10 мин.

Эриксен идеален для Конте. «Интер» станет вариативнее в атаке, но не утратит надежность в защите

Вадим Лукомский – о самом интригующем зимнем трансфере.

Кристиан Эриксен официально стал игроком «Интера». Последние полгода датчанин находился в подвешенном состоянии из-за ситуации с контрактом, который истечет летом 2020-го.

Эриксен так и не ушел в «Мадрид», а «Тоттенхэм» купил Джованни Ло Чельсо, который в перспективе должен забрать большую часть функций Кристиана. Адаптация аргентинца затянулась, но Маурисио Почеттино и Жозе Моуринью все равно не хотели давать ключевую роль Эриксену, который готовится к уходу.

На финальном отрезке в Лондоне Кристиан лишь эпизодически показывал класс. Это сильный контраст с последними шестью сезонами, когда Эриксен был самым важным и стабильным игроком «Тоттенхэма». Теперь у него снова будет ключевой статус. Кристиан так универсален и хорош, что при доверии блистает в любой системе у любого тренера (проверено даже Тимом Шервудом), но есть пара причин полагать, что у Антонио Конте он будет особенно полезен.

Эриксен совмещает работоспособность с креативностью

Футбол Антонио Конте строится на «автоматизмах». Именно это слово Эден Азар использовал, чтобы описать отличия итальянца от любого другого тренера. Альваро Мората тоже рассказывал о тренировках, после которых «команда по сути играет на тебя, даже не глядя».

В умении детально настроить такие автоматизмы Антонио – один из лучших в мире. В защите такая система дает потрясающие результаты. При коротких розыгрышах под чужим прессингом тоже хорошо работает (при условии, что Конте правильно изучил систему прессинга соперника – то есть почти всегда).

А вот в игре против автобусов автоматизмы не всегда идут на пользу. Причина не только в том, что команда оказывается не в состоянии выбраться за пределы трех-четырех идеально отработанных задумок, но и в подборе игроков.

Для футбола Конте максимально важны два качества: дисциплина (иначе автоматизмы нарушаются) и работоспособность. В современном футболе эти качества редко сочетаются с креативностью. Те, кто достаточно пашет, как правило, не дают нестандартных решений, когда автоматизм не работает. Те, кто хорошо созидает, нарушают баланс либо эгоистичным движением, либо халтурой при обороне.

Эриксен – редчайший футболист, который созидает и отрабатывает на топовом уровне. С момента перехода в АПЛ в 2013-м он лидирует по голевым пасам и передачам под удар. Да, это легкое читерство – не все конкуренты провели столько же сезонов, но без феноменальной креативности и стабильности такой результат все равно оказался бы невозможным.

Голевые пасы Кристиана достаточно вариативны: разрезающие передачи, тонкие решения в быстрых атаках, качественные подачи со стандартов, умные навесы на Деле Алли с полуфланга (классика, которую Антонио Конте особенно хорошо помнит).

Даже в этом сезоне у Эриксена 2,5 передачи под удар в среднем за 90 минут. Никогда в АПЛ он не опускался ниже 2,4. Это околотоповый результат (Эриксен в форме дает топовый). В «Интере» нет футболистов с показателем выше 2,3. Его выбивает Антонио Кандрева, но статистика завышена огромным количества навесов, которые достаточно предсказуемы и обычно лишают команду умного продолжения атаки. Это один из автоматизмов, которые не всегда срабатывают, а не решение на случай проблем.

Оригинальные решения в большом количестве на старте предлагал лишь Стефано Сенси, но он не созидал на уровне Эриксена (даже нынешней версии). Тем более, система Конте позволяет использовать их вместе, что сделает «Интер» намного вариативнее в атаке.

При этом Кристиан не внесет дисбаланса в игру без мяча. В защите он показывает цифры на уровне Сенси и Бареллы, которые играют у Антонио в центре полузащиты:

Для полноты картины нужна еще пара деталей: Кристиан почти не уступает в разрушении, хотя играл в чуть более атакующей команде, которая меньше времени проводила без мяча, и часто действовал в более высокой позиции, чем Сенси или Барелла. Сам навык отбора у датчанина не хуже – 51% успешных отборов против 44% и 46% у Сенси и Бареллы. Он уверенно тянет оборонительные требования Конте в центре полузащиты.

Плюс не забываем, что отборы и перехваты – лишь косвенное отражение оборонительной работы. Еще важнее (что у Конте, что у Почеттино) правильное движение при прессинге, которое может привести не к отбору, а к, например, безадресному выносу соперника. В такой работе Эриксен просто прекрасен.

В интервью The Telegraph в 2016-м датчанин описывал роль современной десятки и стиль «Тоттенхэма». У Почеттино никто не освобождался от прессинга – Эриксен принял требования и даже прибавил. «Я всегда был хорош в плане бега. Помимо этого, Почеттино еще любит и требует агрессию и мощь – здесь я, кажется, изменился в лучшую сторону», – рассказывал Кристиан.

В прошлом сезоне Эриксен был лидером «Тоттенхэма» по пробегу в среднем на 90 минут – 12,2 км. Его ближайший преследователь – Эрик Ламела, который выходил лишь на отрезки матчей и за счет этого показывал потрясающую интенсивность. Эриксен же играет почти без пауз и передышек, но все равно блестяще отрабатывает.

Идеальный сценарий для Конте: «Интер» получает одного из самых стабильных созидателей Европы, который прошел через систему Почеттино, где нельзя халтурить. 

Тактика «Интера» хорошо сочетается с дальними ударами Эриксена

В Англии Эриксен боролся и за статус короля дальних ударов. Вполне успешно: никто не забил больше Кристиана из-за пределов штрафной за то время, что он был в АПЛ (23 гола). 

Датчанин очень разумно пользовался этим инструментом: не губил атаки, игнорируя партнеров (или указания Почеттино), а скорее использовал этот инструмент на заключительной стадии матча, если другие приемы не работали. При этом качество удара (даже с левой) у него настолько высокое, что даже этих отрезков хватало, чтобы забивать больше остальных. 

Удары из-за штрафной – еще один полезный метод вскрытия автобусов. У «Интера» Конте особенные отношения с дальними ударами. Команда – лишь на 8-м месте по количеству дальних попыток (и на 17-м по пропорции от числа всех ударов). Но в тройке по голам из-за штрафной. Это очень качественная реализация.

При этом явного исполнителя нет. Лишь Лаутаро Мартинес забил больше двух дальних. Остальные голы распределены между разными игроками. Количество – результат подготовки таких ударов.

Вот пример создания правильных условий перед ударом. «Интер» нагружает штрафную, это вынуждает соперника располагаться глубоко и узко (для защиты при навесах). Футболистов на границе штрафной часто оставляют свободными:

Сейчас «Интер» хорош по дальним голам даже без выдающегося исполнителя, Эриксен – именно такой. Это важная дополнительная угроза: либо соперники станут играть более открыто (перестанут так вжиматься), либо Эриксен получит шансы наказывать.

Три года назад Почеттино копировал схему Конте – Эриксен отлично в ней играл

В сентябре Конте ностальгировал по тактической революции, которую провернул в Англии: «Я тренер, который дает команде очень четкую игровую идею. Кажется, что после меня она входит в моду. Когда я переехал в Англию, никто не играл в три защитника, а после меня так действует даже сборная Англии. Я возвращаюсь в Италию со своей схемой – и тоже наблюдаю все больше команд с тройкой».

Головоломка, которую сформулировала формация Конте, вынудила соперников по АПЛ копировать его идеи. Пик популярности пришелся на следующий после чемпионства «Челси» сезон – 2017/18. Одной из команд в тренде был «Тоттенхэм» Маурисио Почеттино.

У аргентинца было три варианта схемы – 3-4-2-1, 3-5-2 и 3-1-4-1-1 (ромб в середине). Тут есть и шаблон, который Конте использует сейчас, и его любимый английский вариант. Эриксен блистал в каждом из них.

Тот сезон был особенно ярким для датчанина. Он стал вторым после Кевине Де Брюйне в АПЛ и четвертым в Европе по совокупной остроте созданных моментов (из других лиг вклинились Лео Месси и Димитри Пайет) и вторым в АПЛ и Европе по совокупной остроте предголевых передач (лучше только КДБ).

По влиянию на атакующую игру и качеству созидания Эриксен был сопоставим только с КДБ, который провел просто космический сезон (при этом бельгиец играл за более сильную команду в более отлаженной системе). Быть вторым после огненного КДБ в роли, которая требует работоспособности в прессинге, контроля ритма, последнего и предпоследнего паса – огромное достижение.

В другие сезоны Эриксен был важным и здорово адаптировался под нужды команды (иногда больше продвижения мяча, иногда больше созидания, иногда упор на удары), но, пожалуй, именно эта версия датчанина самая мощная – в ней сочетались все элементы на топ-уровне.

Схема не была единственной причиной такого космического уровня, но значительно помогала. В тот год Почеттино умело жонглирования формациями (и не всегда выбирал именно схему Конте), но вариант с тройкой защитников классно подходил Кристиану. Он сам объяснял:

«Думаю, с тройкой команда ощущает больше контроля. Если мы достаточно быстро двигаем мяч и используем свободные зоны, создаем много моментов. Конечно, оборонительные обязанности сохраняются и при игре с четверкой, и при игре с тройкой. Не думаю, что тут много отличий, но подсознательно ты помнишь, что сзади чуть больше игроков, что ты можешь охотнее обострять. 

Естественно, порой тебе может не хватать вариантов для обострения впереди из-за дополнительного защитника сзади, но опять же: если быстро и качественно двигаешь мяч, все равно создаешь много моментов, сохранив при этом надежность».

Проще говоря, с талантом Эриксена и хорошей системой вокруг него схема с тройкой давала больше возможностей пробовать трудные пасы, а его таланта хватало, чтобы трансформировать их в моменты даже при ограниченном числе вариантов.

Гибкость и стабильность Эриксена особенно пригодятся в условиях короткой скамейки

Как мы уже разобрались, Эриксен шикарно закрывает любую роль в центре поля, кроме опорника (а ведь еще он может играть на фланге в 4-2-3-1).

Но у Кристиана есть еще одно недооцененное достижение: последние 5 сезонов он играл 81% или больше времени в АПЛ. В переводе на полные матчи это 31 из 38 (обычно 34-35). Это потрясающая стабильность для атакующего игрока (их больше бьют по ногам, чаще меняют по ходу матчей и ротируют). Датчанин почти не получает травм (или аномально быстро возвращается), при этом держит фантастический уровень.

Комбинация универсальности и почти полного отсутствия травм особенно актуальна для нынешнего «Интера». Стартовый состав Конте и до прихода Эриксена практически не уступал «Юве». А вот со скамейкой – хуже. Все полузащитники, кроме Марцело Брозовича, выбывали на заметный срок. Дублеры (Гальярдини, Весино, Валеро) – игроки другого плана и уровня. «Интер» заметно терял в качестве игры.

Самую яркую тираду Конте выдал после поражения от «Боруссии» в Лиге чемпионов. «Мы доказали, что можем доставить проблемы любому, если находимся в форме, но у нас есть футболисты, которые играют без перерыва. Я уже устал это говорить», – Антонио Конте на той пресс-конференции много раз повторил эту мысль в разных формулировках.

Такие проблемы не решаются одним трансфером (тем более «Интер» сделал намного больше одного). Но железный Эриксен, который легко закроет и роль Бареллы, и роль Сенси, а еще сделает более перспективным вариант с переходом на 3-4-2-1 (тот самый из «Челси» Конте) – огромный шаг вперед.

Фото: globallookpress.com/Carlo Cozzoli/Keystone Press Agency, DeFodi.eu, via www.imago-images./www.imago-images.de; Gettyimages.ru/Laurence Griffiths; REUTERS/Dylan Martinez

Эриксен почти в «Интере»: получит вторую зарплату в Италии после Роналду, а «Тоттенхэм» – всего 20 млн