8 мин.

Гаттузо – интеллектуал: говорит, что футболу Анчелотти не хватало мысли, и строит игру «Наполи» через контроль мяча

6 побед в последних 7 матчах и процент владения почти как у «Барсы».

Когда в середине декабря «Наполи» уволил Карло Анчелотти, команда и боссы воевали друг с другом. Перед этим президент запирал игроков на базе и разбрасывался штрафами почти по полмиллиона евро. Команда игнорировала босса и ссорилась с тренером. Фанаты разрывались и не знали, на кого наезжать. «Наполи» падал. В десяти матчах клуб победил всего раз.

Смену тренера тифози поняли однозначно: решили, что Рино призван вылечить отравленную раздевалку. Даже предвкушали бодрящие отцовские затрещины, после которых команда забегает на стайерские дистанции. В общем, Гаттузо встретили ожидаемо: как человека, превратившего собственную агрессию в мем. И ошиблись.

Полтора года назад я писал, что Рино сложнее ярлыка, навешенного на его брутальную бороду. Тогда он строил в «Милане» италоязычную «Барсу»: подолгу владел мячом, мгновенно прессинговал после потерь и постоянно заманивал на фланг. Смотрелся он так же естественно, как носорог в балетной пачке, но тогда это хотя бы можно было объяснить. Вместе с «Миланом» Гаттузо наследовал идеи Монтеллы и команду, заточенную под владение; казалось, он просто сбалансировал игру предшественника и с усредненной копией обеспечивает победы.

Но Рино еще глубже. Дженнаро Гаттузо – системный тренер, для которого недостаточно умен даже футбол Анчелотти.

Рино разрушил команду Анчи и построил свою. «Наполи» выиграл 6 из последних 7 матчей 

Гаттузо звали не для того, чтобы научить команду играть за эмблему. Он возвращает «Наполи» тактическую идентичность.

Анчелотти – тактик, а не стратег. Он берет идеи предшественника, замешивает их с атакующей свободой и минимизацией давления, а на выходе получает гибкий и веселый футбол. Но в Неаполе это не сработало. Анчелотти слишком положился на игроков и не понял, что на топ-уровень их вывело кодифицированное движение Сарри; коронное упрощение привело к безыдейности. Когда система распалась, «Наполи» откатился назад.

Гаттузо учился у Анчелотти, так что неудивительно, что его воспринимали так же. Но впечатление оказалось ошибочным. Рино видит футбол по-своему. В первый же день он убрал 4-4-2, которую использовал Анчи, и перешел на 4-3-3 – схему, которую использовал в «Милане» и иногда в «Пизе». А в январе распял работу учителя: «Наполи» – команда без мысли. Даже ошибки, которые мы совершаем, связаны с недостатком идей. Мои требования отличаются от тех, которые игроки слышали в предыдущие годы. Мы должны улучшить защиту, игру в пас, выбор позиции – у нас есть потенциал в этих компонентах. Но самая большая проблема – научить эту команду думать».

Сейчас «Наполи» – команда Гаттузо, а не Анчелотти. За два с половиной месяца Рино пересобрал игру:

1. Перешел на 4-3-3. В этом модуле проще создать фланговые треугольники в атаке и множество линий в защите – фишки, которые отличают систему Рино.

2. Построил игру через низкое владение: «Знаете, я никогда не называю вратаря – вратарем. Я называю его игроком, потому что сегодня кипер должен играть в пас. Я прошу Оспину начинать атаки». В последних матчах вратари «Наполи» пасовали в полтора раза чаще, чем при Анчелотти, а Марио Руй и Максимович (фулбэк и центральный защитник) набили с «Брешией» 240 пасов на двоих. «Наполи» устраивает перепасовки даже в своей штрафной – лишь бы выманить соперника. При Сарри неаполитанцы тоже начинали с вратаря, но никогда не садились так низко, играли гораздо шире и из сильного прессинга выходили длинными вертикальными передачами.

3. Переделал выход из обороны. Анчелотти использовал гибкую структуру, в которой один из опорников открывался на месте фулбэка, а другой – за первой линией прессинга. На чужую половину выходили вертикальными переводами между линиями. Гаттузо разбивает прессинг треугольниками и выходит в атаку через отыгрыш лишнего – обычно через латералей или опорника. Сарри использовал для этого треугольник Инсинье – Гулям – Гамшик на левом фланге.

4. Вернул Инсинье роль, которую тот играл у Сарри – скрытого флангового плеймейкера. Лоренцо отвечает за взрыв перепаса индивидуальными действиями и в такой игре раскрывается лучше всего. С середины января он забил 5 голов – на один больше, чем за предыдущие полгода. У Анчелотти он играл далеко от ворот и реже получал мяч.

5. На чужой половине Гаттузо атакует не зоны между линиями, а пространство за спинами защитников, и создает его так же – через фланговые треугольники. Он разрушает не только механизмы Анчелотти, но и остатки идей Сарри – например, больше задействует центрфорварда: «Нужно варьировать подходы к воротам – сейчас мы слишком предсказуемы. Когда Инсинье и Кальехон разыгрывают свои комбинации, Милик оказывается в изоляции. Они много лет делали то же самое при Сарри, так что теперь все знают, чего ждать». Но команда все равно мучается в позиционном владении: редко находит зоны за спинами защитников, подолгу возит мяч поперек и часто сбивается на кроссы. В «Милане» у Рино была такая же проблема. «Наполи» гораздо опаснее в быстрых атаках.

6. Прессинг Гаттузо – особая тема. Настройка тут исключительно ситуативная. Например, «Ювентус» он прессовал постоянно: у туринцев проблемы с давлением, и Рино ими воспользовался. Но обычно он все-таки минимизирует риск. После потери «Наполи» занижает центр тяжести, откатывается на свою половину и создает многоэтажную оборону.

7. Защита – самая проблемная линия Анчелотти. Гаттузо уже усилил ее, но косяки все еще случаются. С защитниками он работает отдельно, на каждой тренировке отрабатывает все игровые ситуации – хочет максимально автоматизировать взаимодействия в обороне.

Можно подумать, что Рино просто адаптировал стиль под игроков, но это не так. Речь идет именно о перестройке: Гаттузо обучает команду, а не подстраивается под нее. Ради этого он усадил в запас Мерета, одного из лучших вратарей Серии А – он играет ногами хуже Оспины, – и выпросил у боссов реджисту Диего Демме. Рино меняет «Наполи».

«Анчелотти – мой учитель, – признался Рино, – но у меня свой подход. Я не отрицаю его заслуги. Просто тренирую команду иначе. Моя 4-3-3 полностью отличается от его 4-4-2». 

Неаполитанцы выиграли 6 из последних 7 матчей, положили «Юве», «Интер» и «Лацио». Владение зашкалило за 60%; Гаттузо отобрал мяч даже у Сарри. Его похвалил и жесткий Капелло: «Рино отлично поработал: «Наполи» нащупал свой стиль».

Идеи Гаттузо оздоровили и освежили клуб. Но проблемы еще возможны.

Есть риск, что «Наполи» сдаст в конце сезона. Виноват будет тоже Гаттузо

Есть две причины, по которым Гаттузо проиграл четыре из первых шести матчей.

«Наполи» сильно изменился со времен Сарри. Ушли Жоржиньо, Гамшик и Альбиоль – ключевые элементы саррибола. Парни, которые пришли вместо них, играют в другой футбол. Гаттузо достался стилистически разнородный состав, который заточен на владение не так сильно, как кажется. Мертенс, Инсинье и Кальехон привыкли к отработанной атакующей автоматике, Манолас и Лосано – к быстрому вертикальному футболу, а Зелиньски и Руис – к игре на инстинктах и импровизации. Рино понадобилось время, чтобы найти нужные сочетания и хотя бы частично донести идеи.

Расцвет «Наполи» связан с переходом Диего Демме. Реджиста в 4-3-3 – решающий элемент контроля мяча. Он управляет пространством и чужой линией прессинга, варьирует темп и направление атак и выбирает, когда взорвать ритм. У Гаттузо такого игрока не было. Он пробовал Аллана, но бразилец плохо управляет игрой и больше полезен во включениях из глубины, чем страховке сзади. А Фабиан Руис теряется под давлением, долго держит мяч и недостаточно терпелив для опорника; реджиста должен готовить атаки, расшатывая структуру защиты, а если он просто пасует вперед – то забрасывает нападающих в плотный прессинг без поддержки.

Вот почему Рино выпрашивал Демме еще в «Милане». Немец играет в одно-два касания, ускоряет движение мяча и выравнивает баланс незаметными перемещениями. С ним система Гаттузо заработала. «Наполи» лучше контролирует игру, быстрее расправляется с прессингом и выходит из обороны. К тому же Демме освободил Руиса от лишней работы в защите: после его перехода Фабиан выпустил внутреннего Дель Пьеро и через матч создает шедевры подкрутки.

«Демме делает разницу, – восхищается бывший полузащитник олимпийской сборной Дарио Марколин. – Он фундаментален для «Наполи». Демме привносит в игру баланс, управляет командой тоннажем коротких пасов. Он напоминает Давида Писарро».

Вторая причина – сам Рино. Гаттузо не случайно стартовал со сплошных поражений. Так же было в «Милане». В первый месяц после назначения он заново закладывал физику, выматывал команду 10-километровыми кроссами и тренировками по 4 часа в день. Теперь неаполитанцы летают, но динамит в их квадрицепсах не бесконечен – в «Милане» его хватило на три месяца. Велика вероятность, что к маю «Наполи» остановится. Если, конечно, Гаттузо снова не сломает шаблон.

***

Сегодня – первый матч 1/8 финала ЛЧ между «Наполи» и «Барселоной».

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: Gettyimages.ru/Francesco Pecoraro