12 мин.

Враг из юности: Турок, который прощён (Часть 2)

  Я был сыном разведённых родителей,  у меня совершенно не было                                                                    времени на мечты. Можно было думать только о том, чтобы                                                                               учиться и быть кем-то: иметь работу и наполнять едой                                                                               свою маленькую тарелку.  До 16 лет я просто выживал.

ОТ АВТОРА

Рад представить вам вторую часть рассказа о знаменитом бомбардире аргентинского "Велес Сарсфилда", оставившего свой неизгладимый след в истории противостояния его команды с итальянским "Миланом" в борьбе за титул клубных чемпионов мира 1994 года.

ЖИЗНЬ В СЬЮДАД-ЭВИТА

Своё детство Омар Андрес, родившийся весной 1971 года, провёл с двумя братьями, сестрой и отцом. После неприятного развода мать оставила четырёхлетнего пацана, как и остальных детей, с бывшим супругом и ушла к своим родителям. Всё что осталось ребёнку: родной район, преданные друзья, уличный футбол с его безжалостными "молниеносными" турнирами и мысли о работе. "Я не всегда ел два раза в день, поэтому приходилось готовить мате и кушать обычный хлеб. У меня ни разу не было настоящего Дня рождения - просто торт и так каждый год. В школьные годы мне не хватало ежедневной поддержки домашних, внимания, у нас не было никаких средств. Вторым домом для меня была вся улица родного баррио. Вся тогдашняя жизнь - улица, улица, улица," - вспоминал Асад в интервью несколько лет назад.

Подростком юный Омар работал в компании Coca-Cola, вкалывая в столовой, тем самым помогая своей большой семье: братьям, отцу, работавшему в аэропорту, и сестре, ставшей матерью-одиночкой в юном возрасте. Тогда, на улицах Сьюдад-Эвиты, невысокий, пухлый паренёк, прозванный товарищами Буфало (далее вы узнаете откуда появилась кличка), повстречал любовь всей своей жизни, будущую супругу Тану. 

Большой футбол долго не принимал Омара в свои ряды, два десятка команд отказали парню после просмотров. Небольшой рост и проблемы с диетой мешали техничному пацану стать частью профессионального спорта. А пример успеха у Асада имелся: дядя Хулио Даниэль Асад дошёл до сборной Аргентины, играя за "Велес Сарсфилд", а затем стал вполне успешным тренером. Но протекция дяди не понадобилась, со второй попытки Омар всё-таки попал в профессиональный клуб.  

Хулио Даниэль Асад тоже носил прозвище "Эль Турко". Как тренер достиг больших успехов, работая с клубами из Эквадора.

ВЗЛЁТ КАРЬЕРЫ В СОСТАВЕ "ЭЛЬ ФОРТИН"

Обожаемые Асадом уличные мини-турниры отошли на второй план, Омар наконец-то стал игроком одного из старейших клубов страны, "Велес Сарсфилда". Начал футболист с четвёртой команды сине-белых, выступая с такими же молодыми парнями, как и он сам. Дела у низкорослого форварда, на удивление многим, пошли в гору, он обратил на себя внимание тренеров основного состава. Для парня, который не имел специальной подготовки и закалял характер в уличном футболе, Омар выглядел впечатляюще на поле, выделялся своей игрой.

Его кумиром был форвард "Ривер Плейта" Хуан Гилберто Фунес, молодой Асад во всём копировал идола: причёска, манера видения мяча, хитрые финты, всё то, что любит аргентинская инчада. С Хуаном "Эль Буфало" Фунесом Омару не удалось пересечься в "Велесе". Знаменитый голеадор имел проблемы с сердцем и ,несмотря на рекомендации врачей, ни сразу оставил спорт. Трагедия с 28-летним Хуаном случилась в январе 1992 года, сердечный приступ остановил жизнь экс-нападающего сборной, блистательно представлявшего аргентинский футбол в колумбийском "Милльонариосе". 

Хуан Гилберто Фунес Балдовино побеждал с "Ривер Плейт" в Кубке Либертадорес и Межконтинентальном матче за приз Toyota. Последним клубом Хуана "Эль Буфало" стал "Велес Сарсфилд" (1989-90).

"Моим кумиром был Фунес, и поэтому, вероятно, у меня был стиль, похожий на его манеру игры. Хуан был для меня зеркалом, и я его скопировал, - рассказывал Омар спустя годы. -Я начал тренироваться с первым составом "Велеса", но продолжал переодеваться в раздевалке четвёртой команды, пока однажды не появился Оскар Руджери и сказал: « Парень, разве тебя не предупредили, чтобы ты переодевался вместе с нами?». Он привёл меня в раздевалку "основы" и потрепал по ещё мокрым после душа волосам: «Отныне ты будешь пользоваться этим шкафом, ты знаешь, кто здесь переодевался ?». «Хуан Гилберто Фунес», - ответил я.  Я чуть не умер тогда от гордости, переполнявшей меня. С тех пор меня стали называть в команде Juancito или Funecito. И никогда я не менял своё место в раздевалке, свой шкафчик. До самого последнего матча. Не раз хотели "переселить" меня, но я отстоял своё место."

Дебют в чемпионате за главную команду в Примере состоялся 8 ноября 1992 года. Эдуардо Лухан Манера предоставил шанс Омару в игре против "Талльереса" из Кордовы. Спустя несколько месяцев в "Велес" пришёл новый тренер, сделавший себе имя именно в El Fortin. Лучший бомбардир в истории команды в первом же чемпионате сделал сине-белых титуларами. Карлос Бьянки, феномен тренерского цеха Латинской Америки, совершил настоящую революцию в аргентинском футболе. Бьянки и его парни выиграли Клаусуру, проиграв лишь дважды в 19 матчах. Тренер раскрыл талант Омара, ставшего лидером в атаке Эль Фортин. Клуб впервые с 1968 года стал чемпионом страны, второй раз в истории победив в национальном турнире. 

Омар забил пять важных мячей в Клаусуре-93 и на следующий год дебютировал в легендарном турнире американского континента. О том, как Эль Фортин шёл к триумфу в Кубке Либертадорес рассказывалось в первой части Враг из юности: Турок, который прощён, потому перейдём к главному матчу в карьере Асада.

БИТВА ЗА МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ КУБОК

1 декабря 1994 года в Японии парням Карлоса Бьянки предстояла битва за Интерконтинентальный кубок с чемпионами Европы, тогда обладателем Кубка Лиги чемпионов был итальянский "Милан" Железного Фабио. Перед матчем в Токио Асад заявлял журналистам, что не боится защитников команды Капелло, смеялся над Барези и Костакуртой и обещал обязательно забить в игре Росси.

Миланский Дьявол со скрипом набирал очки в первой половине сезона 1994-95, в Серии А красно-чёрные шли на тринадцатой позиции после 10 туров. Бесславно вылетели из национального Кубка, дважды проиграв "Интернационале", а в Лиге чемпионов подопечные Фабио Капелло висели на волоске от громкой неудачи. Последним матчем перед отлётом в Токио была встреча в Триесте, где миланцы второй раз на групповом этапе в сухую уступили сенсационному "Аяксу" Луи Ван Гала. К тому же УЕФА сняла с итальянцев два балла после инцидента в игре против австрийского "Казино" и принудила оставшиеся поединки Лиги чемпионов проводить на нейтральном поле. Не всё в порядке было и внутри команды, резонансный конфликт между Руудом Гуллитом и Капелло лишь придал новых красок игровому кризису, в котором находились чемпионы Европы осенью 94-ого.

В Токио "Велес" начисто переиграл итальянцев, красно-чёрные, где в атаке играли Савичевич и Массаро, так и не создали ощутимой опасности у ворот Хосе Луиса Чилаверта. Карлос Бьянки отлично подготовил Эль Фортин: футболисты действовали предельно чётко и просто в обороне, а в атаку переходили молниеносно, действуя на максимальных скоростях. Замены Капелло во втором тайме так и не вывели из спячки "Милан", аргентинцы доминировали весь матч. Удаление во второй половине битвы за трофей окончательно убило интригу - "Милан" сдался. Командный прессинг, яростное желание победить и полная самоотдача сделали "Велес" чемпионом мира. Омар Асад сдержал слово: заработал пенальти для Роберто Тротты и забил сам, выполнив сложнейший технический элемент и уложив мяч точно в ворота Себастьяно Росси. Асад был признан лучшим игроком матча и получил приз от автоконцерна Тойота, главного спонсора поединка за Межконтинентальный трофей. 

ПОСЛЕ ПОБЕДЫ В ТОКИО

Что же произошло дальше в карьере незаурядного нападающего, любившего провоцировать защитников, ехидно подначивавшего в интервью соперника перед играми? 

Спустя двое суток после триумфа в азиатской столице Омар уже зажигал на "молниеносном" турнире в родном районе с друзьями детства! По-другому быть и не могло, он был благодарен улице, на который провёл детство. Эти футбольные мини-турниры с грошовыми призовыми, жёсткими ударами по ногам, тотализатором, домашней кухней, вкуснейшими пирогами и чоризо в перерывах между рубками на поле сделали его тем форвардом, который разорвал оборону "Сан-Паулу" и "Милана" в главных битвах спортивной жизни.

Всё изменилось в 1995, когда Омар вышел на пик карьеры. Футболист получил тяжелейшую травму в Западном дерби против "Ферро Каррил Оэсте". Разрыв крестообразных связок испортил всё к чему шёл Асад. Вратарь Оскар Ферро нанёс травму нападающему в ноябре, которая сломала форварда.

Долгое восстановление, лечение в США, жесткие диеты, тренировки на грани физических возможностей, возвращение в состав Карлоса Бьянки и снова травмы.  Асад возвращался несколько раз и выигрывал трофеи, (становился и чемпионом Аргентины) опять забивая победные мячи. Однако это был уже не тот яркий нападающий, о котором мечтали "Бока Хуниорс" и "Ривер Плейт", боготворила инчада на "Хосе Амальфитани"  - всё осталось в прошлом. Четыре года парень с улиц Сьюдад-Эвита сражался с болью, но она победила, и в 2000 году Омар завершил свой путь.

ТРЕНЕРСКАЯ КАРЬЕРА

"В 23 года я был чемпионом Америки и мира, но играл только пять лет на самом высоком уровне. Эта красивая дорога была жестоко обрезана травмой. Несколько лет я пытался вернуться на вершину, и в конце концов не смог победить." 

Всю энергию и любовь к футболу Омар перенёс в тренерскую деятельность, начав работать с юниорами "Велес Сарсфилда". Затем Асад стал главным тренером в "Годой Крус", "Эмелеке", командовал в мексиканском "Атласе" и снова тренировал на родине.  

Людьми, которые больше всего повлияли на его карьеру и чьи тренерские идеи направили его талант в нужное русло, Омар считает таких мастеров, как Бьянки, Марсело Бьелса, Оскар Табарес, Фальсиони и Пьяцца. О себе, как тренере, легенда "Велеса" говорит так: "Я смелый, думающий, эмоциональный, люблю атаковать, я надежный, уважительно отношусь к игрокам, честный, серьезный. Ух, ну это я так думаю ...".

Омар не считает совпадением тот факт, что многие футболисты победоносного Эль Фортин эпохи Карлоса Бьянки стали тренерами и не ушли из спорта. Работа с выдающимися наставниками оставила свой неизгладимый след в судьбах его товарищей по "Велесу" образца второй половины 90-х, потому его бывшие партнёры продолжили футбольный путь уже как Мистеры.

ЯМИЛЬ РОДРИГО АСАД

Летом 1994 года, когда "Велес" сражался в Кубке Либертадорес, супруга Тана подарила Омару Андресу сына. Спустя годы Ямиль Асад стал форвардом сине-белых и выигрывал с клубом национальный Суперкубок. Сейчас Асад-младший успешно выступает в США за D.C. United, а ранее здорово играл за "Атланту".

P.S. 1 декабря 2010 года ветераны "Милана" и "Велеса" провели на "Хосе Амальфитани" товарищеский матч. И снова победили аргентинцы.

Автором форвард Омар Асад давно уже прощён за то унижение, что пришлось испытать тогда юному болельщику  "Милана" в первый день декабря 1994 года. Да, конечно, Легенда Эль Фортин в этом признании никогда и не нуждался. Он просто бился на токийском стадионе за свой клуб, за своих товарищей и инчаду сине-белых, за друзей детства, которые уберегли его от криминала и наркотиков, за свою Аргентину, отдавая всего себя ради победы.

Автор блога рад читателям и новым подписчикам. Спасибо за ваше внимание и комментарии, друзья ! Всем удачи ! FORZA  AC MILAN  !