Хакан Шюкюр живет в США и работает в Uber. Турция заморозила все его накопления
Раньше он владел кофейней, но ее пришлось продать.
Хакан Шюкюр – одна из главных звезд турецкого футбола. Он 12 лет играл за «Галатасарай» и 16 лет – за сборную Турции, с которой выиграл бронзу ЧМ-2002. На том же ЧМ в матче за третье место он забил самый быстрый гол в истории международных турниров – Южной Корее, на 11-й секунде.
Cейчас суперзвезда футбола живет в США – на родине бывшего футболиста ждут обвинения в оскорблении президента Эрдогана и подстрекательстве к перевороту. За это могут назначить пожизненное заключение или смертную казнь. Сейчас Шюкюр занимается максимально неожиданной для легендарного футболиста работой – водит такси:
«Да, я сейчас выхожу на работу. Я работаю в Uber и продаю книги», – сказал он в интервью немецкому изданию Welt am Sonntag.
Хакан вместе с другом владел кафе и пекарней в Пало-Альто – еще год назад журналисты New York Times брали у бывшего футболиста интервью прямо в заведении. Судя по всему, сейчас с этим бизнесом покончено. Шюкюр говорит, что в кафе случались провокации: приходили люди и играли музыку на домбре – за эти национальные мелодии топят сторонники Эрдогана. Шюкюра даже брали под защиту ФБР.
Проблемы возникают даже у людей, просто связанных с Хаканом.
«Меня иногда узнают в такси. Один человек сказал, что знает и любит меня, но выйдет – не хочет проблем. Еще до переворота случилась другая история: турецкий студент узнал меня, мы с ним сфотографировались. Когда парень вернулся в Турцию, у него в телефоне нашли фото со мной и посадили на 14 месяцев. Государство делает все, чтобы стереть меня из памяти».
У Шюкюра не было проблем с деньгами: легендарный нападающий скопил десятки миллионов долларов, но все были на счетах в Турции. Сейчас финансовые активы заморожены. Даже оставшимися средствами Хакан не может распоряжаться.
«Я инвестировал средства в Турцию – не хотел вывозить во всякие офшоры. У меня фактически конфисковали недвижимость – я не могу ее сдать, потому что потенциальных арендаторов запугивают. У моих отца и матери рак – они сейчас под домашним арестом. Это очень тяжелое время. У них финансовые трудности. У всех, кто связан со мной, сейчас финансовые трудности. У меня сейчас нет ничего».
У футболиста даже отобрали профессиональные достижения – в 2017 «Галатасарай» исключил Шюкюра из всех клубных списков, хотя члены правления проголосовали против.
«Это было решение даже не министра спорта, а лично президента. Без постановления суда. Для меня членство в клубе не было значимо. Зато это хорошая иллюстрация происходящего в стране: такое решение, без суда, спускали с самого верха».
Шюкюр увидел турецкую политику изнутри – и раскритиковал Эрдогана
Вы уже поняли, что проблемы у Шюкюра из-за политики. Все началось в 2008-м, когда Хакан закончил карьеру игрока, а в 2011-м его избрали в парламент от партии AKP (правящая партия, поддерживающая Эрдогана). Пока легендарный футболист выступал за президента, все было хорошо. Но в 2013-м он выпустил официальное заявление, в котором назвал Эрдогана диктатором, обвинил в обмане народа и заявил, что покидает AKP.
«Партия пригласила меня, чтобы набрать рейтинг на моей популярности. Я согласился и вступил. Если бы не пошел в парламент, то никогда бы не понял, как в Турции все плохо. Я жил в странах, которые проводили реформы и благодаря этому стали лучше. А представители партии АКР действуют неконституционно: в Турции невозможно обсуждение. Право голоса есть только у одного человека – остальные молча следуют за ним.
После скандалов в футболе пошли массовые обвинения в коррупции. Я тогда ушел в отставку. Потом началось преследование. В бутик моей жены кидали камни, к детям приставали на улицах. Я решил уехать в США».
Хакана обвинили в том, что он поддерживает гюленизм – движение, названное в честь Феуллаха Гюлена (который тоже живет в США). Его последователи выступают за сближение с Европой, но в Турции их считают террористической организацией. Шюкюр настаивает на том, что он не гюленист, не встречался с идеологом в США – он просто выражал свои политические взгляды.
«Я не гюленист. Я делал только вещи, разрешенные в моей стране. Но я же Хакан Шюкюр – я стал показательным примером для запугивания остальных людей. Многие начали бояться, увидев, что сделали со мной.
Что мы видим по всему миру? Люди занимаются торговлей, уважают друг друга и чужое мировоззрение, основные ценности страны. Но, важнее всего, они создают что-то новое. А власть в Турции сейчас прячется за религией или за Ататюрком. И не создает ничего. А такое общество все дальше от Запада и всего развитого мира. Раньше мы были близки с Европой, в нас инвестировали – теперь же мы смотрим на Ближний Восток».
Шюкюр отрицает участие в перевороте – говорит, что никто так и не сказал, в чем заключалась его роль. Все просто зовут его предателем и террористом, но доказательств нет.
Хакан советует Озилу вступить в партию Эрдогана
Шюкюр и сейчас продолжает политические выступления. Например, критикует Озила за совместное фото с президентом Турции.
«Не очень хорошее фото. Я считаю, что они должны прославлять страну, за которую играют. Многие турки, живущие в Германии, смотрят турецкое телевидение и находятся под его влиянием. Я бы посоветовал Месуту и Илкаю тоже присоединиться к АКР. Изнутри ты лучше видишь суть этой партии. Просто приезжайте, присмотритесь к тому, как живут люди в Турции».
Шюкюр обращается не только к футболистам, но и к самому Эрдогану.
«Вернись на путь демократии, правосудия и прав человека. Стань тем, кто заботится о проблемах людей. Стань президентом, который нужен Турции. Многие люди прислушиваются к тебе, следуют за тобой. Так сей мир. Это ценят во всем мире».
Энеса Кантера на родине обвиняют в терроризме. Эрдоган считает его личным врагом
Фото: REUTERS/Action Images, Umit Bektas; instagram.com/hakansukur54; Gettyimages.ru/Tullio M. Puglia
Мне почему-то больше Хасан Шаш запомнился с ЧМ2002
Немного предыстории, суть в том, что Эрдоган и его ПСР(ну или АКР, как в тексте) были друзьями с гюленистами много лет и велика была эта дружба. Дружили естественно не просто так, а на почве исламизма и против политической власти военных-кемалистов. В итоге эту третью силу им удалось свалить, а вот дальше интересы разошлись, так как каждый захотел быть султаном единолично. Но некоторое время, пока делили шкуру медведя, всё шло более-менее ровно, вот где-то в это время Шукюр и пошел в политику.
Грызня потихоньку усиливалась и достигла апогея к концу 2013 года, когда между ними окончательно пробежала черная кошка, гюленисты попытались разыграть карту коррупции против ПСР, Эрдоган ответил обвинениями в терроризме и много чего ещё было. Шукюр во время разрыва единого ранее блока как раз и спрыгнул не в тот вагон - к гюленистам. Ушел из ПСР, выпустил заявление, начал выступать с их тезисами.
Ну а дальше гюленисты постепенно начали уступать позиции в стране, попытались устроить переворот, чтобы изменить расклад сил - и проиграли. После чего их постигла та же судьба, что и кемалистов, которых они ранее завалили совместно с Эрдоганом. Весьма иронично, на самом деле.
Шукюр кстати из страны сам свалил незадолго до переворота.
Вот как-то так в кратком изложение, выводы сделайте сами - была у него связь с гюленистами или нет.)