50 лет первой победе «Челси» в Кубке Англии. Тот финал называют самым грязным в истории
Предисловие: В 1970-м «Челси» впервые выиграл Кубок Англии. В финале по итогам переигровки был обыгран «Лидс». Первый матч завершился со счетом 2:2, второй – 2:1.
До этого «синие» дважды уступали в решающем матче турнира – в 1915-м и 1967-м. Зато после этого выигрывали кубок семь раз: в 1997-м, 2000-м, 2007-м, 2009-м, 2010-м, 2012-м и 2018-м.
Легенды того состава «Челси» – Рон Харрис, Джон Холлинс, Томми Болдуин и Дейв Уэбб – поделились с Daily Mail воспоминаниями о памятном финале.
Первое, что приходит на ум Рону Харрису о финале Кубка Англии-1970, – отвратительный газон Уэмбли. «Позор», – ворчит Харрис. «Мы как на рисовое поле тогда вышли».
Главное воспоминание Джона Холлинса – Эдди МакКриди [левый защитник «Челси», здесь и далее – прим. пер. в соответствии с 1970-ми], пролетевший мимо в позе каратиста и чуть не снесший голову Билли Бремнеру [полузащитнику «Лидса»] во время переигровки финала на Олд Траффорд.
«Он метра на полтора над землей подлетел», – вспоминает Холлинс с тем же удивлением, что было у него на лице и 50 лет назад. «Врезался ему сзади в шею. Рефери дал отмашку играть дальше, мы побежали в атаку и чуть не забили».
Бремнер сыпал ругательствами даже в конце игры, когда Холлинс обнял его и попытался приободрить. После недолгого разговора полузащитники решили, что по результатам такого финала надо выпить.
Эдди МакКриди («Челси») в подкате против Мика Джонса («Лидс»).
Противостояние «Лидса» и «Челси» в финале Кубка в 1970-м – это два матча, две легендарные команды и лучшие футболисты эпохи, за игрой которых по телевизору следили 28 миллионов зрителей. Сегодня это уже классика британского футбола.
В воскресенье «Челси» выйдет на матч против «Ноттингем Фореста» в ретро-форме, посвященной юбилею той победы. Особую ностальгию это вызовет у старших поколений болельщиков: нынешняя молодежь Фрэнка Лэмпарда напомнит им о таких же молодых парнях, за успехами которых они следили сначала в 60-х, когда командой руководил Томми Докерти, а затем и в 70-х, когда Дейв Секстон привел ее к трофеям.
«Пинки, толчки, укусы. Финал против «Лидса» называют самым грязным в истории», – отмечает Томми Болдуин, присаживаясь рядом со своими друзьями и экс-одноклубниками в ложе Стэмфорд Бридж.
Харрис пришел на встречу первым – и ушел с нее последним. Рон всегда пунктуален. «Опаздываю только с отборами», – подшучивает мужчина по прозвищу «Лесоруб». Совсем скоро его уже будут ждать в клубном музее.
«Ну, а я для музея еще слишком молод», – смеется Холлинс.
Рон Харрис (слева) и Джон Холлинс (справа).
С Болдуином мы поговорили еще по дороге в бар. Короткая прогулка была полна воспоминаний об армрестлинге с Ричардом Харрисом [ирландском актере, режиссере и сценаристе] и попойках с Питером О’Тулом [британским актером].
На стыке 60-х и 70-х Стэмфорд Бридж часто принимал актеров Голливуда, в том числе Стива МакКуина и Ракель Уэлч. Все они приезжали по приглашению Сэра Ричарда Аттенборо [пожизненного вице-президента «Челси», британского актера, режиссера и продюсера]. «Челси» со своим омоложенным составом был в центре невероятного микса из футбола, моды и кинематографа.
Показательно, что футболисты «синих» часто собирались в ресторане Alexander, чьими владельцами были дизайнер Мэри Куант и ее муж Александр Планкетт-Грин. Просто однажды Алан Хадсон понял, что весь обслуживающий персонал ресторана болеет за «Челси».
«Я каждый день ел в Alexander спагетти, причем задолго до того, как мы стали ходить туда командой», – говорит Дейв Уэбб, автор победного гола в переигровке на Олд Траффорд. «Мы еще виделись там с принцессой Анной и Майклом Кейном [английским актером, продюсером и писателем]».
В те годы футболисты «Челси» стали регулярно появляться в желтой прессе: дело дошло даже до найма агентов по связям с общественностью.
Так между «Челси» и «Лидсом», между севером и югом Англии, установилась настоящая идеологическая война. Она вылилась в противостояние в финале Кубка.
«Тогда на поле сошлись любители рабочих тканевых кепок с любителями рубашек и галстуков», – констатирует Уэбб.
Соперничество между командами стало крепчать за несколько лет до своего апофеоза.
До памятного финала Кубка Англии «Челси» выбивал «Лидс» из Кубка Лиги, после чего получал пять голов на Стэмфорд Бридж в чемпионате. В 1967-м «Челси» вновь был успешнее в матчах на выбывание: обыграл «Лидс» в полуфинале Кубка Англии, но уступил «Тоттенхэму» в финале.
«Было отвратно покидать поле без чемпионских медалей на шеях», – говорит Болдуин. «Спустя три года мы все еще помнили, каково это – уступать в финале. Мы бы скорее умерли, чем позволили обыграть себя снова. Так и произошло. Мы отдали все силы.
Пол Мадэли [универсал «Лидса»] говорил, что мы их задирали. Так и они задирали нас. Прежде всего, инициатива была с их стороны. У «Лидса» была великая команда с великими футболистами. Просто в определенный момент они превращались в головорезов с неконтролируемым желанием отпинать всех вокруг.
Думаю, они хотели, чтобы мы прогнулись. У «Лидса» такое желание было в крови, им это привил Дон Реви [тренер «Лидса»]. Но с нами это не сработало, мы тоже были крепкими ребятами. У нас был Ронни Харрис. Все мы были мужиками. Росли вместе, бухали вместе, везде и всегда были вместе».
Вот только отношения с тогдашним тренером «Челси», Дейвом Секстоном, не всегда складывались как надо.
«Он хотел, чтобы мы воспитывали в себе дух профессионализма, не пили, не курили, не гуляли», – говорит Болдуин, которого прозвали «Губкой» за способность впитывать невозможное количество алкоголя.
«Иногда он убирал меня из состава. В такие моменты я приходил к нему в кабинет и выслушивал: «Почему бы тебе вообще не выметнуться из команды? Ты хуже Джеймса Дина. Бунтарь без причины [Джеймс Дин – американский актер, получивший призвание благодаря роли в фильме «Бунтарь без причины»]». Но на самом деле он любил меня, а я любил Дейва. Просто у нас были разные взгляды на жизнь».
Томми Болдуин.
«Лидс» доминировал в матче на Уэмбли. Игра проходила 11-го апреля, а поле было в отвратительном состоянии из-за прошедшего накануне конкурса «Лошадь года».
Джек Чарльтон [защитник «Лидса»] забил первым: пробил головой и застал врасплох Харриса с МакКриди. Питер Хаузмен [вингер «Челси»] сравнял счет после ошибки голкипера соперника Гари Спрейка.
При равном счете «Лидс» умудрился дважды пробить в каркас ворот, пока Мик Джонс не забил второй гол команды за 6 минут до конца матча. Но «Челси» умудрился вновь сравнять счет: Иан Хатчинсон замкнул головой навес Холлинса со штрафного.
До финального свистка мяч успел еще раз угодить в перекладину – на сей раз после удара Аллана Кларка [форварда «Лидса»].
«Нам повезло, что та игра закончилась вничью», – признает Харрис. «Эдди Грей [вингер «Лидса»] неслабо тогда поиздевался над Уэбби».
Уэбб соглашается. «Меня действительно переиграли. Просто накануне ночью мы с Джимми Хиллом [британским футболистом] отрывались. Приехал на игру в таком состоянии, будто она какой-то рядовой была. Ночь провели не в отеле. Так что я вышел и наполучал от Эдди Грея по полной».
После матча на Уэмбли у «Челси» был марафон из трех игр чемпионата за шесть дней. «Лидс» тем временем уступил в полуфинале Кубка европейских чемпионов и завершил сезон на втором месте после «Эвертона».
За тот футбольный год команда Реви провела 62 игры, но перед ответной встречей финала на Олд Траффорд выиграла лишь 1 матч из 9.
Секстон же основательно подготовился к ответной игре: выключить Грея, левого вингера, он планировал смещением Харриса на правый фланг и переводом Уэбба в центр обороны.
Рон Харрис с трофеем.
«Мне сказали выбить Эдди Грея из игры», – говорит Харрис с огоньком в глазах. «Что ж, у меня это заняло около пяти минут.
Пару лет назад мы с ним обедали вместе и в конце встречи должны были в нескольких словах поблагодарить спонсоров. Эдди захотел сделать мне какой-то особый подарок. Дал мне небольшой гвоздик. Сказал, что несколько лет назад вынул его из коленной чашечки».
Фол Харриса на Грее задал тон всему матчу. Джонс влетел в голкипера «Челси» Питера Бонетти. Чарльтон угодил в колено Питеру Осгуду. Хатчинсон и Хантер обменялись ударами. МакКриди исполнил свой прием из кунг-фу на Бремнере.
В 1997-м игру пересматривал профессиональный судья Дэвид Эллерей. Он подсчитал, что в том матче нужно было показать 6 красных и 20 желтых карточек, хотя арбитр встречи Эрик Дженнингс не всегда даже фолы свистел.
«Дженнингс носил в кармане белый носовой платок», – вспоминает Уэбб. «Каждый раз, когда он подбегал и тянулся к карману, мы думали, что он собирается достать желтую. А он доставал платок, вытирал нос и говорил: «Продолжайте».
Бонетти уже хромал, когда Джонс вывел «Лидс» вперед. Позже кипер «Челси» травмируется еще сильнее.
В этот момент Чарли Кук отдаст передачу на Осгуда, и тот пробьет головой мимо Дэвида Харви – вратаря «Лидса», заменившего Спрейка на переигровке. Так Осгуд установит рекорд: он забивал на каждом этапе Кубка Англии-1970.
Болельщики «Челси» хорошо запомнили картину: Оззи в воздухе Олд Траффорда, его гол позволил команде отыграть отставание в счете в третий раз за две игры.
Питер Осгуд сравнивает счет в переигровке.
Победный мяч был менее фотогеничен: Уэбб забил его в добавленное время после длинной передачи Хатчинсона.
«Один из классических наших розыгрышей», – вспоминает Уэбб. «Оззи, Джон Демпси и я забегаем вперед, я бегу последним. Понимаю, куда прилетит мяч, пытаюсь добежать туда быстрее защитников.
Прибежал слишком быстро: мяч прилетел мне в левую щеку. Я не сориентировался, куда он отлетел. Когда упал, стал отыскивать мяч – заодно поглядывал на рефери и бокового, не был уверен, что не сфолил.
Но как только увидел жаловавшихся игроков «Лидса», понял, что могу праздновать. Серьезно, они жаловались на все подряд. Как только у них появлялась малейшая зацепка за фол, они начинали выпрашивали его. Но в этот раз их прокатили.
Кстати, в первом матче я вполне мог стать антигероем. Помню, как в дополнительное время «Лидс» чуть не забил еще: Джонни Джайлз фантастически навесил, мяч летел параллельно воротам, а я бросился на него и чуть не переправил в свои ворота. Хорошо, что он отскочил в сторону», – вспоминает Уэбб.
Дейв Уэбб.
«Тогда бы я вдобавок к тяжелой игре еще и автогол на свой счет записал. Но во втором матче все пошло ровно противоположным образом: я забил победный гол для своей команды. Кажется, мне везет».
Везет Уэббу до сих пор. Несколько лет назад у него украли победные медали памятного финала.
«Спустя месяц ко мне зашли полицейские с коробкой. У них были все мои медали и запонки, которые нам подарил клуб в честь победы. Даже иконка Святого Христофора, которую я потерял.
Оказалось, что полиция нашла их в Хаттон Гарден: там они преследовали мошенников. Кто-то из окружающих заметил запонки и заподозрил что-то неладное. Невероятно, ведь еще секунда, и все мои трофеи исчезли бы с концами».
Болдуину повезло меньше. Две его медали Кубка Англии и золото Кубка Европейских Чемпионов-1971 были украдены из дома его отца. С тех пор их так и не нашли.
Футболисты «Челси» – в ванне после победы.
Уэбб шел на награждение в пиджаке «Челси» поверх футболки «Лидса»: он обменялся формой с Греем, из-за чего на церемонии возникло недопонимание. Награждавшие не могли понять, представитель какой команды идет к ним за трофеями.
«Меня остановили со словами: «Первыми идут футболисты «Челси», – говорит Уэбб. «Пришлось спуститься, оббежать поле. Я все еще на седьмом небе был, но когда добежал до церемонии награждения, Ронни с ребятами уже спускали кубок вниз».
Уэбб стал искать заслуженную медаль – и нашел ее у Брайана Клау [британского форварда]. «После первой игры Клауи задал мне жару в прессе, но затем извинился. Сказал мне тогда: «Ты сегодня был на высоте, буду рад видеть тебя в своей команде в любое время». А потом вручил мне медаль».
Сегодня она хранится под замком. «Я хотел передать медаль в клубный музей «Челси», но мне не ответили на запрос».
Видимо, он как Холлинс – еще слишком молод для клубного музея.
Стоит транскрибировать фамилии в привычной большинству форме. Я не сразу понял, что под футболистом Клау скрывается тренер Брайан Клаф.