Футбольный клуб в Грозном до Кадыровых: в 70-е здесь были отличные зарплаты, игрокам уже тогда давали машины
История грозненского клуба.
Футбол в Грозном существует больше века, но до появления «Терека» в высшей лиге о нем мало говорили. Между тем, в «Тереке» (он же «Динамо», он же «Нефтяник», он же «Спартак») были свои легенды, игрокам платили очень приличные зарплаты, а на стадион приходили по 30 тысяч человек.
Sports.ru пообщался с историком «Терека» Эльбердом Мержоевым и двумя бывшими игроками клуба, чтобы узнать побольше о прошлом грозненской команды.
Основание: похоже, здесь замешаны англичане
Крепость на месте современного Грозного заложили русские войска в 1818 году, с 1860-го она официально стала городом, а вскоре неподалеку нашли нефть. В регион тут же подтянулись англичане.
«Коммерсантъ» ссылается на доклад эмигрантского Союза русских торговопромышленников от 1923 года, который гласил: «Русский капитал в Грозненской области играл незначительную роль. Первое русское предприятие, основанное в Грозненском районе в 1894 г.,— ‘Первое Грозненское О-во’ — весьма скоро попало под английский контроль... Английский капитал не мог возлагать больших надежд на крупную прибыль с уже существующих предприятий, находящихся в давно использованных нефтяных районах. Он, конечно, должен был направить свои усилия на новые нефтяные районы, где проявление его инициативы и его поддержка могли принести ему крупную прибыль. Таким образом объясняется наплыв английского капитала в Грозненский район».
Результат, надо признать, того стоил. В 1917 году на Грозненских промыслах с помощью примитивной на сегодняшний взгляд техники добыли без малого 1,77 млн тонн нефти. Больше, чем, по официальным данным, добывается ежегодно теперь. Скорее всего, именно благодаря англичанам в регионе и появился футбол. В выпуске газеты «Терский край» за 7 октября 1912 года написано: «Футбол возник в Грозном весной этого года благодаря энергии иностранной молодежи в лице конторщиков и прочих, занимающих места в местных нефтяных конторах. И довольно удачно прогрессировал среди учащейся молодежи, которая с большим рвением отдалась английской игре в течение лета».
По мнению Мержоева, до этого чеченцы и ингуши могли не играть в футбол в силу особенностей менталитета: национальные обычаи не позволяли играть в трусах.
В 1921-м появилась Грозненская футбольная лига, а середине 1920-х был основан клуб «Динамо». Сегодня эта команда и называется «Ахмат».
«Терек» в чемпионатах СССР
До середины сороковых годов XX века грозненское «Динамо» играло только в региональных турнирах. В систему чемпионатов СССР клуб вошел в 1946-м. С этого года команда регулярно играла в первенстве РФ среди команд коллективов физической культуры. Сегодняшний аналог этого турнира – Третий дивизион (на ступеньку ниже ПФЛ).
В 40-е и 50-е грозненский клуб мало чего добился, зато регулярно менял названия: команда называлась то «Динамо», то «Нефтяник» и даже «Спартак» (в 1955-м). В 1958-м на встрече «Нефтяника» с болельщиками появилось предложение снова поменять название – «Нефтяников» вокруг стало слишком много. Выбрали «Терек» – в честь реки.
За два года до этого у клуба случился первый в истории большой прорыв. В 1956 году он стал серебряным призером чемпионата РСФСР и поднялся к командам мастеров класса «Б» (аналог нынешней Второй лиги). В 1964-м «Терек» опять вышел во вторую по счету лигу СССР (тогда – класс «А» вторая группа), где выступал пять лет. В этот период команда несколько раз становилась победителем зональных турниров и дважды – обладателем серебряных медалей чемпионата РСФСР.
1966 год. Футболисты «Терека» на учебных сборах
В 1974 году грозненцы стали чемпионами РСФСР, а в следующем году снова вышли в первую лигу и взяли серебряные медали чемпионата РСФСР. Во второй по значимости союзной лиге клуб выступал четыре года, тогда «Терек» стал одним из претендентов в высшую лигу (1977 – 7 место, 1978 – 5 место).
1977 год. Севастополь. Грозненский «Терек» на учебно-тренировочных сборах
Пиковый «Терек»: мощные зарплаты, нефтяная поддержка
В 60-е и 70-е грозненский «Терек» был одной из самых обеспеченных команд страны: футболистам платили как в высшей лиге. Такая ситуация сложилась в первую очередь благодаря первому секретарю Чечено-Ингушского обкома КПСС Александру Власову, будущему министру внутренних дел СССР.
«Власов не пропускал ни один матч и был заинтересован, чтобы команда играла достойно, футболисты не подводили. Среди болельщиков команды ходили разговоры, что он даже обращался в ЦК КПСС по поводу выступления «Терека» в элитной лиге. Грозный – нефтяной центр, как не поддержать команду, когда на матчи весь город ходит», – говорит Мержоев.
Игроки «Терека» обеспечивались квартирами, причем в центре. Когда у кого-то рождался ребенок, ему тут же давали квартиру побольше, а старую освобождали для кого-то еще. Футболисты получали автомобили и после каждого сезона ездили в санатории Серноводска. «Во многом поэтому из Грозного футболисты не уезжали, хотя их звали в ЦСКА и «Спартак». Они тогда говорили:«У меня все есть. Я родился здесь, все мои друзья здесь живут. Я воспитанник грозненского футбола. Зачем мне уезжать в многомиллионную Москву или Питер, где меня никто не знает», – говорит Мержоев.
В СССР клубы были любительскими, в трудовой книжке не было должности «Футболист». Торпедовцы получали зарплату на автозаводе имени Лихачева, динамовцы – по линии МВД. В Грозном футболисты числились за нефтяными компаниями, зарплату получали там же.
Бывший игрок «Терека» – о зарплатах в советское время
Евгений Желябовский играл за грозненскую команду в 60-е и 70-е. Он подтверждает: жили в те годы хорошо.
«На наших матчах стадион был полный. Он сначала вмещал 21 или 22 тысячи, потом его достроили – стало 30 тысяч. С 1972-го по 1976-й стадион был практически полный, порой забивался до отказа. В Грозном очень любили футбол.
Нельзя сказать, что мы купались в золоте, но футболисты считались более-менее высокооплачиваемыми по сравнению с простыми работягами. В те годы первый секретарь обкома получал, грубо говоря, 500 рублей. Футболисты, если много выигрывали – лишь немного меньше. За каждую победу в те годы давались премиальные – 50 рублей, 100 рублей. Когда играли финальные пульки, были немножко побольше премиальные.
У футболиста основного состава в месяц получалось и 400, и 500 рублей, если команда выигрывала. Каждый по-своему распоряжался этими деньгами: кто-то стал жить лучше, купил автомобиль, а другие просто это прогуляли. Доплачивали за игровой авторитет – если кто-то играл лучше или входил в сборную, то и платили больше.
На 500 рублей в 70-е мебель можно было купить. «Жигули» уже стоили в пределах 5 тысяч. Это я всего один год поиграл в команде из первой лиги. Что было в высшей лиге – тайна за семью печатями, трудно сказать, какие там были зарплаты. Это знали только те, кто получал их».
Лучший бомбардир в истории клуба. Бегал быстрее всех, а сейчас почти ослеп
1974 год. «Терек» (Грозный)
Больше всех мячей за «Терек» забил нападающий Виталий Якушкин, игравший за команду 12 сезонов – с 1967 по 1979-й. Он забил 182 гола в 491 игре.
«Якушкин был очень быстрый нападающий, – вспоминает поигравший с ним Желябовский. – Невысокого роста, здорово бежал. Просто нужно было в его зону забросить мяч, он убегал и забивал. Угнаться за ним было очень сложно.
Якушкина и одноклубника Синько звали практически в каждую команду высшей лиги вплоть до киевского «Динамо». Почему не пошли? Мое личное мнение: потому что дурачки были».
Желябовский говорит, что сейчас Якушкин практически ослеп: «Республика должна этому человеку помочь, потому что он до сих пор лучший бомбардир в истории команды. Не обеднела бы команда»
***
По словам Мержоева, самым первым популярным футболистом в истории Грозного стал Алексей Еськов, отыгравший за «Терек» всего два года. «После двух лет за ним начали приезжать из Москвы, Петербурга, Донецка, Алма-Аты, Ташкента, а главное – Ростова, – говорит историк. – В случае отказа выступать за армейский клуб запугивали его призывом на срочную службу в армию без игры в футбол. В тот период не редки были случаи «прохождения службы» в ростовском СКА, в том числе и грозненских футболистов. Он перешел в СКА и играл там десять лет, и входил в состав национальной сборной СССР.
Знаете, как болельщики требовали, чтобы его не отдавали? Прямо на стадионе люди после каждой игры требовали позвать представителя северо-кавказского военного округа [чтобы он решил вопрос]»
***
Еще один культовый игрок старого «Терека» – Умар Садаев, самый популярный футболист команды в 80-е. Садаев играл в нападении, пять раз становился лучшим бомбардиром команды в чемпионатах. Всего он провел за «Терек» 11 сезонов, сыграл 255 матчей и забил 119 мячей.
«В этом футболисте было что-то такое, чему нельзя научиться на тренировках, в играх, – вспоминает его Эльберд Мержоев. – Редкое голевое чутье, врожденный инстинкт форварда, способность оказаться первым там, куда прилетит (отскочит) мяч. Он умел профессионально оторваться от защитников, в нужный момент оказаться в штрафной площадке соперника. Нужно отметить волевые качества и характер Садаева: боец до мозга костей. Когда он несся на добивание или прострел, соперников для него не существовало – он их просто не замечал. Казалось, что он вообще кроме мяча и ворот, никого и ничего больше не видит. Но Умар никогда не стремился играть только на чистых мячах, пытался быть на самом острие, без конца навязывая жесткую борьбу защитникам».
18 июля 1992 года Садаев погиб в автокатастрофе.
***
Мержоев называет еще несколько фамилий важнейших игроков клуба до начала эпохи Кадырова – Дик Дудаев, Анатолий Синько, Альви Дениев, Анатолий Михеев, Виктор Колядко, Олег Хохленко.
Стадион старого «Терека»: назвали в честь Орджоникидзе, разрушен в 90-е
Первую арену в Грозном начали строить в 1928-м. Планировалось, что строить ее будут 5 лет, а строительство обойдется в 300 тысяч рублей. Не уложились: в итоге стадион строился 8 лет и открылся только в 1936 году. Тогда он вмещал десять тысяч зрителей. Названия у него не было, он был просто Республиканским стадионом. Позже он был назван в честь Серго Орджоникидзе и назывался так до распада СССР.
Деньги на стадион выделил Ростов – на правах центра Северокавказского края. К началу 60-х стадион уже вмещал 35 тысяч зрителей. В 60-е и 70-е он почти всегда был заполнен, часто невозможно было билет купить.
В 1992-м после гибели Умара Садаева, одного из лучших бомбардиров в истории клуба, стадион впервые переименовали – как раз в его честь. А в 1993-м стадион называли в честь известного чеченского баскетболиста Увайса Ахтаева.
Стадион имени Ахтаева был полностью разрушен во время войны. Мержоев предполагает, что он мог быть разбомблен в ночь на 31 декабря 1994-го (официально в этот день начался штурм Грозного во время Первой чеченской войны – Sports.ru).
Падение «Терека» в 80-е, исключение из чемпионата в 90-е
В 80-е «Терек» сдал, упала посещаемость. Причиной собеседники Sports.ru называют смену поколений: ушли старые игроки, пришли новые молодые футболисты.
1982 год
«С 1982-го по 1990-й в клубе была тренерская чехарда, тренер был максимум два года, – говорит Sports.ru бывший игрок «Терека» Юрий Белоножкин. – Ставки – обычные. Мы были работниками компании «Грознефть», прикреплены к ней как инструкторы по спорту, но не могу сказать, что по платежам все было идеально.
На стадион тогда ходило тысяч 5-7 зрителей. Были моменты, когда на матчах разыгрывали машину, тогда больше народу приходило. Откровенно говоря, иногда было ощущение, что городу «Терек» не нужен. Болельщик был избалован «Тереком» 70-х, когда команда со «Спартаком» достойно играла. Но тогда и условия были, чтобы приглашать сильных игроков, а в 80-е скромно стало все».
По словам Эльберда Мержоева, после того, как «Терек» хорошо выступил в сезоне-1978, руководство лиги забеспокоилось, что команда выйдет в высшую лигу. Появилась идея: сделать из «Терека» фарм-клуб московского «Спартака». В клуб прислали несколько игроков «Спартака» и тренера Фролова, бывшего вратаря красно-белых. Через полгода Фролова убрали, вернулся прежний тренер, но команду уже покинули несколько сильных футболистов, а первая половина сезона была провалена. Так «Терек» вылетел во вторую лигу.
В конце 80-х в регионе активизировался футбол. В чемпионатах страны появились новые грозненские команды – например, «Эрзу». «До 1990-го нормально все было. Чувствовалось напряженность, в середине 80-х по всей стране начались волнения, но в целом было спокойно», – говорит Белоножкин. «Если бы не начало военных действий, команда была бы в высшей лиге», – считает Мержоев. Но уже через несколько лет в Грозном стало неспокойно и команды просто перестали туда ездить, ссылаясь на то, что боятся. Какое-то время «Терек» получал за такие матчи технические победы, очки начислялись автоматически.
Закончилось все тем, что в 1994-м «Терек» и другие команды республики просто сняли с соревнований. «Из-за военных действий у организаторов чемпионата было право так сделать, – говорит Мержоев. – Других мотивов особо не было. Два года «Терек» – игроки и руководство – боролись за разрешение остаться: ездили в Москву, просили разрешения играть за пределами республики, готовы были играть в Москве, договаривались со стадионами. Не помогло».
***
В 2000 году в Чечне закончились активные боевые действия, а в 2001-м «Терек» вернулся в чемпионат России благодаря президенту клуба – Ахмату Кадырову. «Терек» начал со второй лиги, но за четыре сезона поднялся в Премьер-лигу и выиграл Кубок России.
С сезона-2017/18 клуб называется «Ахмат».
История двух рязанских футболистов из 90-х: один стал киллером, другой взорвался у церкви 💣
Фото: РИА Новости/РИА Новости, Шпаков; fc-akhmat.ru; gazprom-neft.ru; en.wikipedia.org ; checheninfo.at.ua; ru.wikipedia.org/Станислав Гайдук; fcterek.com; rusteam.permian.ru; pravo.ru
Надеюсь, когда-нибудь они забудут про войну, про образ крутых и опасных и снова станут такими как раньше.
Всех участвовавших в протесте по увольняли с работ, типа, "недоволен? давай досвидания"
Спасибо за статью!