6 мин.

Ложные фулбэки — важный аспект системы Гвардиолы. Разбираем данную роль

В футболе ранее была очень популярна поговорка: «Никто не хочет вырасти в Гари Невилла». Конечно, основной её смысл не в высмеивании Невилла (как к игроку к нему претензий никаких не было), а в подчеркивании непопулярности роли крайнего защитника в футболе.

Но времена изменились. Несколько лет назад все восхищались гениальными забеганиями и навесами Марсело и Дани Алвеса. Сейчас все кайфуют от игры Трента Александра-Арнольда и Эндрю Робертсона из «Ливерпуля». В нынешнем сезоне эта пара фулбэков в АПЛ отдала 17 ассистов. И ведь впереди ещё 13 туров!

Крайние защитники стали настолько важной частью современного футбола, что их роли и задачи на поле начинают переосмыслять. Сегодня мы разберёмся, кто такие ложные фулбэки.

Кто это и как они используются?

Ложные фулбэки — это крайние защитники команды, которые при владении мячом командой занимают позиции в центре поля, располагаясь выше защитной линии, но глубже номинальных центральных полузащитников.

Однако инвентированные фулбэки приносят пользу не только при игре с мячом, но и в без него. Например, таким защитникам куда проще противостоять инсайдам, главным манёвром которых является смещение в центр с фланга. Но порой им могут доставлять большие проблемы классические вингеры, играющие строго по бровке.

Кроме того, наличие подобных футболистов создаёт численный перевес в центре поля и помогает сохранять владение мячом и даёт возможность вступить в агрессивный контрпрессинг соперника при его потере.

Но использовать ложных фулбэков нужно лишь при необходимости. Ни один адекватный тренер не будет давать указание крайкам выдвигаться в центр лишь для того, чтобы эксперты со Sports.ru воскликнули в один голос в комментариях: «Какой же он крутой/тактик!». Если полузащита справляется со своими обязанностями, соперник не может ничего им противопоставить, а команда спокойно владеет мячом, то не надо ничего выдумывать и пусть крайние защитники будут играть там, где положено.

Моду на ложных фулбэков ввёл Гвардиола. Они создавали пространство для Косты, Комана и Рибери

Как многие бы не думали, Гвардиола не является первооткрывателем этой роли. Однако именно он, скажем так, распиарил это амплуа в футболе. Придя в «Баварию» Пеп обучил Давида Алабу и Филиппа Лама (последнего так вообще выпускал номинальным опорником) этой роли.

Помимо дополнительных вариантов в центре поля, каталонец заставил защитников выдвигаться в центр и для успешного создания изоляций для вингеров «Баварии». Команда создавала перегруз на фланге путём размещения на нём нескольких футболистов. Как только соперник полностью акцентировал своё внимание на заполненном фланге, игроки мюнхенцев переводили мяч на противоположный, где мяч выжидал одинокий вингер команды, который получая мяч разрывал 1 в 1 крайнего защитника соперника. В команде на каждый фланг было по два таких игрока: Рибери и Коман на правом, на левом Роббен и Дуглас Коста.

Два инвентированных фулбэка располагаются в центре поля. Крайние полузащитники соперника выдёргиваются из своих позиций для контроля над игроками в центре. Теперь на каждом из флангов остаётся лишь два игрока: вингер и крайний защитник. В «Баварии» условный Дуглас Коста или Кингсли Коман уничтожали оппонента за счёт дриблинга, простреливая на партнёров внутри штрафной или нанося удар по воротам.

Пеп сделал из Зинченко защитника, хотя тот всю карьеру играл десятку

Пеп хотел перенести свою успешную систему из Германии в Англию. Поэтому массовая манчестерская запуска периода 2016-2017 годов коснулась не только позиции вингеров, но и фулбэков. Гвардиолу не устраивали возрастные и старомодные Санья, Клиши и Сабалета, поэтому шейхи не поскупились потратить на Уокера, Менди и Данило 120 миллионов евро.

Полноценно использовать ложных крайних защитников Пеп начал лишь со второго сезона в «Сити», приобретя на левый фланг Бенджамена Менди. Спустя пару матчей француз получит разрыв крестообразной связки, а каталонцу придётся выкручиваться из данной ситуации. В итоге, слева пришлось играть Фабиану Делфу, номинальному полузащитнику, а также Данило с Александром Зинченко. К слову, об Александре.

Украинец также являлся номинальным полузащитником, как и Делф, но играл на позиции десятого номера. При наличии в полузащите таких монстров, как Де Брюйне, Силва и остальных у Зинченко не было бы никаких шансов закрепиться в команде. Но Гвардиола дал шанс украинцу, переучил его и сейчас Александр является полноценным игроком ротации в «Сити», оправдав доверие тренера. Хотя без ошибок не обходится.

Артета благодаря этому приёму спас дебютный матч в «Арсенале»

Бывший помощник Гвардиолы не стесняется работать по конспектам каталонского тренера. Возглавив лондонский клуб, Микель Артета в первом же матче принял интересное тактическое решение, сделав Мэйтланда-Найлса, номинального полузащитника инвентированным фулбэком, играя против «Борнмута». Данное тактическое решение тренер принял в перерыве матча, но оно сработало и добавило контроля канонирам в центре поля.

Кроме того, данное решение помогло отчасти нейтрализовать угрозу от Джошуа Кинга. Смещавшийся в центр с левого фланга норвежец не смог серьёзно потревожить вратаря «Арсенала», так как его буквально съел Мэйтланд-Найлс.

Микель Артета не забросил данную задумку и использовал подобным образом Найлса в топ-матче против «Манчестер Юнайтед». Этот матч канониры выиграли со счётом 2:0. Учитывая травматичность Бельерина и плотный график в АПЛ, можно быть уверенным, что мы ещё увидим англичанина в подобной роли.

**

Ложные фулбэки хоть и не самое популярное в футболе амплуа, но очень полезное с тактической точки зрения и уже вжившееся в игру. Помимо Гвардиолы и Артеты, их активно используют Клопп, «Бавария» (вне зависимости от тренера) и другие. Данный тренд дошёл и до российского футбола — Семак использовал Дугласа Сантоса полуфланговым крайним защитником.

Современный футбол сделал фулбэков крутыми. И может быть, никто и по сей день не хочет вырасти в Гари Невилла, вместо этого молодёжь хочет стать такими игроками, как Трент Александр-Арнольд или Йозуа Киммих.