В чемпионате СССР был лимит на ничьи. Его ввели, чтобы бороться с договорными матчами
Не факт, что это помогло.
Ничьи стали проблемой
Сезон-1977 показал: в Высшей советской лиге надо что-то делать с ничьими. Чемпион СССР, киевское «Динамо», сыграло вничью половину матчей в сезоне – 15 из 30. Для титула команде хватило 43 очков (за победу тогда давали 2 очка). Занявшее второе место «Динамо» Тбилиси набрало 39 очков с 13 ничьими. Столько же раз вничью сыграла третья команда лиги, «Торпедо».
Дальше было еще веселее: у московского «Динамо» на четвертом месте – 17 ничьих, у «Шахтера» на пятом – 16. В общей сложности вничью завершились 107 из 240 игр сезона (для сравнения: в прошлом сезоне РПЛ вничью сыграли 68 из 240 матчей).
Кстати, у московского «Спартака» было всего 10 ничьих. Но команда играла в Первой лиге.
Вопрос был даже не в ничьих как таковых – слишком много стало подозрений, что в чемпионате СССР по футболу играют договорняки.
«После красивых голов, забитых гостями, хозяева тут же при полном попустительстве защитников армейцев проводили ответные, – писал в «Футбол – Хоккей» про матч ЦСКА и «Зенита» в сезоне-1976 Владимир Перетурин. – При счете 3:2 оборона армейцев настежь распахнула свои двери, и минут 10–15 Владимир Астаповский (по итогам сезона признанный лучшим вратарем страны – Sports.ru) подвергался непрерывному обстрелу. Как только счет стал ничейным, как по сигналу, прекратились атаки, сильные удары и вообще все единоборства».
Проблему признал министр спорта СССР Сергей Павлов. «Мы получили несколько сигналов о том, что в ходе чемпионата страны ряд команд фактически отказался от борьбы, предопределив исход матча сговорами», – цитировала его «Правда».
Следствие: провал сборной
Следствием падения уровня конкуренции в чемпионате стал кризис сборной СССР. В 1976-м она не пробилась в финальный турнир Евро ( тогда состоял из четырех команд). В 1978-м советская команда не вышла на чемпионат мира – впервые в истории, если не считать ЧМ-1974, куда она не попала, отказавшись ехать в Чили на ответный стыковой матч по политическим причинам. Эта игра должна была пройти через две недели после военного переворота, в результате которого власть в Чили захватил Аугусто Пиночет. В СССР новый режим был объявлен фашистским.
В результате 21 ноября 1973 года сборная Чили вышла на арену стадиона «Насьональ». Судья дал свисток, команда Чили, не имевшая на поле соперника, забила гол, на этом матч закончился.
В 1980-м советская команда снова не прошла отборочный турнир Евро, заняв последнее место в группе с Грецией, Венгрией и Финляндией.
«Серьезные провалы национальной сборной на международном фронте явились следствием постепенного снижения уровня футбола, отсутствия полной самоотдачи футболистов в каждом матче, дифференцированного подхода к отдельным играм, делением их на нужные и ненужные, домашние и выездные, на те, где за результат надо побороться, и те, в которых счет известен заранее», – писал историк футбола Аксель Вартанян.
Что придумали: лимит на ничьи
В 1977-м формат чемпионата слегка обновили. Теперь если команды, которым грозил вылет, заканчивали сезон с одинаковым количеством очков, то они играли два матча как будто в плей-офф (с послематчевыми пенальти, если понадобится). Кроме того, в чемпионате СССР появился прото-VAR. Теперь на матчах от обеих команд должны были присутствовать операторы, записывающие игры на видео – оно бы пригодилось в случае конфликта. Проблема в том, что инспекторам не всегда передавали видеозаписи, а иногда она вообще не производилась.
Как еще бороться со с договорняками? К этому вопросу члены Федерации футбола СССР вернулись в январе 1978 года, после ничейного сезона-1977. Была, например, идея расширить высшую лигу, сократив число вылетающих команд (это чтобы у клубов было меньше поводов трястись за сохранение места в вышке).
В итоге была принята еще более необычная идея. В феврале того же года «Советский спорт» объявил на всю страну: в чемпионате СССР вводится лимит на ничьи. После восьми ничьих в сезоне команда перестает получать за них очки.
Решение раскритиковал Лев Яшин: «С пресловутыми «договорными ничьими» бороться необходимо, и весьма жестко. Но явится ли новое условие чемпионата панацеей от всех бед, сказать трудно. В конце концов «высокие договаривающиеся стороны» могут договориться и по-иному: дескать, ты выигрываешь на своем поле, а я на своем. В итоге будут и волки сыты, и овцы целы. Но футбол-то пострадает».
Сработало: ничьих стало меньше. Но непонятно, помогло ли это против договорняков
В первом сезоне с лимитом сыграли 59 ничейных матчей (то есть почти в два раза меньше, чем в прошлом году). Чемпионом стало тбилисское «Динамо», четко уложившееся в лимит: в 30 матчах – 17 побед, 8 ничьих и 5 поражений. Перебрали только 5 пять команд – «Локомотив» (9 ничьих, предпоследнее 15-е место), «Торпедо» (11 ничьих), московское «Динамо» (10 ничьих) и киевское «Динамо» (9 ничьих). Киевляне заняли второе место, но чемпионскую разницу сделал не ничейный штраф – Тбилиси опередил их на 4 очка.
Сделал ли лимит на ничьи советский футбол чище? Одним из первых в этом усомнился Константин Бесков, говоривший: «Лимит ничьих замышлялся как средство борьбы с «договорными» ничьими, то есть суррогатом настоящего футбола, который в последние годы не раз предлагался зрителям. Как временная мера он себя оправдал. Но где гарантия, что любители добывать очки и почести малой кровью не станут обмениваться по сговору поражениями?».
Вартанян писал, что советский чемпионат вряд ли стал лучше. Его первый аргумент: если команда к концу сезона не уперлась в лимит ничьих, то ей и сейчас никто не мешает катать договорные ничьи на финише сезона. Второй аргумент тот же, что и у Бескова: теперь появился смысл обмениваться победами. Историк подсчитал, что в сезоне-1977, когда был рекорд ничьих, соперники обменялись победами 20 раз, в 1978-м – 39. Подозрительно.
Побочный эффект: лимит стал влиять на результаты чемпионатов
В конце 70-х советский футбол стал более атакующим. Похоже, сказалось влияние мирового футбола, где пошел тренд на рискованную игру.
«На чемпионате мира 1978 года на авансцену вышли форварды, явно усилилась линия атаки. Атаковали все — не только лидеры, но и аутсайдеры вроде команд Ирана и Туниса, прибывших в Аргентину не с «выездными моделями», а с глубоко эшелонированной обороной и с нескрываемым намерением забить сколько получится. Опыт мирового футбола подкреплял мой призыв к футболистам «Спартака»: «Атаковать! В каком бы городе мы ни играли, главное — победить!», – писал Бесков в книге «Моя жизнь в футболе».
В результате получился сезон-1979 с мощной чемпионской интригой: за два тура до конца шансы на титул были у трех команд – «Спартака», киевского «Динамо» и «Шахтера». Чемпионом стала команда Бескова, еще два года назад игравшая в Первой лиге.
Лимит на ничьи серьезно влиял на исход чемпионатов целое десятилетие. В 1979-м «Динамо» из-за перебора ничьих вылетело из тройки медалистов. В сезоне 1980 лимит поменяли – теперь штраф начинался после десяти ничьих. В следующем сезоне не уложился «Торпедо» – и остался без места в еврокубковой четверке. В 1984-м минское «Динамо» из-за лимита лишилось третьего места. А в 1986-м случилось так, что у московского и киевского «Динамо» было по 11 ничьих. Но оштрафовали только москвичей – в регламенте был пункт, по которому команды, отправившие на ЧМ-1986 двух и более игроков, на время главного турнира сборных были защищены от потери очков по лимиту ничьих.
Уже к середине 80-х стало окончательно ясно, что лимит на ничьи от договорных матчей не спасает. Все научились его обходить в первую очередь за счет схемы обмена победами. Перед сезоном-1989 лимит тихо отменили.
«Зенит» выиграл Кубок СССР в 1944-м. Мы залезли в архив и выяснили, как это стало возможным
Фото: РИА Новости/Моргулис, Андрей Соломонов, Юрий Сомов, А. Варфоломеев, Рунов, Виталий Карпов, Э. Литвинов
68/150 = 0,4533
Да, заставляет задуматься.
Но москвичам зачли одну ничью как внелимитную и вычли очко. А у киевлян не стали вычитать, ибо киевляне иногда уезжали на матчи сборной почти в полном составе, и им пару игр приходилось играть дублерами.
Мне запомнился по газетным протоколам загадочный полузащитник Иван Паламар, который почти всю карьеру провел в первой и второй лигах, но благодаря отъезду основы смог в 1986-м году сыграть один матч за киевлян в вышке :)