Год назад не стало Эмилиано Салы. История о том, что боль не всегда утихает со временем
Улицы городка Прогресо выглядят довольно пустынно в обычный субботний день. Чуть больше 2 000 жителей предпочитают прятаться от знойной жары в помещениях. Расположившись в сельскохозяйственном центре Аргентины, в шести часах езды от Буэнос-Айреса, Прогресо, к сожалению, стал больше известен миру из-за трагической гибели Эмилиано Салы в результате авиакатастрофы. Когда гроб с телом Эмилиано вернулся домой, эти пустынные улицы впервые в своей истории увидели так много людей одновременно.
Год спустя боль все еще ощутима. Журналисты ВВС посетили Прогресо между Рождеством и Новым годом — время размышлений для жителей города. Здесь Сала был не только футбольной звездой. Эль Эми, парень, которого все знали. Он был другом, соседом, бывшим учеником и товарищем по команде. Однако в Прогресо есть люди, боль которых, как кажется, не в состоянии утихнуть никогда: мать Эмилиано — Мерседес, и 24-летний брат Дарио.
Когда Дарио открывает дверь в дом, госпожа Мерседес сидит в столовой. "Спасибо, что пришли. Внимание к памяти сына значит очень многое для нас", — говорит она, мгновенно предлагая гостю стакан воды. Улыбающаяся фотография Салы и сестры Ромины освещает комнату. Отец Салы — мистер Орасио — также умер в прошлом году. Он перенес сердечный приступ в возрасте 58-ми лет, спустя всего три месяца после смерти сына. Орасио и Мерседес вместе не жили.
"Когда Эми было 15 лет, он сидел на кухне в нашем старом доме и говорил мне: "Мама, я хочу быть футболистом". Он так этого желал, что ему пришлось переехать в город Сан-Франсиско, что в провинции Кордова. Он был совсем юным мальчиком. Видеть, как он уходит — было очень трудно, но он был очень решителен и уверен. Он шел к своей мечте и любил футбол всем сердцем. Его очень сильно взволновала возможность сыграть в Премьер-Лиге", — говорит Мерседес.
Сала, которому было 28 лет, собирался перейти из "Нанта" в "Кардифф Сити", но самолет с футболистом на борту потерпел крушение. Клубы до сих пор спорят между собой из-за финансовых аспектов того перехода.Тело Эмилиано нашли спустя некоторое время в проливе Ла-Манш, а вот пилот Дэвид Ибботсон так и не был найден. Болельщики французского клуба очень любили Салу, который перебрался к ним в 2015-м году. Некоторые из них даже приезжали в Прогресо после его смерти. Одним из таких людей был парикмахер игрока, преодолевший Атлантический Океан, чтобы встретиться с семьей Эмилиано.
"Каждый год в октябре я летала во Францию на его день рождения и оставалась там на месяц. Первая неделя была праздником живота. "Мама, пожалуйста, приготовь мне мои самые любимые блюда", — говорил он мне. Но спустя всего лишь неделю он переключался обратно на свою футбольную диету с большим количеством рыбы, потому что он был сосредоточен на поддержании формы. Он был трудягой. Помимо тренировок в клубе, Эми занимался дома с личным тренером. Для этого он организовал тренажерный зал".
После домашних матчей Салу всегда ждала толпа болельщиков возле стадиона. "Он очень стеснялся, но всегда останавливался, открывал окно, раздавал автографы и делал селфи со всеми желающими. Сегодня я хочу сказать им всем спасибо, потому что они продолжают присылать мне фотографии с сыном, которых я прежде не видела. Я получаю много сувениров, особенно из Франции, Аргентины и Англии", — вспоминает Мерседес.
Сала с нетерпением ждал своего перехода в Английскую Премьер-Лигу и вызова в национальную сборную Аргентины. В ноябре 2017-го года он был самым результативным игроком своей страны, если не брать в учет Лионеля Месси. Дарио, да и другие жители Прогресо до сих пор хранят телевизионные записи, где приводилась красноречивая статистика: Месси забивает гол в среднем каждые 95 минут, Сала — 98 минут.
"Мы много обсуждали с Эми перспективы попасть в сборную Аргентины, как два болельщика. Он понимал, что с таким калибром нападающих сделать это было бы крайне трудно, но мой брат никогда не терял надежду. Он хотел стать профессиональным футболистом, и сделал это; хотел играть на самом высоком уровне, и достиг этого; он хотел играть в АПЛ, и его мечта сбылась. Играть за Аргентину — совершенно нормальное желание, не так ли? Мы могли бы увидеть, как он забивает после паса Месси", — говорит Дарио.
Повзрослев, Сала восхищался игрой Габриэля Батистуты и Карлоса Тевеса. Он был поклонником "Индепендьенте" из-за влияния своего друга Колито.
"Воспоминания еще так свежи в моей памяти. Я все еще вижу, как они играют на улице, я должна позвать их, чтобы они хоть немного пообедали или приняли душ, но для них не существовало других игрушек, только футбол. Эми не считал себя знаменитым. Когда он возвращался в Прогресо, то вел себя, как и все вокруг, он был обычным гражданином и... сыном", — вспоминает Мерседес.
Она начинает плакать.
"Я говорила с ним два-три раза каждый день. Можете себе представить? Таков был мой сын. Он рассказывал мне все — какую еду ел, чем занимался, как сложилось его очередное выступление. Он всегда хотел прогрессировать".
Спустя год после своего отъезда из Кордовы Сала попал на просмотр в "Бордо". Клуб подписал его в 2010-м, что облегчило ему получение итальянского гражданства. До своего перехода в "Нант" в 2015-м Сала играл за несколько маленьких французских клубов: "Орлеан", "Ньор", "Кан".
"Он был полностью сосредоточен на прогрессе. Эми изучал французский активно, и очень скоро заговорил на нем бегло. Он наверняка посещал и курсы английского".
В день рождения Салы в прошлом году в Сан-Мартине была открыта гигантская мемориальная фреска, где все и начиналось. Маленький стадион, вмещающий 2 000 человек, также был назван его именем. Местный клуб играет с изображением Эмилиано Салы на своих красно-черных футболках, а региональная лига получила имя своего героя. Для Мерседес, каждый акт подобного внимания — это возможность высвободить немного боли от потери своего сына.
"Для меня очень трогательно видеть всю эту любовь, заботу и сообщения людей. Но что я могу сказать? Я просто хочу, чтобы он был со мной здесь".
За два дня до трагической смерти Салы в Прогресо проходил традиционный фестиваль "Fiesta del Queso", на котором были представлены сыры от производителей этого регионы. Главная площадь Лос Колонизадорес была полна радости. По громкоговорителям объявили, что Эми Сала переходит в "Кардифф Сити", став самым дорогим трансфером в истории клуба.
Вскоре эта же площадь была переполнена вновь, но уже телевизионными фургонами и камерами. Когда они уехали, остались лишь свечи и молитвы простых горожан.
"Я не могу сказать, что справилась с этим. Я все еще пытаюсь. Я почти умерла, будучи живой. Это был ужасный, ужасный год. Я так его любила. Я бы говорила ему это каждый день", — говорит Мерседес со слезами на глазах.
На заднем дворе лают три собаки, одной из них является пятилетняя Нала, которую Эмилиано Сала подобрал во Франции еще щенком. Она прославилась благодаря фотографии в интернете, где Нала покорно сидит и ждет возвращения своего хозяина домой.
"Она знала нас всех, потому что мы приезжали во Францию. Мы забрали Налу к себе. Здесь она нашла вещи Эми, почувствовала его запах. Мы решили взять ее с собой на поминки".
"Этот звонок в шесть утра... Прошел уже год, но кажется, что это было вчера. Боль все еще жива, и она не уйдет никогда".
*По материалам BBC Sport
И это наглядный пример, что бога нет. А если он и есть, то это не абсолютное добро, которое заставляет незаслуженно страдать людей.