Нобель в Катаре: встреча с Хави, метро без машинистов, улицы с кондиционерами
И максимальная безопасность.
Через два года Катар примет чемпионат мира по футболу. Нобель Арустамян, следивший за Кубком ПариМатч-Премьер, успел снять большой выпуск о подготовке страны к главному турниру в истории.
Нобель изучил Доху, местные законы и пообщался с Хави.
Хави нравится в Катаре, но он все равно ждет возвращения в «Барселону»
Хави тепло встретил Арустамяна, они дружат еще со времен ЧМ-2018, о чем Нобель рассказывал в интервью в конце прошлого года.
Хави живет в Катаре уже пятый год: сначала играл, сейчас тренирует и выступает официальным послом ЧМ-2022. Главный шок испанца – уровень преступности: «Здесь ее нет. Законы намного сильнее, чем ты думаешь. Поэтому так безопасно. У нас даже ключей от квартиры нет. Если кто-то и зайдет в твой дом, то это твой друг. Так что я не беспокоюсь за себя и свою семью», – объясняет Хави.
Испанец обещает, что Катар приятно удивит на чемпионате: зимой здесь 25-30°C, чтобы в городах добраться от одного стадиона до другого нужно не больше 30 минут.
Главный вопрос – что с «Барселоной»?
«Совсем недавно мне выпала возможность пойти в «Барсу» – меня туда звали в январе. Но сейчас не лучшее время. Так что пока я здесь, мне нравится. Моя цель в будущем – тренировать «Барселону». Это мечта, и я надеюсь, что она сбудется. Летом этого года или потом – не знаю. Но это определенно меня интересует», – делится тренер.
Хави рассказал, что на всех стадионах установлены кондиционеры. Кажется, все просто: они спрятаны в футбольных мячах по всему периметру.
Подтрибунные помещения похожи скорее на отель бизнес-класса. В трофейной комнате «Аль-Садда» неимоверное количество трофеев.
Можно оставить кошелек на столе в кафе – и никто не возьмет деньги
Про безопасность рассказывал не только Хави. Другой знакомый Нобеля, работающий в Катаре – Бахруз Балаев, – занимается спортивной безопасностью. Он работает с оргкомитетом ЧМ и живет в Катаре уже больше 5 лет. Балаев объясняет, что специфика в общении с местными есть, но не особая. Достаточно помнить, что Восток – дело тонкое, и держать это в голове, когда общаешься с катарцами.
Бахруз говорит, что безопасность в Катаре дает человеку чувство расслабленности. В этой стране не надо волноваться:
«Здесь безопасность уже внедрена в систему проживания здесь. Можно оставлять свой телефон, кошелек на столе [ресторана], уйти куда-то и вернуться через час. Это будет означать, что этот стол – ваш. Не надо волноваться, что кто-то его заберет. Другие люди просто поймут, что здесь ваше место, здесь вы сидите. Вот и все».
Другой залог расслабленности – приятная температура. Сама беседа с Балаевым прошла на одной из пешеходных улиц Дохи – Лафайетт: она охлаждалась специальной системой кондиционирования, чтобы гуляющим было комфортно. Температура на такой улице на 5-10 градусов ниже, можно есть мороженое, и оно не растает.
Это не ливневая канализация, а кондиционеры – они охлаждают улицу до комфортных 20-25 градусов.
Роман Дворянкин – про особенности Катара
Главным экскурсоводом Нобеля по Катару стал Роман Дворянкин – блогер Sports.ru и бывший генеральный менеджер киберспортивной команды Virtus.pro. Сейчас Роман работает в агентстве, сотрудничающем с оргкомитетом и спонсорами. Он и рассказал Арустамяну, чем Катар удивит в 2022 году и прямо сейчас.
• Запреты, пиво и девушки
Несмотря на строгие законы в мусульманских странах, Дворянкин уверен, что никто не будет заставлять девушек закрывать лицо. Он объясняет: Катар – одна из самых либеральных стран Персидского залива, особенно по отношению к иностранцам. Да, могут не пустить в мини-юбке в госучреждения, но в целом запретов нет.
А вот с алкоголем все строже: употреблять можно только в барах на территории крупных международных отелей – за бокал пива придется заплатить 700-1000 рублей. На всю страну только один магазин, в котором можно купить алкоголь. И то по специальному разрешению от работодателя.
• Погода в Катаре
Самые тяжелые месяцы в Катаре – июль и август. Тогда и температура достигает 50 градусов, и влажность поднимается. Переживать это максимально сложно: поэтому везде ставят кондиционеры, часто у магазинов ставят тенты для машин – чтобы не нагревались на солнце.
Даже социальная реклама направлена на борьбу с жарой и ее последствиями:
«В некоторых государственных учреждениях в мужских туалетах, прости за подробность, у нас под писсуарами висит реклама лекарств от простатита. А здесь висит такая инфографика, где нарисованы разного цвета капельки – не буду конкретизировать, капельки чего – и написано, что в зависимости от цвета, чувак, будь внимательнее, у тебя не тот цвет, надо пить больше воды, иначе будет тепловой удар. И там, знаешь, все подробно расписано».
• Транспорт
Вообще Катар – автомобильная страна. Людей без прав практически нет – немногие оставшиеся передвигаются на Uber. Но к чемпионату мира в Дохе уже построили метро: выглядит стильно, действуют три линии (одна идет прямо от аэропорта до стадиона финала). И да, это метро без машинистов – самое большое в мире.
В метро есть помощники, которые помогают купить билет. Если считать в рублях, проезд стоит порядка 35.
Немного местной специфики: во время молитвы метро не работает – даже для иностранцев.
А вот так в Катаре обозначают пешеходную зону и велодорожку.
• Где пройдет финал ЧМ
На стадионе «Лусаил». Он только строится и сейчас выглядит вот так. Рядом большой транспортный узел.
Во время ЧМ стадион будет вмещать 90 тысяч болельщиков. После мундиаля его подразберут – вместимость уменьшится до 20 тысяч.
«Это как раз хороший пример. Очевидно, что местным командам не нужно так много мест на стадионе. Это хорошее, долгосрочное решение. 20 тысяч местная лига вполне может собрать. 90 или даже 40-45 тысяч, как в Саранске, здесь банально не нужно», – считает Дворянкин.
• Чем вообще Дворянкин занимается на ЧМ
В Катаре сейчас работает много специалистов из России. Даже в оргкомитете есть около 50 людей из России: их позвали после успешного российского ЧМ – помогать продумывать инфраструктуру для Катара.
Платят в Катаре тоже хорошо. Дворянкин говорит, что у топов из оргкомитета высокие зарплаты – несколько десятков тысяч долларов в месяц. Плюс экспаты не платят подоходный налог – это тоже серьезное преимущество. И, конечно, всем на время работы предоставляют жилье, машину и другие приятные бонусы.
Роман тоже занимается проведением ЧМ, но в немного другой сфере:
«Я работаю в агентстве спортивного маркетинга, – объясняет он. – Мне сделали хорошее предложение о работе – больше агентство, которое работает с Оргкомитетом, со спонсорами игр. Я приехал сюда буквально несколько недель назад. До этого был еще пару раз. Пока обживаюсь. Думаю, будет интересный опыт.
Я делаю примерно ту же работу, какую я делал, когда жил в Сочи полтора года, когда там проходила Олимпиада. Если очень кратко и просто объяснять, у любого крупного спортивного мероприятия есть большое количество спонсоров, каждый из которых в рамках этого турнира делает какие-то свои [активации]. Например, у Visa есть история «заплати карточкой Visa – и выиграй поездку на чемпионат мира по футболу».
Мы помогаем этим компаниям с транспортом, логистикой, консалтингом.
Сейчас у катарского ЧМ нет ни маскота, ни какого-то креатива. Компания, в которой работает Дворянкин, будет участвовать в тендере. Сам Роман считает, что немного продешевил, но это не главное – он приехал сюда за мечтой.
• Почему ЧМ-2022 будет особенным
«Это будет первый чемпионат мира в по-настоящему арабской стране, и они намерены сохранить свою идентичность, – считает Дворянкин. – Поэтому все люди, которые сюда приедут, они действительно смогут понять, как живет арабская страна, и это будет чуть-чуть иначе относительно того, к чему мы все привыкли».
Нобель Арустамян дружит с Хави. И это не единственный его друг из суперзвезд футбола
Фото: кадры видео
Что ни говори, какие же мы ...отсталые(
Насчёт скорости - зря. В Мск по скорости не уступают.