Конте и Лукаку наконец вместе. Тренер посадил форварда на диету, нашел ему правильную роль и замучил кардиотренировками
В топе по голам и возвратам мяча, но забивает только аутсайдерам.
«Был момент, когда Лукаку захотел работать с Конте, – рассказывал журналист NY Times Рори Смит после интервью с Ромелу. – Когда бельгийцы проиграли Италии в спарринге перед Евро-2016. Лукаку видел, что Италия переиграла их в каждом компоненте, и с тех пор мечтал попасть в команду Антонио».
Конте разглядел его еще раньше – когда работал в «Ювентусе». А потом просил в «Челси». Оба раза не вышло, однажды Антонио получил Морату, но все равно ревниво критиковал Моуринью: говорил, что Жозе зря тратит талант Лукаку.
Теперь никто не обвинит его в пустословии. Лукаку входит в топ-3 бомбардиров Серии А, повторил бомбардирский рекорд Роналдо (14 мячей в первых 20 матчах в лиге) и вторым в истории «Интера» забил 10 голов в 13 играх после дебюта. Проходы на тридцать метров, во время которых Ром тащит мяч с ловкостью грузового состава, стали одной из фишек сезона.
Кто-то назвал бы это счастливое взаимопритяжение судьбой. В реальности это похоже на завязку самой эффективной химии со времен Гвардиолы и каталонских малышей.
Диета и самые жесткие тренировки в карьере
«Я всегда говорил, что Лукаку – необработанный алмаз. Теперь я могу приступить к огранке», – сказал Конте после перехода бельгийца. Лукаку ждал самый тяжелый месяц в карьере.
Тренировочная система Конте – самая жестокая в современном футболе. Он один из немногих, кто до сих пор делает две тренировки в день – даже посреди сезона. Но это не самое страшное. Занятия у Антонио всегда длиннее и интенсивнее, чем у коллег; он напоминает злых школьных физруков, которые бросают мяч только в конце урока – после нескольких часов издевательств над организмом. «Мои игроки должны есть траву и потеть кровью», – говорит тренер.
Четыре года назад журналисты ESPN подсмотрели разогрев Конте:
100-метровка за 20 секунд, 20 секунд отдыха – повтор. Длительность упражнения – 7 минут;
75-метровка за 15 секунд, 15 секунд отдыха – повтор. Тоже на семь минут;
50 метров за 10 секунд, 10 секунд отдыха – повтор. Те же семь минут;
итого: 45 рывков на 3 километра за 21 минуту. Вся тренировка – два часа.
«После таких тренировок вы не устаете, вы умираете», – жаловался Кьеллини. Лукаку было еще сложнее. Летом он весил 104 килограмма и двигался так, словно увяз в трясине. Чтобы привести новичка в форму, Конте гонял его больше других (вероятно, именно так Ромелу повредил спину в начале сезона).
«Все говорят, будто самая жесткая физика – в Англии, но это не так, – вспоминал Лукаку, когда все закончилось. – Никогда и ни у кого я не тренировался так, как в Италии. Через две недели я нажаловался агенту. Во время тренировок я оглядывался украдкой, но никто больше не ныл. Все справлялись. Тренеры смеялись надо мной. Но Конте всегда рядом, всегда требует максимума. Он заряжает вас энергией, и потому никто не сдается. Поэтому мы играем интенсивнее всех [«Интер» – на первом месте по пробегу в Серии А]. Похоже, здесь я наконец-то раскрою свой потенциал».
Этого фитнеса наверняка хватило бы, чтобы за месяц превратить толстяка в атлета, но лишним манчестерским килограммам предстояло не только кардио. Джаккерини называл систему Конте сочетанием «голода и пахоты»; двадцать лет назад Антонио продлил игровую карьеру правильным питанием – и с тех пор во всех клубах вводит особый режим. Лукаку сел на диету.
На самом деле она не так строга, как звучит – хоть и названа в честь Конте. Рацион Антонио основан на средиземноморской диете – известном пищевом парадоксе, открытом в середине прошлого века. Тогда американцы обнаружили, что во Франции и Италии едят много жирных продуктов, но легко управляют весом и реже страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Почему так, точно не выяснили до сих пор; известно только, что дело в сочетании продуктов – каждый в отдельности не дает нужного эффекта.
Конте кое-что убрал, добавил несколько мощных белковых продуктов – и создал успешную спортивную диету, которая каждого игрока превращает в аналог Канте. Антонио уверен, что его план питания помогает на всех уровнях: «Я почти ничего не запрещаю. Просто нахожу правильный баланс между углеводами, белками и жирами. На этой диете игроки меньше травмируются и быстрее думают». Лукаку сбросил 3 килограмма за полторы недели, питаясь вот так:
постное мясо: грудинка курицы или индейки, крольчатина;
брезаола – волшебная вяленая говядина, маринованная в вине; многие именно ей объясняют долгие карьеры итальянских футболистов. В брезаоле рекордное содержание белка – 34 на 100 грамм продукта – при почти полном отсутствии жиров и углеводов;
рыба;
булгур, рис, паста из твердых сортов пшеницы;
овощи и фрукты пять раз в день, зелень (орегано, базилик и тимьян в первую очередь);
оливки и оливковое масло – главный источник полезных жиров в рационе;
никакой жареной пищи, сыра, картошки и алкоголя.
Лукаку уже подстраивал массу под требования тренера. В «Эвертоне» он весил 94 килограмма, чтобы забегать за спины и атаковать пространство. Для Моуринью набрал намного больше сотни и играл спиной к воротам. Конте требует баланса выносливости и силы – поэтому Ром держит вес в диапазоне 98-101 килограмм.
Лукаку – один из ключевых игроков «Интера». Конте нашел ему идеальную роль
Ромелу всегда считали эталоном центрфорварда Конте. Антонио предпочитает хардкорную классику – систему «маленький-большой» с двумя нападающими: здоровым столбом и небольшим бегунком. Один – шириной со штрафную, играет спиной к воротам и почти всегда в статике. Другой – мобильный, ищет свободные зоны и помогает в прессинге.
Идеальный «маленький» в «Интере» уже был. Лукаку должен был стать черно-синим «большим» – ориентиром для вертикальной контратакующей системы Конте. Он уже играл похожую роль раньше и вроде прекрасно подходил для нее. Но Конте сделал из него «маленького» – мобильного нападающего, начинающего движение в глубине атаки.
Именно это решение раскрыло в Лукаку одного из самых разносторонних нападающих лиги. Раньше Ромелу видели тяжелым форвардом, годным для нескольких ограниченных в движении ролей (везде, кроме эпизодов в «Эвертоне» и «МЮ»). Но за внешним видом супертяжа скрывается умнейший центрфорвард, разрывающий стереотипы классной сменой позиций и редкими пасами-бриллиантами. Лукаку затачивает движение под командный ритм, создает много пространства и почти всегда открыт для паса. За каждой перебежкой Ромелу стоит понимание игры.
«Меня никогда не оценивали по мастерству. Один журналист написал, что я недостаточно умен для игры «МЮ». Меня это обидело», – описывал Ром.
Конте – первый после Мартинеса, кому понадобился настоящий Лукаку, а не второй Дрогба или нулевой Игало. Ради него Антонио отказался от привычной модели и построил систему с двумя динамичными форвардами, которые креативно жонглируют ролями. Лукаку и Лаутаро никогда не находятся на одном уровне и четко держат дистанцию между собой; так Конте всего двумя игроками удлиняет структуру соперника, создает разрывы между линиями и вертикаль для быстрых контратак. Ромелу и Лаутаро меняют роли в зависимости от ситуации: а) вдвоем исполняют столбов на разных этажах владения, когда команде нужно зацепиться за мяч; б) варьируют задачи в позиционных атаках, когда нужно создать глубину владения: один атакует свободные зоны из глубины, другой связывает центрбеков в штрафной; в) вдвоем атакуют лицом к воротам – игрок без мяча создает напарнику пространство, уводя защитников. Вьери сравнивает их с собой и Роналдо.
Отражение этой умной игры – не в 16 голах, а в 216 возвратах мяча в сезоне. Лукаку больше всех форвардов лиги влияет на восстановление владения после потери. Причем отбирает и перехватывает реже, чем Лаутаро. Это особенно показательно: Серия А засчитывает не только личные возвраты, но и командные, в которых игрок принял участие. Лукаку настолько умно выбирает позицию и перекрывает зоны, что влияет на командный отбор без прямого вмешательства.
«В Италии все зависит от тактики – выбора позиции, расположения мяча – и ему нравится это, – передавал Рори Смит слова Лукаку. – Он самостоятельно отрабатывает тактическое движение на тренировках. И сам анализирует видео, индивидуально готовится к каждому сопернику и изучает слабые места всех защитников лиги. Лукаку называет английский футбол хаотичным. В Италии нужно обдумывать каждый шаг – это стимулирует рост».
«Интер» требует от Лукаку как раз тот стиль, который ему нравится. Ром часто сваливается в глубину и на фланг, чтобы набрать скорость и атаковать лицом к воротам. Освобождает пространство и вытягивает центрбека, открывая штрафную для Лаутаро. Вытягивает команду вперед затяжными пробежками. И почти одинаково влияет на «Интер» и в защите, и в атаке.
«Лукаку – почти самый важный игрок «Интера». Все строится вокруг него – не только из-за физики, но и из-за интеллекта», – считает бывший защитник миланцев Леле Адани.
В «Интере» уже играл центрфорвард, которого сложно было найти в штрафной. Двадцать лет назад Роналдо тоже сваливался вниз и на фланг, использовал глубину для стартового рывка и в профильной зоне появлялся не статичной «девяткой», а с мячом в ногах и на полной скорости.
Но это единственное сходство (если не считать рекорды, которые Ромелу побил). Лукаку тоже втапливает строго вперед, но мяч защищает не ловкостью и темпом, а силой: центнер массы делает его устойчивым даже на скорости. К тому же он не хищник и не летит по прямой к воротам: Ромелу всегда учитывает позицию Лаутаро и выбирает такую траекторию, которая помешает защите сгруппироваться.
«Мне нравится, когда вокруг много движения, – объяснял Лукаку, – так я могу и замыкать, и самостоятельно создавать моменты. Поэтому я так хорош».
Это вовсе не значит, что Ромелу играет на уровне Феномена (в конце концов, бразилец забивал во времена, когда отбор в Италии был формой кикбоксинга). И его по-прежнему много критикуют. 11 из 16 голов Лукаку забил командам из второй десятки. Клубам топ-5 не забивал вообще. «Лукаку хорош только со слабаками, – уверен Ди Канио. – Он красиво укладывает всяким «Дженоа», но растворяется против топ-клубов».
У странной идиосинкразии Лукаку есть причины. С «Юве» и «Лацио» он играл в сентябре-октябре – когда лечил спину, сорванную на тяжелых тренировках. С «Аталантой» из ничего придумал единственный гол: увел защитника и запустил Лаутаро в разрыв. И только с «Ромой» был действительно и беспричинно плох – хотя и поучаствовал в каждом третьем моменте «Интера».
***
Лукаку совсем не прибавил после Англии. Ромелу всегда был таким: умным качком, сочетающим столба, тарана и ложную девятку. В Италии он наконец попал к тренеру, который захотел все это использовать.
***
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: Gettyimages.ru/Alessandro Sabattini, Tullio M. Puglia, Marco Luzzani, Emilio Andreoli; globallookpress.com/Bernd Jürgens / CHROMORANGE
хотя что можно требовать от человека, который коверкает имена и названия клубов.