«Брюгге» хочет построить новый стадион рядом с нынешним. Многие местные жители (в том числе фанаты клуба) против
«А как бы вы отреагировали, если бы на вашем заднем дворе появился 38-метровый мастодонт?»
«Брюгге» на специальной пресс-конференции объявил, что в ближайшие два года планирует построить новый стадион рядом с нынешним. Клуб больше десяти лет хочет переехать с муниципальной арены «Ян Брейдел», которую уже почти полвека делит с принципиальным соперником, но каждый раз сталкивался с административными барьерами — и вот, наконец, получил разрешение на строительство от городского совета.
«Это исторический момент для нас, — говорит председатель «Брюгге» Барт Верхаге. — Мы очень счастливы. Теперь хотим к лету получить экологическое разрешение, а к Новому году уже приступить к строительству, которое займёт около полутора лет. Вообще, я удивлён, что мы всё ещё играем на старой арене. «Ян Брейдел» себя изжил. Мы должны предложить фанатам гораздо лучшие условия и надеемся, что уже в сезоне 2022/23 будем играть на новом стадионе». Его планируют построить прямо рядом с нынешней ареной, где сейчас располагаются тренировочные поля. «Серкль Брюгге» сможет ещё пару-тройку лет поиграть на нынешнем стадионе, а потом ему тоже придётся переехать.
Намерения «Брюгге» неприятно удивили соседей. «Пока ничего не могу сказать по этому поводу, потому что нашего мнения вообще не спрашивали. «Брюгге» и городской совет уже обсуждают наш переезд на север города, но с нами никто не связывался», — заявил президент «Серкль Брюгге» Франс Схотте. «В последние годы «Серкль» принимал конструктивное участие в разработке решения, которое принесло бы пользу как городу, так и обоим клубам, и выступил с рядом альтернативных предложений: в частности, подробным планом реконструкции стадиона имени Яна Брейдела. То, что сейчас задумали «Брюгге» и мэрия, ни разу с нами не обсуждалось. Мы до сих пор не получили ни письменного уведомления, ни финансовых гарантий», — говорится в официальном заявлении клуба.
Мэр «Брюгге» Дирк де Фау призвал «Серкль» не беспокоиться: «Мы хотим построить два футбольных стадиона, которые будут отвечать потребностям каждого из клубов. Или мы сами построим стадион для «Серкля», а потом будем сдавать его по рыночной цене, или предоставим землю в аренду инвестору, который возьмёт на себя обязательства по строительству». «Серкль Брюгге» изъявил желание обосноваться на островке в южной части города, но городской совет настаивает на первоначальном предложении. Схотте, в свою очередь, сомневается, что в указанном месте на севере города вообще можно строить стадион: «Насколько я знаю, это сельскохозяйственные земли. Если «Брюгге» долгое время не мог получить разрешение на строительство там, почему с нами будет иначе?»
Что касается «Брюгге», то их новый стадион, согласно проекту, будет вмещать порядка 40 тысяч человек — на десять тысяч больше, чем «Ян Брейдел». Строительство предположительно обойдётся в 100 миллионов евро. Для сравнения: новый стадион «Гента» на 20 тысяч зрителей, открывшийся в 2013 году, стоил 80 миллионов. Но, в отличие от «Геламко-Арены», на новом стадионе «Брюгге» не будет магазинов и офисных помещений. Клуб сможет заниматься коммерческой деятельностью только в дни матчей, поскольку рядом располагается тихий жилой район.
Именно местоположение — главный камень преткновения. Очень часто фанаты «Брюгге», приезжающие на футбол, паркуют автомобили на частных территориях. «С появлением нового стадиона их станет ещё больше. Да и вообще строительство арены на 40 тысяч человек в густозаселённом районе вызывает большие вопросы», — говорит один из местных жителей. Его, как и многих, также беспокоит возможная проблема экологического и шумового загрязнения. На Facebook даже появилась группа противников строительства стадиона, которая пока насчитывает около четырёхсот человек.
«Мы сделаем много парковочных мест, используя всё допустимое пространство, а также запустим автобусы-шаттлы, чтобы уменьшить пробки, — поспешил успокоить президент «Брюгге» Барт Верхаге. — Кроме того, вокруг стадиона появится так называемый зелёный буфер из растительных насаждений, где жители смогут гулять в обычные дни. Я понимаю, что у соседей возникло много вопросов, и не удивлён, что у нашей затеи есть противники. Но стадион «Ян Брейдел» появился 44 года назад, люди поселились рядом с ним позже — они сделали осознанный выбор. Правда в том, что новый стадион будет приносить вдвое меньше неудобств, чем нынешний: там будет играть только один клуб, а не два. Это будет современная арена, где тщательно контролируется уровень шума и светового загрязнения».
Примечательно, что против строительства выступают даже болельщики «Брюгге». «Всех беспокоит вопрос мобильности, а как насчёт вида? Рядом с нашим домом внезапно вырастет гигантский стадион. Я живу тут с 1981 года, у меня не было никаких проблем с нынешним стадионом, я и сам футбольный фанат. Но если они решили строить новую арену, почему нельзя сделать это на месте старой? Мы боимся, что наши дома подешевеют», — волнуется местный житель. С ним согласен сосед: «Мой дом скоро будет стоить 50 тысяч евро. Я дважды делал капитальный ремонт. Если бы знал, что всё так обернётся, вообще бы за него не брался».
Масштабы строительства настолько пугают некоторых, что они прибегают к любопытным сравнениям. «Стадион будет всего в 50 метрах от моего сада! Берлинскую стену снесли, а тут собираются построить арену в четыре раза выше», — тут мужчина отвлекается на звонок. На рингтоне — гимн футбольного клуба «Брюгге»: «Да, я болею за клуб, живу здесь уже 31 год, но мне не нравится, что нас ни о чём не уведомили заранее. Ну а как бы вы отреагировали, если бы на вашем заднем дворе вдруг появился 38-метровый мастодонт? Естественно, на улицах начались бы массовые беспорядки. Здесь — то же самое».
Но на всё это у мэра Брюгге есть весомый контаргумент. «Мне говорят: «Что же ты творишь с [коммуной] Синт-Андрис?», забывая, что я живу в двухстах метрах от стадиона, а значит, я тоже местный житель, — заявляет Дирк де Фау. — Прямо сейчас рано делать громкие выводы. Все на эмоциях, я понимаю, но строительство ещё не началось. Кроме того, мы сразу же заявили, что хотим сохранить хорошие отношения с соседями. Городской совет и клуб «Брюгге» разделяют наши намерения. За последние дни мы также получили множество хороших отзывов и предложений, в том числе от местных жителей».
Мэр города также объяснил, что строительство стадиона не повлияет на мобильность в районе: «Вокруг арены будет проезжать вдвое меньше машин, чем сейчас, поскольку «Серкль» переедет, и матчи будут проходить лишь раз в две недели. Шаттлы будут доставлять болельщиков прямо на стадион. Что касается парковочных мест, то проектом предусмотрены периферийные автостоянки, которые мы успешно применяли во время Евро-2000. Последние несколько месяцев мы вели переговоры с близлежащими муниципалитетами. Например, в Яббеке у выезда с автострады есть место, где могла бы появиться такая периферийная парковка».
А что об этом думает мэр Яббеке? «Честно говоря, это заявление грянуло как гром среди ясного неба, — говорит Даниэль Ванхессхе. — Я даже не знаю, есть ли у нас подходящая площадка для такой парковки. Бывший объект гражданской обороны — не вариант, потому что там промышленная зона. Так что я сомневаюсь, стоит ли рассматривать Яббеке в качестве платформы, поскольку места у нас нет».
Похоже, кто-то из чиновников врёт или недоговаривает. Впрочем, фраза мэра Брюгге о том, что многие приветствуют идею строительства нового стадиона, всё же соответствует действительности. Кто все эти люди? Конечно же, владельцы кафе и ресторанов. Один из них — бывший вратарь «Брюгге» Свен Дуст. который сейчас управляет заведением «Ден Комптуа»: «Это фантастическая новость. Прекрасно, что клуб остаётся здесь. Трудно отрицать, что его присутствие — это солидное подспорье для нашего бизнеса. В день матча мы за один вечер зарабатываем столько же, сколько за удачные выходные, так что всё к лучшему».
Владельцев не смущают даже футбольные хулиганы. «Ну да, в прошлом у нас были некоторые проблемы, пришлось натянуть на крышу колючую проволоку, но за последние два года инцидентов не было. В общем, это, безусловно, хорошая новость, — говорит менеджер ресторана быстрого питания Frituur Carlos Паскаль ван Брабант. — Это, несомненно, стимулирует бизнес. Лично мне матчи «Брюгге» ежегодно дают дополнительные 10% дохода. Больше стадион — больше посетителей, только пусть не трогают мою крышу».
А что по поводу строительства думают бельгийские футбольные журналисты? Колумнист De Tijd Дрис Бервут справедливо отмечает, что новый стадион принесёт больше денег не только малому бизнесу, но и самому «Брюгге»: «Не столь критично, что клубу разрешат заниматься коммерческой деятельностью только в дни матчей. Он сможет продавать больше билетов и абонементов, еды и напитков, обрести больше VIP-партнёров — возможно, так он даже удвоит текущий доход».
Ханс Вандевеге из De Morgen не верит в проект: «Это безумный, нереалистичный план. Сейчас у «Брюгге» стадион на 29 тысяч зрителей. До и после каждого домашнего матча случается транспортный коллапс. Новый стадион должен вмещать 40 тысяч человек (кстати, не факт, что там часто будет аншлаг), а значит, машин станет больше ещё на треть: как известно, фанаты «Брюгге» вынуждены ехать со всей Фландрии на автомобилях, потому что стадион расположен далеко от железнодорожной станции. Клуб не работает над повышением городской мобильности.
Барт Верхаге сказал, что если клуб получит экологическое разрешение к лету и решит все вопросы к концу года, то сможет сыграть на новом стадионе в сезоне 2022/23. Знаете, есть прогрессивные оптимисты, а есть наивные мечтатели. Барт Верхаге однозначно относится ко второй категории. Должно состояться публичное расследование, и в этом загвоздка. Все заинтересованные стороны могут присоединиться к процессу и затем передать дело в Совет по разрешению споров, так что его рассмотрение рискует затянуться на годы. 2022/23? Вероятно, они имели в виду 2032/33».