6 мин.

Журналист, который показал, как делать спортивные истории в ютубе. Его мини-документалки – отдельное искусство

В этом блоге мы рассказываем о самых интересных ютуб-каналах о спорте. В первом выпуске Никита Киселев объяснил, чем крут Tifo Football, а сейчас баскетбольный редактор Роман Сприкут рассказывает о проектах американского журналиста Джона Бойса. Тоже хотите рассказать о не замеченном нами проекте? Пишите медиадиректору Sports.ru Саше Поливанову (polivanov@sports.ru) или главному по сообществу Оресту Дыде (dyda@sports.ru). 

Мы уже отвыкли от такой ситуации. Нет прямых трансляций спорта. Нет хайлайтов в соцсетях. Почти нет новостей, не связанных с коронавирусом. И даже самостоятельно поиграть не получится из-за карантинов и самоизоляций.

Кто-то заполняет пустоту сериалами. Кто-то – видеоиграми. Кто-то вспомнил, что умеет читать. Кто-то рисует акварелью или вяжет шапочки из шерсти своего кота. А для кого-то это отличный момент, чтобы углубиться в спортивную историю. И, наверное, лучший способ – ютуб.

Я чересчур избирательный человек. В потреблении медиа – в том числе. Например, я вообще не слушаю подкасты, потому что не умею воспринимать информацию на слух. А ютуб существовал для избранных каналов про старые видеоигры, еще более старые фильмы, даже кулинарию, но не про спорт.

Но несколько лет назад я открыл для себя, что SB Nation – это не только группа фанатских сайтов всех американских команд, но и отличная видеоредакция. И лучшие ролики в библиотеке SBN – короткие документалки про культовые моменты в истории спорта – от «Броска» Майкла Джордана и коллапса карьеры Тайгера Вудса до истории взаимной нелюбви Шараповой и Серены и многосерийного цикла про развитие ММА.

Креативный директор SB Nation Джон Бойс переформатировал ютуб-компании. Раньше там были стандартные видеоподкасты и ток-шоу, пытающиеся копировать ESPN и вообще телевизор с радио. Теперь акцент – на истории спорта, а не на текущей повестке; на цифрах статистики, а не на хайлайтах; на странных сюжетах, а не громких заголовках.

Джон начинал со спортивной «беллетристики» – сначала записывал свои эксперименты в видеоиграх (сейчас это развилось в цикл Fumble Dimension в соавторстве с Кофи Йебоа, где парни пытаются «взломать» стандартный геймплей), затем выпустил проект 17776 – рассказ об американском футболе в 17776 году.

Потом Бойс переключился с альтернативной истории спорта на реальную. Однако истории, которые он выбирал для своих проектов, обычно похожи на художественный вымысел.

Это меньше видно в цикле «Вечеринка Графиков» (Chart Party, сейчас – Dorktown, «Город Ботанов» в соавторстве с Алексом Рубенштейном), где все равно есть необычный подход Бойса к спортивным историям – как вам, например, документалка в двухчастях о том, что имя «Боб» исчезло из спорта? В это просто невозможно не залипнуть на все полтора часа.

Зато в сериале Pretty Good Джон рассказывает просто безумнейшие истории. Мои любимые выпуски:

Видео о марафонском забеге на Олимпиаде-1904 с прекрасным названием «Крысиный яд и бренди». В истории забега действительно яд и алкоголь сыграли ключевую роль. Так же, как собаки и сырые яйца:

Лучший момент (10:16) – об участнике забега Карлосе Карвахале, который никогда раньше не бегал марафоны и не получил приглашения от олимпийского комитета Кубы, но самостоятельно добрался до Сент-Луиса (по дороге проиграв в кости все деньги на поездку), заявился на марафон и выступал в той же одежде, в которой прибыл из Кубы. И почти получил медаль:

«Подведем итоги. Экс-чемпион Бостонского марафона заканчивает эту гонку, пробежав всего два квартала.

А почтальон с Кубы, который бежал в берете и кальсонах, который никогда ранее не участвовал в соревновательных забегах и даже не был приглашен на эту Олимпиаду, который лег подремать в середине марафона, – приходит к финишу четвертым.

Вот так. Самая глупая история марафона на Олимпиаде 1904 года в Сент-Луисе.

(пауза)

Я шучу, все это становится еще глупее».

* * *

История карьеры Лонни Смита, талантливого бейсболиста, которому сначала мешала природная косолапость, затем – кокаиновая зависимость, позднее – попадание в негласный черный список во всех клубах лиги, и несмотря на это он трижды стал чемпионом с тремя разными командами, чего не добивался больше никто. Мог и с четвертой, если бы не... в общем, смотрите видео.

Лучший момент (13:30) – о том, как в самой нижней точке своего падения Лонни Смит хотел убить генменеджера своей команды:

«Тем вечером он на заднем дворе делает пробный выстрел в землю. Лонни никогда раньше не стрелял. Он неправильно держит пистолет. Курок разбивает ему руку в кровь. Лонни Смит безработный, злой, разбитый. И, как всегда, неуклюжий».

В этот момент видео открыло для меня музыку группы War On Drugs, за что Джону отдельная благодарность.

* * *

Ну и чтобы не оставаться без моего любимого баскетбола – история самого дальнего попадания в истории НБА:

Лучший момент (10:43): «Раз Бэрон Дэвис попал самый дальний бросок в истории НБА, он должен быть хорошим снайпером, верно? Давайте посмотрим. В предыдущем сезоне 120 человек как минимум сто раз бросили по кольцу. Вот они отсортированы от лучшего процента попадания к худшему.

Бэрон Дэвис не в топе.

Он не близко к топу.

Он даже не в середине списка.

Он последний.

Парень, попавший этот бросок, в тот момент своей карьеры был самым неэффективным шутером НБА».

* * *

Бойс завел на SB Nation моду на спортивное «антивидео», которое может 15 минут разбирать один момент, запечатленный на видео в очень плохом качестве. Оно может рассказывать историю человека или события, о котором вы никогда не слышали. Оно может состоять в основном из таблиц, или газетных вырезок, или уродливых рендеров Google Earth и завораживающей минималистичной графики в духе фильма «Трон».

Это не то, к чему мы привыкли, и это замечательно.

Скоро у Бойса выходит видео про историю «Сиэтл Маринерс». Я ничего не смыслю в бейсболе, в статистике этого вида спорта, в истории этого вида спорта, не знаю звезд этого вида спорта – но все равно буду смотреть. И всем советую.

Фото: twitter.com/jon_bois