10 мин.

Особенности африканского футбола

Из Истории Кубка Африки

"Ганцы, как и обожаемые ими бразильцы, играют на пляжах одного и того же океана".

В Нигерии, уже брендовом имени в мировом футболе, живет больше людей, чем в РФ – 200 миллионов. И они отнюдь не в белых штанах. Жизнь рядом с Сахарой не сахар, и потому многие стараются вырваться оттуда, как могут. Тем более когда есть с кого брать пример: их футбольные суперзвезды могут содержать целые поселения соплеменников в качестве благотворительности или просто "держать", в смысле контролировать, и таким образом извлекать прибыль. Стимул есть. И при этом все в твоих собственных, извините, ногах.

Дальше – Египет 76 миллионов, Конго - 63, ЮАР - 48. Есть и в Африке, конечно, спящие гиганты азиатского толка, имеющие людской ресурс но в футбольное золото его не конвертировавшие: Эфиопия и Танзания, к примеру, дают 120 млн. человек на двоих. В общем, если согласно римлянам «Ex orient lux» – «Свет приходит с Востока», то, опять же "Из Африки всегда приходит что-то новое", – уверял Плиний Старший. 

Основным поставщиком новостей является главный турнир континента – Кубок Африканских Наций (КАН). Это действительно незаурядное футбольное соревнование: с историей, открытиями звезд, скандалами, с колдовством, наконец. Со случаями дикой ненависти к соперникам на расовой, национальной и религиозной основе. Какая там Англия-Шотландия\Германия, извините.... Рядом не стояло.

Соревнования чрезвычайно популярны. И это неплохой шанс сделать широкий политический жест. Во время КАН в Буркина-Фасо, один бизнесмен, глава фан-клуба «Жеребцов» - сборной хозяев, выкупил 30 из 35 тысяч имевшихся билетов на игру, а затем организовал их бесплатную раздачу. Этот финт он повторил еще несколько раз, снискав большую любовь электората. 

Кубок Наций – прекрасная возможность для игроков пообщаться со старыми друзьями, ведь футбольная жизнь широко их раскидала. Только 31%  игроков КАН 2006 в Египте были игроками чемпионатов своих стран: 255 из 368 играли зарубежом, в основном в Европе, но также и в других африканских странах, Ближнем Востоке, Азии и Америках. Футболисты стараются приехать как можно раньше на турнир и уехать как можно позже. 

В 2000 после поражения Нигерии в финале, Нванкво Кану, Селестин Бабаяро, Тарибо Уэст и Джей Джей Окоча, игравшие в то время в Англии, Италии и Франции вернулись в расположение команд спустя десять дней после финального свистка. Зачастую возможность побыть с родными и близкими в спокойной обстановке перевешивает угрозу чувствительного штрафа по возвращении. 

Тарибыч

Во время КАН футболисты разных команд предпочитают селиться в одном отеле. В перерывах между матчами и тренировками они общаются, делятся контактами, вспоминают общих знакомых и пытаются впечатлить журналистов европейскими языками, которые выучили в клубах Старого Света. 

500 камерунских футболистов играют по всему свету в чемпионатах от Интера из Итальянской Серии А до второго индонезийского дивизиона. Кстати, единственными чемпионатами в Африке, где можно зарабатывать более-менее достойные деньги являются первенства ЮАР, Египта, Марокко и Туниса.Буркина-Фасо же может похвастаться лишь тридцатью легионерами, преимущественно играющих во вторых дивизионах Франции, Бельгии и Германии. А Нигерия делегирует в чемпионаты самых разных стран и уровней более тысячи футболистов. И разница не только и не сколько в одаренности, а сколько в одержимости и заинтересованностью на и вне поля.

В Камеруне футбол – дело государственной важности. И не только потому, что это национальный спорт или потому что все политики по совпадению являются либо болельщиками, либо владельцами клубов, а потому что футбол предоставляет превосходные возможности добиться успеха, как политического, так и экономического.Футбол приносит «легкие» деньги, и сравним по этому показателю с наркотиками. Это отчасти объясняет, почему каждое участие «Неукротимых Львов» в ЧМ и КАН сопровождается скандалами. В 1982 итальянские журналисты раскопали, что «Адзурри» заплатили камерунцам круглую сумму за ничью, чтобы пройти в финальную пульку. И если в Италии это расследование вызвало фурор и массу отрицаний, то в Камеруне это подтвердили как факт. 

В 1990 человек, ответственный за раздачу премиальных сенсационно выступившим на ЧМ игрокам, скрылся с деньгами. В 1994, памятуя о горьком опыте, «Львы» практически отказались играть, начав выдавать посредственные выступления (в частности, они пропустили шесть мячей в своем последнем матче против России). Их основной заботой стал дележ призовых. История повторилась на КАН'98. Вместо тренировок игроки грызлись из-за премиальных, положенных за выход на ЧМ'98 во Франции и квалификацию на собственно КАН'98 в Буркина-Фасо. Результат: бесславный вылет от ДР Конго. 

Свой гол Роже Милла забил и в памятном 1-6 от России в 1994.

Ссоры из-за призовых – столь знакомые российской сборных девяностых – обычное дело в Африке. Как и в нашем случае, все мысли и энергия футболистов уходят на обсуждение соглашений, которые затем все равно переиначиваются национальными федерациями. Это часто влечет посредственные выступления на чемпионатах мира. В частности от этого пострадали Камерун в 1994 и 1998 и Нигерия в 1998 и 2002. Однако случаются и занятные парадоксы. Перед решающим отборочным матчем на ЧМ 2006 в Германии между Камеруном и Кот-Д'Ивуаром Самуэль Это'О пообещал двадцати двум игрокам, тренерам и специалистам бонус в размере 2000 долларов в случае победу. Камерун выиграл 3-2, и Это'О вынужден был выложить более 60000 американских рублей. И всё из любви к родине.

А несколько лет назад игрок «Осера» зимбабвийец Бенджани Мварувари из любви к родине оплатил из своего кармана двухнедельные сборы национальной команды во Франции – настоящей делегации из сорока человек – чтобы как следует подготовиться к матчу КАН против Руанды. Федерацию футбола своей страны он попросил лишь оплатить авиабилеты членов команды.

**********

Перспективы вне футбола столь призрачны и ненадежны, что многие приходят к заключению, что играть все равно выгоднее, даже если это представляет реальный риск для жизни. Более того, страшный вердикт врачей зачастую приходит, когда карьера уже развивается, и молодому футболисту нелегко осознать и признать, что не сегодня-завтра нужно будет бросить дело, которым занимался всю жизнь.

Такое, например, случилось с сенегальцем Халилу Фадига, чей трансфер в миланский Интер сорвался, когда врачи обнаружили у него аритмию. Фадига предпочел сделать себе операцию на сердце, чем последовать совету докторов и закончить с футболом. После нескольких отказов, его пригласил английский Болтон, где он продолжил играть с вживленным дефибриллятором. Узнав об этом, итальянские эскулапы пришли в ужас, так как это устройство достаточно нежное, и неудачное попадание мяча или падение на землю может привести к его сбою и смерти футболиста. 

Фадига

Любопытным предрассудком, очевидно оставшимся с колониальных времен, является убеждение, что между хорошим заработком (читай успехом в жизни) и черным человеком должен стоять белый. Именно поэтому тренером национальной сборной предпочтительно иметь белого, так как в противном случае его местный коллега вынужден будет столкнуться с отсутствием должного уважения, племенными распрями, ревностью и подозрениями. Особенно если он не поиграл в Европе и не скопил солидного состояния. Агент игрока тоже должен быть белым, иначе ему не видать уважения ни подопечных игроков, ни европейских клубов. 

В Европе есть устоявшееся мнение, что молодые африканские футболисты тактически незрелы, поэтому 15-17-летних юношей, как правило, в лучшем случае отправляют заниматься с молодежной командой, а в худшем со школьниками. Когда это накладывается на излюбленный африканский трюк с возрастом в паспортах, то последствия могут оказаться не самыми веселыми для чернокожих футболистов. Молодой человек 20-22 лет, у которого на родине уже могут быть жена и дети, вынужден играть и тренироваться с малолетками. 

Заставка Google для Нигерии. 55 лет со дня рождения нигерийца Самуэля Оквараджи.

Безусловно, игры с возрастом могут приносить и весомые дивиденды, особенно когда ты талантлив. Контракты заключаются на более долгий срок, и клубы более охотно идут на покупку. Однако такие яркие карьеры имеют обыкновение резко заканчиваться, зачастую к изумлению непосвященных болельщиков. 

Не имея никаких веских доказательств на руках, мы, тем не менее, можем увидеть несколько интересных примеров. Финиди Джордж, выигравший Лигу Чемпионов с «Аяксом», уже в 30 завершал карьеру в скромном «Ипсвиче» из английской второй лиги, окончательно закончив в 31.

Или Тарибо Уэст, чей последний полный сезон случился в 1998 за «Интер» (мы помним его по играм против «Спартака»). На тот момент официально ему было 24 года. С тех пор он лишь эпизодически появлялся то здесь, то там: Англия, Германия, Сербия, Катар, снова Англия. В 31 он покинул клуб второго английского дивизиона «Плимут» и лишь спустя какое-то время в 2007 осчастливил контрактом тегеранский «Пейкан». Или Виктор Икпеба, выдавший три великолепных сезона за «Монако» между 1996, когда ему было 26, по 1999. И ничего после этого. Или Даниэль Амокачи, повесивший бутсы в 27. Или Тиджани Бабангида, показавший нормальный футбол в последний раз, играя за «Аякс» в 1999. Тогда ему было лишь 25. И таких примеров множество в самых разных чемпионатах. 

В Камеруне можно вспомнить Саломона Олембе, члена сборной. Согласно нынешним официальным метрикам он родился в 1980. Однако его профессиональная карьера началась в 1990 во французском «Нанте», когда, судя по всему, ему было лишь 10. Бывший тренер сборной Нигерии (и ее капитан) Августин Эгуавон приехал на Сеульскую Олимпиаду 1988 с паспортом, где год рождения значился как 1961. К ЧМ в США в 1994, игрок официально помолодел до 1965. Самсон Сиасиа на этих же соревнованиях помолодел с 1964 до 1967. А Рашиди Йекини, прославившийся своей молитвой в воротах сборной Болгарии, которой он забил на ЧМ'94, стал свежее на два года: с 1962 на 1964. Как ни смешно, всю эту информацию и сейчас можно найти в официальных технических документах ФИФА. Однако хотя слова из песни и не выкинешь, функционеры ФИФА всё же предприняли попытку покарать зарвавшихся африканцев, отстранив Нигерию от участия во всех молодежных соревнованиях на два года. 

Йекини в болгарских воротах

Тут будет уместным вспомнить случай Карлоса Альберто, члена молодежной сборной Бразилии, обыгравшей в финале ЧМ 2003 в ОАЭ испанцев. Он подкорректировал свой возраст на пять лет (с 1978 на 1983). Когда все всплыло в 2006, он сознался, сказав, что вынужден был пойти на такую махинацию из-за жуткой нужды, граничившей с голодом. Взяв всю вину за произошедшее на себя, он, к явному неудовольствию Испании, выгородил клуб и бразильскую федерацию, за что и был дисквалифицирован на год. Эта история является примером двойных стандартов, если сравнить эту историю с пусть и запоздалым, но все-таки случившимся наказанием африканцев, а также дисквалификацией сборной Мексики и отстранением ее от участия в ОИ'88 в Сеуле и ЧМ'90 в Италии. 

«Победа любой ценой» в футболе  - это девиз и убеждение разделяемое многими в Африке. Футбол считается панацеей от многих общественных проблем. Поэтому, например, в Нигерии, стране около 250 народностей и племен, раздираемой бесконечными конфликтами, объединяющее значение футбола невозможно переоценить. И призывы к «честной игре» особого понимания там не встречают.

Заставка Google для Нигерии в честь 56 летия Стивена Кеши. На дудле медали, выигранные героем на Кубках Африканских Наций в качестве игрока и тренера сборной Нигерии по футболу в 1994 и 2013.

Вторая, заключительная, часть - с колдовством и прочей дичью ;)

Самые симпатичные эмблемы европейских сборных сейчас

ЭВОЛЮЦИЯ ЛОГОТИПОВ ТУРНИРОВ FIFA В XXI ВЕКЕ. НЕТ, ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЧМ

С кем же боги, или за кого бы топил Иисус?

KNIGSOVET - Мой Телеграм-канал об интересных нехудожественных книгах (нонфикшне)