9 цитат из биографической книги Мартена Мейера о Луи ван Гале
Влияние ван Гала часто недооценивают и забывают о его достижениях и том фантастическом стиле игры, которые демонстрировали его команды. Погрузившись в биографию голландца (Мартин Мейер "Луи ван Гал. Биография"), мне удалось найти немало интересного.
Делюсь вырезками из книги, которые произвели впечатление и попали в мои заметки:
Свою систему игры ван Гал строил на фундаменте, заложенном Йоханом Кройфом: «Никогда не пасуй в ноги партнеру по команде, а всегда на метр впереди него, чтобы мяч был постоянно в движении. Когда первый игрок пасует второму, третий уже должен бежать, готовый принять пас от второго». В Каталонии ван Гал продвигал великих распасовщиков типа Хави или Андреса Иньесты, которые теперь доминируют в центре испанской полузащиты.
Лучшие футбольные тренеры страдают манией все записывать. Журналы ван Гала содержат подробную статистику по ударам и передачам, сделанным каждым игроком в течение сезона. Голландские тренеры особенно любят учитывать все, что происходит на поле и вне его – до, во время и после матча. Таким был Ринус Михелс, да и Дик Адвокат недалеко от него ушел. О своем великом учителе он говорил так: «День и ночь он думал о футболе, делал заметки и хранил все. Я тоже начал их делать. Это словно какая-то болезнь».
Ван Гал гораздо более гибкий человек, чем это готовы признать его критики, хотя он и не сразу научился быть таким: «Когда я был молодым тренером, я пытался навязать определенные аспекты игры мальчикам, которые играли интуитивно, и для них это не работало. Я понял, что такой тип игроков получает меньше преимуществ от структуры и системы, и ему необходимо давать больше свободы. Мусса Дембеле был таким интуитивным игроком, которого я в значительной – для моего стиля – степени предоставил самому себе. У Муссы было много свободы. И у этого было два преимущества: он лучше играл и при этом понимал, что я отношусь к нему по-особенному. Но он хотел быть частью команды, поэтому о многом меня спрашивал. Благодаря такому подходу он стал игроком более широкого профиля».
Таков фирменный стиль тренера ван Гала, и в этом, как и во многом другом, он поразительно последователен. В «АЗ» он давил на тех, кто не угодил ему, – полузащитников, остававшихся в своей зоне комфорта и делавших длинные пасы вперед, и защитников, искавших безопасности рядом с голкипером. Он выводил их из себя, порой используя крепкие слова. По словам Ханса де Конинга, под руководством ван Гала тренировки стали очень напряженными. «Но самое главное, все было теперь иначе. Например, он явно концентрировался на развитии характера. Он ставил семерых игроков на линии ворот и потом просил кого-нибудь нанести штрафной удар с семи метров. И нам приходилось поломать голову над тем, как спасти ворота от гола. Нам нельзя было поворачиваться к мячу спиной, и если тот прилетал тебе в живот – ну что ж, не повезло. В конце концов, ради команды можно было и пострадать. Я помню, что мы считали это слегка ненормальным, но делали так, как он говорил».
Каждому игроку следовало понимать, где находится он сам и где его партнеры. Требовался тщательный контроль за игрой, и вся команда должна была уметь перемещаться по полю как единое целое. Своими поминутными определениями задач для каждого игрока и детальными формулировками тактическими ван Гал показывал, какой он фанатик контроля. На стене в его кабинете висел девиз: «Качество – это отсутствие случайностей».
Естественно, что виртуоз мяча вряд ли станет бойцом, сражающимся один на один с противником. У способности контролировать страх поражения тоже есть свои пределы. Хорошего бомбардира удар в «молоко» вряд ли лишит покоя, тогда как другой игрок может испугаться в следующий раз пробить по воротам или сделать длинный пас. Чувство товарищества, которое игроки испытывают друг к другу, положительно влияет на их дух. А личная ответственность за хороший командный результат – самый важный инструмент в распоряжении тренера, чтобы влиять на настрой игроков.
«Если ван Гал беседовал с потенциальным игроком клуба, то устраивал кандидату форменный допрос, расспрашивая того обо всем. Он хотел знать прошлое его семьи, в какую школу тот ходил и т. д. Футбольные вопросы, безусловно, тоже затрагивались, но в первую очередь ван Гал хотел понять, что за человек сидит перед ним. Он хотел понимать его. Если игрока брали в команду, то тренер старался быть в курсе событий на его семейном фронте. Сам будучи примерным семьянином, ван Гал понимал, что проблемы в личной жизни могут серьезно сказаться на результатах игрока. Поэтому в интересах тренера было, чтобы дома у игрока все шло хорошо. Он знал имена жен и детей футболистов, регулярно справлялся о здоровье беременных супруг и никогда не забывал о днях рождения.
В 2007 году, во время своего второго срока на посту тренера «АЗ», Луи ван Гал привлек к работе в клубе психолога. Лео ван дер Бург, агентство которого обычно консультирует менеджеров корпораций, должен был давать тренерскому штабу советы, как лучше управлять игроками. «Человек не всегда находится в равновесии, – говорил ван Гал. – Я работаю с психологическими данными и нейроинформацией, потому что постоянно думаю, как помочь игрокам лучше понимать себя и тем самым лучше себя контролировать».
«В Германии однажды провели исследование среди левоногих игроков. Их попросили наносить удары только правой ногой. В «результате через три месяца игра правой у этих парней улучшилась на 3 %. При этом их левая нога стала хуже на 30 %. Поэтому выражение „развитие таланта“ следует убрать из лексикона. Вы должны позволять игрокам делать то, в чем они хороши. Пусть каждый игрок тренируется независимо от остальных, чтобы развить свои достоинства и воспользоваться ими. Я уверен, что тренировки должны на 80 % состоять из индивидуальных упражнений». (Цитата того же Лео ван дер Бурга).
Это далеко не все, а лишь маленькая часть. Возможно продолжение :)
Подписывайтесь на Конструктор футбола ВК, чтобы регулярно узнавать что-то новое.