Саутгемптона» больше полагался на свое периферическое зрение и каменный взгляд, в то время как в настоящее время футболисты выполняют тормозящее движение и прыжок, которые дают им дополнительное время для принятия решения.
Давайте разберем пенальти, реализованный Жоржиньо в августе, в матче за Суперкубок УЕФА против «Ливерпуля».
Итальянец начинает свой разбег, по которому создается ощущение, что бить он будет вправо. Но, прежде чем принять окончательное решение, Жоржиньо необходимо дождаться реакции Адриана на эпизод.
Также отметим, что голова у полузащитника приподнята, взор направлен чуть выше мяча. Скорее всего итальянец таким образом наблюдает в том числе за коленями Адриана.
Адриан (который отразил к тому моменту 5 из 20 ударов с точки) не шевелится во время разбега Жоржиньо. Но тут наступает время подскока…
Адриан сгибает ноги в коленях и встает в стойку, готовясь реагировать на удар, но в этот момент Жоржиньо делает замедление...
Адриан попался. Он начинает движение – по согнутым коленям становится ясно, что испанец будет прыгать влево (мы всегда будем учитывать ориентацию относительно бьющего).
– Вот, что дает вам прыжок – дополнительное время. В этот самый промежуток вратарь может начать движение – говорит Ле Тиссье.
Все, что остается Жоржиньо – покатить мяч в правый угол. А ведь он еще даже не коснулся мяча…
Техника «подскок, пауза, прыжок» позволяет замаскировать вашу небьющую ногу. Представьте ситуацию – вы правша, бьете пенальти в правый угол. Посмотрите на положение вашей левой ступни во время удара. Теперь пробейте в левый угол. Положение ступни изменится. Вратари часто используют это знание в свою пользу. Если же прямо перед ударом вы будете прыгать, то реагировать по опорной ноге голкипер попросту не сможет.
«Удар низом по центру? Я никогда так не бил.
Я даже не думал бить по центру когда-либо. Хотя, в 1994 была забавная ситуация. Мы играли против «Блэкберна» и заработали пенальти. Их ворота защищал Тим Флауэрс, который был моим партнером по команде многие годы. Он видел, как я исполняю одиннадцатиметровые и знал мой секрет. Я стоял и готовился к пенальти, когда ко мне подошел Алан Ширер и сказал: «Бей куда хочешь, но только не по центру низом.»
Видимо, накануне вечером, Ширер и Флауэрс обсуждали, как я буду бить, если мы заработаем пенальти. Они решили, что раз Тим знает мою технику, то я попробую пробить по центру. После фразы Ширера про удар по центру, я засомневался – а не двойной ли это блеф?»
Ле Тиссье забил в тот вечер, пробив в левый угол, в то время как Флауэрс прыгнул вправо, зная, что Мэтт чаще наносил удары именно в правый угол.
А теперь мы посмотрим, на процентные показатели Жоржиньо и Фернандеша по ударам с точки…
…и увидим, что излюбленной стороны ворот нет у обоих. Особенно у итальянца.
Еще одна деталь всплывает, когда сравниваешь историю исполнения пенальти обоих футболистов…
Оба не всегда используют подскок – порой вратарь начинает движение раньше. В таком случае, смысла в заминке попросту нет – исполнители раскладывают мяч и вратаря по разным углам.
«Жоржиньо не забил всего два пенальти – оба, когда вратарь не реагировал до последнего, что вызывало смущение у итальянца. Его исполнение одиннадцатиметровых небыстрое, в отличие от моего. За счет этого шанс забить повышается, если вратарь во время сделает движение.
Единственный пенальти, который я не забил? Вратарь (Марк Кроссли, «Ноттингем Форрест», 1993 год) идеально подгадал время начала движения.
Он сделал небольшой шаг в одну сторону, поэтому я решил бить в противоположную, но он неожиданно вернулся в стойку, после чего прыгнул именно туда, куда я нанес свой удар. Он стал единственным, кто смог это провернуть.»
Хорошо исполненный пенальти всегда состоит из театральной части с обманом, умения грамотно пользоваться периферийным зрением и других немаловажных факторов.
Ле Тиссье одобряет возрождение и оптимизацию его техники исполнения пенальи: «Мне действительно это нравится. Игра только выигрывает от таких инноваций. Да и всегда приятно посмотреть на то, как кто-то играет в кошки-мышки на футбольном поле.»
Подписывайтесь на телеграм-канал автора перевода (статьи, мнения, свежие новости о «Челси» и АПЛ)
Помню, Мэтт предлагал еще свою помощь тренерскому штабу сборной Англии, когда команду супер-звезд на двух турнирах подряд вынесли в серии пенальти.
Когда бил Азар (он не делал секрета,что тоже ждет 1 движения вратаря)- на это можно смотреть бесконечно, спокойно и уверенно
А так спасибо)