16 мин.

Каладзе называют будущим премьером Грузии. Его хвалят за идеальный образ, ругают за перекопанный Тбилиси и елку за 300к

Пока он руководит столицей.

Бывший игрок киевского «Динамо» и «Милана», двукратный обладатель Кубка чемпионов Каха Каладзе вступил в партию «Грузинская мечта» зимой 2012-го – еще до того, как закончил играть в футбол. Вскоре после окончания карьеры, в октябре 2012-го, его назначили министром энергетики страны. «[До прихода в правительство] я не занимался энергетикой, но у меня была компания, которая участвовала в строительстве гидроэлектростанций в Грузии, – говорил он в интервью «Радио Свобода». – Это было давно. Когда я стал министром, я продал этот бизнес». Речь о компании «Грузгидроэнергострой», 45% которой принадлежали инвестфонду Каладзе Kala Capital до того, как его пригласили в правительство.

Если тогда политические способности Каладзе у многих вызывали скепсис, то сегодня он один из самых популярных политиков страны и один из символов правящей партии. В 2017-м Каладзе покинул пост министра энергетики, чтобы баллотироваться в мэры Тбилиси. Выборы он выиграл, а сейчас, по оценкам политологов, может без особого труда переизбраться на второй срок.

Каладзе заинтересовался политикой еще в середине 2000-х, когда публично поддержал Михаила Саакашвили. Тогда Саакашвили был президентом Грузии, сейчас он лидер главной оппозиционной партии страны, которого Каладзе критикует почти беспрерывно. «Это многое говорит о том, как в Грузии устроена политика», – смеется в разговоре со Sports.ru политолог Арчил Сихарулидзе. «Каладзе сейчас критикует Саакашвили, называет его извергом, а его команду – убийцами. Ему припоминают, что когда Саакашвили выбирался второй раз, он его открыто поддержал, критиковал оппозицию. Этого ему никогда не простят. Каладзе объясняет все войной», – вспоминает в интервью Sports.ru Георгий Двали, специальный корреспондент газеты «Коммерсант» в Тбилиси.

В «Грузинскую мечту» Каладзе вступил по приглашению ее основателя, Бидзины Иванишвили. 63-летний Иванишвили – один из самых богатых людей Грузии (в марте 2019-го Forbes оценил его состояние в 4,9 миллиарда долларов). В 2000-е он финансировал политическую карьеру Саакашвили (по его словам, он потратил на нее около миллиарда долларов), в начале 2010-х дистанцировался от него и основал партию «Грузинская мечта» (2012). Зимой того же года в нее вступил Каха Каладзе.

Sports.ru узнал главное о политической карьере Каладзе: как он ее раскачал, за что его хвалят и критикуют, какие у него перспективы.

***

Почему у Каладзе сложилась карьера в политике: селф-мейд, умеет говорить, престижный

Сихарулидзе: Все знают его историю. Каладзе был бедным, позже у него брата похитили (Левана похитили в 2001-м и вскоре убили, однако деньги у его семьи требовали еще около двух лет – Sports.ru). Люди понимают, что он своим трудом всего добился. Причем в Европе, в отличие от многих бизнесменов в Грузии, это становится дополнительной легитимацией. Тот же Иванишвили был бедным, а потом заработал деньги в России. Но когда бизнесмен заработал на постсоветском пространстве в 90-х и начале 2000-х, сразу ощущение: что-то неладно. А в случае с Каладзе все понятно. В «Милане» его не по непотизму ставили. 

Мне кажется, европейский опыт обучил его такой правильной политкорректности. Он футболист, он бизнесмен с опытом в Италии, Украине и Грузии. Да и просто у него, наверное, с рождения талант, чувство меры. Бывает, что чувствуешь, когда человек говорит от себя, а когда – написанный текст. И когда текст заканчивается, он начинает нести чушь. По Каладзе чувствуешь: он понимает, что говорит. 

С политиками как со спортсменами – часто сразу видно [низкий] уровень. Каладзе не такой. По его речам понятно: может, эти слова написали, но над ними реально поработали. В каждом его слове чувствуется сдержанность и понимание того, что надо говорить своим избирателям. Про других политиков часто кажется, что они как роботы, которым плевать на избирателей. Каладзе умеет говорить с эмпатией, внутренней болью.

В Грузии, как и в России, за человеком всегда партия. И часто голосуют не за человека, а за партию. Но я уверен, что за Каладзе сейчас могут проголосовать и без партии.

Зураб Читая, журналист и владелец нескольких баров, – в интервью Sports.ru: У него была очень грамотная пиар-кампания на выборах [мэра Тбилиси]. Он ездил в общественном транспорте, его снимали в метро, автобусах, троллейбусах. Он стоял на своем Mini Cooper в пробках. Создали хороший положительный имидж. 

Пожалуй, это было масштабнее любой другой избирательной кампании в истории Грузии. Деваться некуда было от агитации Кахи Каладзе – наружка, соцсети, концерты, административный ресурс, естественно, задействован по-максимуму. И еще его личный имидж: жена-бывшая модель, дети, животных он любит. Все это красиво и грамотно подавалось.

Он много растерял за последние год-полтора, а до этого за него голосовали нейтральные молодые, которым он казался инстаграмабл, прикольным.

Двали: Каладзе – престижный человек. Он как модель – стильно одевается. Замечательная семья. Позиционирует себя как представитель элиты. Всегда в ногу с самыми продвинутыми волнами Европы. Он всегда красиво украшает Тбилиси, хотя это часто вызывает споры. Он всегда на виду и не лезет за словом в карман, когда дискутирует с главными противниками – Саакашвили и его командой. Он один из самых непримиримых по отношению к Саакашвили. Людям это нравится.

При Каладзе в Тбилиси много строительных работ. Недовольны даже те, кому он нравится

Читая: Одну из главных улиц города, проспект Чавчавадзе, ремонтируют с конца мая. Перед этим переложили плитку, чтобы начать огромный ремонт, а потом все заново разломать и класть снова. Ремонт давно напрашивался, это правильно. Но это не должно делаться год, да еще и с перерывами на какие-то каникулы. Это парализовало уличное движение, Тбилиси превратился в город пробок. 

[Пробки] еще до Каладзе начались, но при нем стало хуже. Неудачные решения по односторонним улицам: то в одну сторону, то в другую. Например, улица Рамишвили переделывалась два раза за последние полгода. Сначала ее сделали в одну сторону, из-за чего образовалась постоянная пробка. Теперь ее переделали в одностороннюю в другую сторону.

Еще он построил велодорожку на проспекте Пекина, это сразу казалось нелепым популистским ходом, проспект же небольшой. Из-за нее его долго перестраивали, в итоге выяснилось то, что было с самого начала понятно: люди не будут ездить из дома №1 в дом №38, они и пешочком могут пройтись. Больше ничего эта велодорожка не дает, она не соединяет проспект Пекина с другими районами центра. Просто катаешься по проспекту Пекина, который пешком в обе стороны – 10-15 минут. 

Та же история с общественным транспортом. Он обещал что-то сделать с коптящими маршрутками, но визуально их меньше не становится. Они переполнены, перегружены, водят как сумасшедшие. Это атрибут банановой республики. Как говорит мой добрый друг и моральный камертон всего человечества Саша Шмурнов, трамваи – показатель современного города, маршрутки – несовременного. Трамваев в Тбилиси давно нет, а маршруток много. Экологичные автобусы тоже есть, но их маловато.

Та же история с паркингом. Каладзе обещал, что разорвет контракт с компанией «Сити парк», которая занималась паркингом в Тбилиси, но, по сути, особо не улучшала ситуацию. Каладзе обещал на это повлиять. Действительно повлиял – к сожалению, в худшую сторону. «Сити парк» хоть иногда эвакуировал автомобили, припаркованные не по правилам. Теперь мэрия и это не делает.

Сихарулидзе: Есть претензия, которую я разделяю. Каладзе решил полностью модернизировать инфраструктуру Тбилиси. В процессе отчетливо стало понятно, что мэрия не рассчитала силы, что в стране просто не хватает организаций, которые асфальт могут нормально положить. Из-за этого, например, на центральной дороге пробки, люди не могут ее использовать, хотя прошло шесть месяцев. Или вот на улице Пекина они сделали ремонт. Да, все очень благодарны. Но делали его долго – люди мучались от звуков. А как только пошел дождь, произошло наводнение. 

Это самая большая критика: просчеты в реформе инфраструктуры. Но я бы сказал, что это связано не только с Каладзе. Он говорит: «Я не могу положить асфальт сам. Мы взяли все организации, оказалось, что они нормально не могут делать». И люди понимают, что это правда. 

Еще при Саакашвили начали копать каждые полгода. И поначалу все радовались, ведь до этого генеральный ремонт в Тбилиси не проводили с эпохи Брежнева. Просто люди не учитывают, что когда копаешь, дорога останавливается. А потом, когда выяснилось, что на копании могут зарабатывать, к этому начали относиться критически, осознавая, что копание никогда не кончится. 

Я не сказал бы, что город перекопан, но Тбилиси маленький город, тем более по сравнению с Москвой. Я никого не оправдываю, ошибки были, но людям надо осознать, что переработка инфраструктуры – это долго и неудобно.

Еще критика: елка из Милана, средний палец

Двали: Критикуют его за то же, за что другие хвалят. Выпячивает стиль, одевается в Милане. Кстати, он родом из Самтредиа, не очень развитый регион. Он начинал играть в футбол там, доигрался до Милана. Но даже сейчас, когда он стильно одевается, на совещания в джинсах приходит, модных костюмах, некоторые говорят: «Gucci, Dolce & Gabbana, а все равно видно, что деревенщина».

Еще критикуют за то, что он до сих пор бизнесмен (владелец инвесткомпании Kala Capital – Sports.ru). За то что в роли министра энергетика продвигал – это не доказано – чьи-то конкретные интересы. Ни один журналист не доказал, что у Каладзе есть коррупционные интересы, но за это его часто критиковали, еще когда он был министром энергетики.

Сейчас его критикуют за то, что в новогодние праздники он украсил город очень красивой новогодней иллюминацией из Милана. Критикуют за миланскую елку, она не очень понравилась людям, люди привыкли к более традиционной елке, еще и цифра ходила – 500 тысяч долларов. Вы понимаете, что из Милана все очень дорого. Почему именно Милан? Просто связано с тем, что он играл там? Пишут, что он якобы откаты за такое получает, но это никто не доказал.

В общем, есть подозрение у оппозиции, да и у части общественности, что он больше бизнесмен, чем градоначальник. Что у него есть доли, родственники и так далее. Но серьезных доказательств я не видел.

Читая: Елка стала одним из символов правления Каладзе. Он привез ее из Италии, заплатив около миллиона лари (около 300 тысяч евро – Sports.ru). Многие говорят так: вот на это выбросили миллион лари? Даже петиции подписывались: давайте вместо елки пустим деньги на помощь нуждающимся. Но Каладзе все равно ее притащил.

Был скандал с поездкой на озеро Комо в разгар протестных акций. В ней был замешан не только он, но и спикер парламента Арчил Талакладзе. Крайне неудачный момент, чтобы ехать, пока в городе открытое противостояние протестующих со спецназом. Чей-то день рождения там был. Еще и отмазывались, врали, что этого не было. Хотя их люди на телефон снимали на самолете. Просто смешно.

Перед зданием парламента перманентно проходят акции протеста. Одна из них – акция двух человек, у которых погибли дети. 

У одного – в горах Панкисского ущелья при спецоперации. Чеченец грузинского происхождения Тамерлан Мачаликашвили – в Грузии многие считают, что он убит случайно в ходе контртеррористической операции. Его отец, который второй год требует расследования, поставил палатку и фактически живет перед зданием парламента на улице Руставели. 

Второй – была школьная разборка детей с поножовщиной и погиб мальчик, Дато Сералидзе. Его отец также требует расследования, поскольку один из детей, участвовавших в драке, оказался сыном бывшего прокурора. Его вывели из-под огня, это всплыло, был страшный скандал. 

Когда была знаменитая ночь Гаврилова (протесты в Тбилиси в ночь с 20 на 21 июня, после того, как депутат российской Госдумы Сергей Гаврилов сел в кресло главы грузинского парламента и разговаривал на русском языке – Sports.ru), несколько человек пострадали (например, девочка потеряла глаз). Под Новый год акции разогнали, установив аттракционы для детей, что тоже многим показалось хамским поступком со стороны Каладзе. Где угодно можно было развлекуху эту устроить.

Дело не в том, что вчерашний футболист не должен становиться мэром. Были примеры в баскетболе: Дэйв Бинг, легенда «Детройта», долго был мэром Детройта. Кевин Джонсон (играл за «Кливленд» и «Финикс» – Sports.ru) – мэр Сакраменто, его очень любят. Просто у сторонников Каладзе разумных аргументов нет, кроме популистских – хороший парень, положительный семьянин, бывший известный спортсмен. Он один из лидеров правящего большинства, а вся его риторика – как и у «Грузинской мечты» – строится только на том, что они против партии Саакашвили.

Сихарулидзе: Чем ближе к выборам, тем сильнее деградирует уровень грузинской политической культуры. Однажды Каладзе показал средний палец молодым протестующим. Они вели себя некорректно, но это не надо делать, хотя это было смешно и ему простили уже. 

Он так не вовлечен в словесную потасовку, как его партнеры по партии. Но был случай, когда оппозиционный телеканал спросил его про елку, и он ответил женщине-журналисту: «Вам и длины, и ширины, и глубины хватит». Он, конечно, не то имел в виду, но вы понимаете, как это прозвучало.

На главном оппозиционном телеканале его гнобят за что можно и нельзя. Но нельзя понять, что правда, а что нет.

Второй срок? Премьер?

Следующие выборы мэра в Тбилиси пройдут в 2021-м. В конце октября Каладзе сказал, что пока не уверен, что хочет идти на второй срок. «Если спросить меня сегодня, то нет, не собираюсь. Настолько в сложных условиях мне приходится работать, что у меня сливаются день и ночь. Это очень тяжело. Если желаешь действительно делать дело, то надо работать в том режиме, в котором находится мэр и все его сотрудники. По-другому невозможно. У меня есть семья, дети… мне очень трудно, но я хорошо понимаю свою ответственность и обязанности. Следовательно, у меня есть амбиции, чтобы по истечению своих обязанностей Тбилиси был особенным городом».

Собеседники Sports.ru считают, что Каладзе не совсем откровенен:

Двали: Не факт, что он не будет баллотироваться. Политики всегда так говорят, когда начинаются выборы. Каладзе же не просто мэр Тбилиси, он один из лидеров «Грузинской мечты» – партии, которая формирует правительство и имеет абсолютное большинство в парламенте. По сути, он руководитель партии (официально он занимает в ней пост генерального секретаря – Sports.ru). Ему будет сложно не баллотироваться, это может быть воспринято так, что он разрывает связи с «Грузинской мечтой» и как бы переходит в оппозицию. Так это будет представлено оппозиционной прессой. 

Если Каладзе покинет элиту правящей партии, это может быть связано с его разногласиями с Иванишвили. Кроме спекуляций я на этот счет ничего не читал. И если бы в 2012-м Иванишвили его не выдвинул [в министры энергетики], у Каладзе мало что получилось бы в политике. Но спекуляций множество, потому что Каладзе – это важно подчеркнуть – избран мэром Тбилиси. Де-факто руководитель Грузии Иванишвили никем не избран. Он не президент, не депутат. А Каладзе избрала столица. 

Оппозиционные партии, особенно соратники Саакашвили, как бы пытаются играть на возможных противоречиях между ними. Они все время распространяют слухи, что между ними разногласия, что Каладзе переходит в оппозицию, что Каладзе не уверен, будет ли баллотироваться в мэры на второй срок.

Возможно, и правда не будет, но только если предложат повышение – например, пост премьера. Премьер по нашей конституции обладает реальной властью. Президент – абсолютно символическая фигура, как президент Израиля. И я уверен, что если Каладзе не предложат пост премьер-министра после выборов 31 октября 2020, то он будет баллотироваться на второй срок в мэрии. Он комфортно себя чувствует, у него большие связи.

Сихарулидзе: Каладзе молодой, у него есть европейский опыт. У него красивая семья, трое детей. Он хороший пример, чтобы назначить его повыше. Если в «Грузинской мечте» будет политический кризис, не удивлюсь, если он сможет подняться по политической лестнице. 

Но я также не удивляюсь, если он откажется. Он не политический деятель в полном смысле. Просто человек, который был недоволен происходящим, пошел в партию. Думаю, для него не будет проблемой уйти из политики. В нем не видно жажды власти. У политика должно быть желание добиваться власти, удерживать ее. А Каладзе – богатый состоявшийся человек, в нем этого нет. Видно, что он просто хочет привести город в порядок и уйти.

Двали:Не сказать, что от него в восторге вся Грузия, но у него есть определенная харизма. Он один из самых успешных футболистов в истории страны, а футбол для Грузии очень важная вещь. Он обладатель Кубка чемпионов, пользуется авторитетом у части молодежи. И у него есть то, чего нет у нынешнего премьера Георгия Гахарии – харизма. И ночь Гаврилова ассоциируется именно с Гахарией. 

Возможно, миллиардер будет переигрывать колоду и предложит пост премьера Каладзе. Де-факто он уже руководитель правящей партии. Иванишвили финансирует «Грузинскую мечту», но реальный руководитель – Каладзе. У него много ресурсов. Гахария – эффективный менеджер. Но у Каладзе есть харизма. Перед выборами это важнее. Его уважают как человека, который прославил страну, играя за один из самых именитых клубов мира. [Для продвижения его политической карьеры в Грузии] футбол – это самое главное.

Сихарулидзе: Мне сложно сказать насчет второго срока, парламентские выборы-2020 в Грузии решат все. А так очевидно, что Каладзе – самый престижный политик в «Грузинской мечте». Когда он только баллотировался, я думал, ему там не место. Но он оказался очень находчивым, очень сбалансированным человеком, который чувствует ситуацию. Это меня удивило, многие наши политики не выделяются такими качествами. 

Он часто говорит, что он просто мэр Тбилиси и не занимается большой политикой. Но если в «Грузинской мечте» на выборах будет кризис, я не удивлюсь, если его попросят вмешаться в большую политику. Ведь самые большие критики в оппозиции отчетливо уважают Каладзе и видят в нем угрозу и силу.

Похоже, де Росси вынудили закончить карьеру. Он поехал в «Боку» за мечтой, но там все пошло не так

Фото: РИА Новости/Александр Имедашвили; Global Look Press/Tamunaphoto/Xinhua; instagram.com/kakhakaladze; Gettyimages.ru/Newpress; REUTERS/David Mdzinarishvili