«Тедеско начинал работать вслепую»
В Катаре завершился зимний международный турнир «Кубок Париматч Премьер». Соревнование собрало вокруг себя много ярких представителей футбольной общественности. На матчах, к примеру, можно было увидеть весь тренерский штаб сборной России во главе со Станиславом Черчесовым. Посещал игры Кубка и знаменитый сербский футболист и тренер Бора Милутинович, который сейчас проживает в Катаре.
А в роли эксперта «Матч ТВ» на турнире выступал легендарный российский футболист Андрей Тихонов, который до сих пор — культовая фигура для всего отечественного спорта и, в частности, для болельщиков московского «Спартака». Экс-капитан и тренер красно-белых пообщался с «Известиями», он оценил перспективы своей команды, поделился впечатлениями от турнира в Катаре, а также рассказал о собственных планах на тренерском поприще.
— Вы впервые в Катаре?
— Да, впервые. Здесь симпатично, хотя до Эмиратов немного не дотягивает. Но достаточно необычно. Есть и красивые места, которые удалось посетить. Правда, в пустыне еще не был, но даже если бы была возможность, наверное, не поехал бы. Я спокойно к этому отношусь. На джипах погонять — это одно, а на верблюдов смотреть мне не хочется.
— Многие считают, что ЧМ в Катаре будет одним из самых скучных, хотя бы потому, что здесь проблемы с доступом к алкоголю...
— Дело же не только в этом. Смотрите: когда чемпионат мира проходил в России, все были максимально открыты. Того поведения, к которому привыкли европейцы, в Катаре не будет. Будут серьезные ограничения. Не совсем всё просто и в бытовом плане. Город плохо приспособлен для тех, кто передвигается пешком. Хотя, возможно, они успеют за оставшиеся два года что-то исправить. Наверное, сделают определенные зоны для болельщиков, где можно будет отдыхать и проводить время между матчами. Но пока такого нет. И вообще думаю, что лучше, чем ЧМ в России, турнира уже не будет.
— Как вам формат проведения одного из сборов в виде небольшого турнира?
— Это отличная идея. Конечно, хочется, чтобы было побольше спортивного интереса со стороны участников. Но мы, разумеется, всё понимаем, что для них самым важным было решить свои задачи и подготовиться к возобновлению сезона.
— Что вас удивило на зимнем турнире в Катаре?
— Мы увидели в деле не только футболистов основных составов команд, но и тех ребят, которые обычно играют чуть меньше. Интересно было понаблюдать за задумками и схемами специалистов, возглавляющих клубы.
— Говорят, у «Партизана» одна из главных целей — продать кого-то из футболистов в РПЛ...
— Это вполне нормально, они постоянно работают по этой схеме. У них сейчас играет 18-летний защитник, которого они уже продали в «Монако», а те им вернули его в аренду на полгода. Они для этого и растят футболистов, чтобы продавать.
— О чем вы беседовали с главным тренером «Спартака» Доменико Тедеско на пресс-конференции перед стартом турнира?
— Я сам подошел к нему и пожелал удачи. Сказал, что мы за него переживаем. Несколько лет назад команда становилась чемпионом страны, поэтому хочется, чтобы он повторил такой результат.
— Как он это воспринял?
— Нормально. Если люди подходят не с претензиями, а с пожеланиями, в этом ничего такого нет. Это не пиар, просто искренне хотелось сказать ему, что мы переживаем за «Спартак» и хотим видеть его на самом верху таблицы.
— Сами разговаривали или через переводчика?
— С переводчиком, мой английский не настолько хорош. Ещё скажешь одно слово не так, и тебя поймут совершенно неправильно.
— Часто главные тренеры «Спартака» сталкиваются с критикой со стороны легенд клуба. Как думаете, поддержка столь значимых людей, как вы, важна для них?
— Возможно, он вообще не знал, кто я такой. А поддержка всегда важна. И вообще не имеет значения, кто ты — бывший игрок команды, работник клуба или просто болельщик. Это в любом случае приятно.
— Как вам старт работы Тедеско в «Спартаке»?
— Оценивать его работу можно будет только после зимних сборов. Когда Тедеско пришел, у него не было времени, чтобы подготовить команду. Можно сказать, он начинал работать вслепую. Именно поэтому частая смена схемы игры и различный выбор позиций для футболистов не дали результата. Когда ты не знаешь команду и возможности своих игроков, это к хорошему не приводит. Иногда, конечно, выстреливает, но результаты «Спартака» в концовке первой части сезона оставляли желать лучшего. Сейчас же у него будет достаточно времени на подготовку. Он уже знает всех футболистов и их возможности. Есть время наиграть свои задумки. Весной мы будем смотреть на результат работы Тедеско. Не должно быть так, что сыграл плохо две игры — всё, давай, до свидания. Сейчас специалисту дали полгода, чтобы он спокойно выполнял свою работу. Если он за ближайшие два месяца ничего не сделает, всё уже станет понятно. А если команда заиграет, то вопросов не будет.
— Вы сказали, что Тедеско приходилось менять позиции и схему, но он и в своих предыдущих клубах делал это постоянно.
— И это хорошо. Есть футболисты, которые способны играть на нескольких позициях. Например, Алекса Крала Тедеско иногда использует как центрального защитника, но в своей сборной он играет центрального полузащитника, и это его позиция, на которой в полной мере раскрываются сильные стороны чеха. То же самое могу сказать и про Рому Зобнина, который потерял место в сборной России, играя в «Спартаке» в этом сезоне правого латераля. Для чего это? У Романа есть свои сильные стороны: он проделывает большой объем работы, отбор мяча, подыгрыш. Да, я не скажу, что он выдающийся в плане игры вперед, но свою работу знает. И в золотом «Спартаке» пару лет назад Зобнин выполнял ее здорово. Сейчас же он то на одной позиции, то на другой. Думаю, Зобнин и центрального защитника сыграет, но зачем? Нужно, чтобы каждый игрок знал свою работу на 100%.
— Бывают же ситуации, когда игроки на непривычных позициях раскрываются даже лучше, чем на своих «родных». Например, Юрий Жирков, который не сразу стал левым защитником...
— Он был фланговым полузащитником, а если ты знаешь эту позицию, то так же хорошо можешь играть левого защитника, только с атакующими действиями. Я тоже до 25 лет был нападающим, а потом меня поставили левым полузащитником. При этом за свою карьеру я успел поиграть и опорного, и под нападающим, и на обоих флангах, и латераля. Я даже в воротах стоял. Не играл только в центре обороны. Когда ты можешь сыграть на разных позициях, это хорошо, но во всем есть своя специфика.
— Тедеско фактически не делал футбольной карьеры и всю жизнь шел к тому, чтобы стать тренером. Что вы думаете об этом? Его можно назвать профессионалом?
— Какой он профессионал, мы посмотрим весной. Можно идти к этому, но не у всех получается. Тот же Жозе Моуринью вообще начинал как переводчик. Набирался азов, работая с разными специалистами, учился, попробовал и в итоге добился больших успехов. Леонид Слуцкий вообще вратарем был и очень рано закончил с футболом. Говорить о том, что Тедеско всю жизнь учился на тренера и поэтому он точно станет хорошим специалистом, как-то неправильно. Но мы, конечно, желаем ему удачи и надеемся, что у него всё получится.
— Сейчас довольно много критики в адрес Гуса Тила, который был куплен за серьезную сумму в €16 млн. Почему у него пока не получается?
— Парень чувствует себя не в своей тарелке. Но я его понимаю — он еще совсем молод и оказался в совершенно новой для себя обстановке. Тил пришел на вдохновении, и сначала что-то получалось, но потом начался спад. Думаю, нужно время, чтобы почувствовать уверенность и адаптироваться к жизни в России.
— Уже сейчас многие считают, что «Спартак» переплатил за этого футболиста. Согласны?
— Футболист стоит столько денег, сколько за него дают. Если «Спартак» был готов отдать за него такую сумму, значит, клуб поступил правильно. Я не могу судить за это руководителей. Раз купили, значит, надо использовать игрока на максимуме. Возможно, переплатили, а может, недоплатили. Вдруг он через год выстрелит, и за него будут предлагать уже €30 млн.
— Зимой из «Спартака» в «Рубин» ушел перспективный хавбек Солтмурад Бакаев. Это может повлиять на выступление его брата Зелимхана?
— Думаю, нет. Что им теперь всегда по жизни идти за руку, что ли? Так не может быть. У каждого своя дорога. Невозможно всё время быть рядом. Они ведь даже не близнецы. Да и про тех же братьев Миранчуков писали, что Алексей может уйти в «Ювентус». Что ему теперь, не переходить никуда, если только его зовут, без Антона? В футболе всё бывает. Солтмурад хочет играть, в «Спартаке» ему не давали места в основе, а в «Рубине» такая возможность может появиться. Ну, и он воспитанник клуба, возможно, стоило немного потерпеть. Чтобы играть в старте, нужно быть сильнее тех, кто сейчас выходит на поле. Далее у тебя есть два пути: либо усердно работать и ждать шанс, либо уходить в другой клуб. Он выбрал второй вариант.
— «Спартак» зимой купил форварда «Крыльев Советов» Александра Соболева, с которым вы работали, будучи главным тренером самарской команды. Ожидали, что он так раскроется?
— Человек забивал голы, и все даже начали говорить, что он должен быть в сборной. Но потом Соболев долгое время не отличался. Сейчас посмотрим на него в «Спартаке». Сашка — специфический футболист. Когда команда играет и она на ходу, он тоже хорошо выглядит и голы красивые забивает. Но в последних турах первой части сезона всего этого не было. Это говорит о том, что он зависимый игрок и ему нужно, чтобы команда на него играла. Поэтому, мне кажется, что в «Спартаке» ему будет полегче, чем в концовке прошлого года в «Крыльях». Но и спрос с него будет гораздо больше, чем в Самаре.
— Соболев справится с тем давлением, которое оказывается на любого игрока «Спартака»?
— Только время покажет. Сашка иногда бывает нервным, принимает всё близко к сердцу. Это молодость, есть определенная неуравновешенность. Чем быстрее у него получится в «Спартаке», тем лучше.
— Владелец клуба Леонид Федун сказал, что трансферная кампания закончена. На ваш взгляд, команда уже укомплектована?
— Для чемпионата России у них всё есть. Под еврокубки, возможно, нужны будут покупки, но пока команда укомплектована. Говорят, что «Спартаку» нужен опорник. Но подождите, в команде есть Крал, Зобнин — два игрока уровня своих национальных команд на эту позицию. Плюс есть молодой парнишка Наиль Умяров. Для чемпионата России этого хватит.
— «Спартак» без лишнего шума оформил переход Соболева, и вообще вокруг команды нынешней зимой практически нет никаких скандалов. С чем это связано?
— Это хорошо, что скандалов стало меньше. Значит, руководство ведет себя правильно. Значит, всё выстроено четко и ничего лишнего не попадает в прессу. Ситуация устаканилась. Теперь надо только спокойно работать.
— Это заслуга генерального директора Томаса Цорна, который пришел в клуб летом?
— Не знаю, чья это заслуга — Цорна, тренера или футболистов.
— Этой зимой три форварда из обоймы сборной России сменили клубы: Александр Соболев, Федор Смолов и Николай Комличенко. Это минус для Станислава Черчесова?
— Почему? Смолов перешел в «Сельту» и теперь будет играть в лучшем чемпионате планеты. Комличенко — в «Динамо», и теперь он всегда будет на виду. А Соболев может реализовать все свои качества и еще громче заявить о себе. Не в обиду «Крыльям», но за «Спартаком» всегда будут следить более пристально. Думаю, для Черчесова это только лучше. Претенденты на роль форварда сборной перешли в более сильные клубы.
— Знаю, что вы каждый день занимаетесь в спортзале. Что вас мотивирует на это?
— Во-первых, нужно убрать последствия новогодних праздников. Во-вторых, у меня идет целенаправленная подготовка к Кубку легенд, который пройдет уже через несколько недель. Надо держать себя в форме, все-таки в этом году уже 50 лет.
— Что вас может заставить не пойти в зал?
— Наверное, ничего (улыбается).
— У вас есть мысли о тренерских стажировках, пока вы не работаете в каком-то клубе?
— По стажировкам в данный момент — нет, у меня другие планы. В плане работы, думаю, что зимой никаких вариантов уже не появится. А летом может найтись команда, которая предложила бы мне пост главного тренера.