Бензема в невероятной форме - в 32 года стал другим футболистом
В фильме «Человек, который убил Дон Кихота» режиссёр-циник, которого сумасшедший старик принимает за Санчо Пансу, постепенно (внимание: спойлер!) отторгает невыносимую реальность, погружается в выдуманный мир и в конце сам садится на лошадь и отправляется убивать великанов. Фильм смотреть необязательно, потому что гротескный русский злодей-олигарх сильно портит впечатление. Но вот это превращение героя из понарошечного Санчо Пансы в подлинного (страдающего тем же безумием, что и оригинал) Дон Кихота придаёт сюжету глубину и драматичность.
С Каримом Бензема случилось то же самое. То есть нет, к счастью, никто не пострадал и не сошёл с ума. Но изменения, которые с ним произошли, настолько же глубокие и драматичные. У всех всё в порядке, просто 32-летний форвард, который почти 10 лет добросовестно выполнял важную, но второстепенную роль, стал другим.
Тень Криштиану как пространство для роста
Говорить о стиле 32-летнего форварда, который постоянно играет за одну команду, – ну, это немного странно, согласен. Он на виду, к игре Бензема все привыкли. Возможно, поэтому так легко не заметить, что он изменился.
Стиль привычного Бензема был обусловлен одним ключевым обстоятельством. За годы, которые Карим провёл на поле рядом с Криштиану Роналду, тот пережил колоссальную эволюцию, по сути полностью сменив амплуа. Роналду превратился из скоростного вингера в форварда штрафной и достиг в новой роли совершенства. Бензема подстраивался: сначала его перемещения часто были синхронизированы с рывками Криштиану с фланга в штрафную (Карим освобождал пространство), а в последние полтора-два сезона они взаимодействовали уже в самой штрафной. Бензема плох в единоборствах, но от него и не требовалось их выигрывать: нужно было оказываться в поле зрения защитника и двигаться от Криштиану (иногда наперерез), опять-таки освобождая пространство.
Всё это так же привычно, как эпичные промахи Карима с пары метров. Промахи привлекали к нему внимание, а хорошо выполненная работа – нет. Это вообще особенность работы без мяча: она не привлекает внимания. Но пока Бензема выполнял свои важные отвлекающие функции, он одновременно учился у игрока, который чуть ли не лучше всех в мире находит в штрафной возможность для удара. И сейчас он показывает, чему научился.
Как играет новый Бензема: всё объяснят 30 секунд
В матче с «Валенсией» Бензема сравнял счёт на 95-й минуте. Но это был только финал эпизода: на 30 секунд раньше он нанёс удар, приведший к угловому, с которого «Реал» забил. Разберём этот эпизод с начала.
Доменек выбил мяч на чужую половину поля: в этот момент Карим находился ближе к собственным воротам, чем Йович, Вальверде и Родриго. Он отошёл не для того, чтобы участвовать в розыгрыше, – «Реал» не собирался разыгрывать мяч на последних секундах. Бензема выбирал стартовую точку для рывка. Когда мяч ещё только подлетал к Рамосу, форвард уже нашёл свободную зону и помчался в неё. Зона образовалась на правом фланге, потому что «Валенсия» оборонялась компактно, а до этого события происходили слева.
Рванув на позицию правого вингера, Бензема устроил обороне «Валенсии» экзекуцию, или, как говорил герой «Криминального чтива» в оригинале, принёс Средневековье.
Он на замахе убрал сначала одного защитника, потом другого, потом третьего. Удар пришёлся в четвёртого, и мяч укатился на угловой. Бензема схватился за голову, потом упал на колени, потом лёг на газон и пролежал несколько секунд. Его эмоции можно понять: невероятно продуманная и блестяще исполненная цепочка действий, которая создала голевой момент на пустом месте, закончилась ничем, и, вероятно, в тот момент Карим подумал, что матч проигран, так как добавленное время истекло.
Но, как бы он ни был расстроен на отметке 94.10, уже на отметке 94.27 он опередил всех на добивании после удара Куртуа.
Эти 30 секунд раскрывают футболиста, который в Мадриде 10 лет работал Санчо Пансой, с нескольких сторон. Во-первых, великолепное чтение игры: он разглядел ситуацию за несколько секунд и начал двигатьcя в неожиданном направлении, ещё когда вратарь делал вынос. Во-вторых, отсутствие стиля. В хорошем смысле: у Бензема нет зависимости ни от какого приёма или набора приёмов. Он делает то, что необходимо в зависимости от ситуации. В-третьих, мастерство – тут всё просто, три раза провернуть один и тот же трюк с мощной защитой «Валенсии» — просто вау. В-четвёртых, потрясающий уровень профессионализма. С момента, когда он в ярости стучал кулаком по газону, а потом лёг плашмя, до момента голевого удара прошло секунд 15-20: он успокоил эмоции и тут же включился в игру, причём отреагировал на эпизод быстрее всех, включая защитников.
И главное: этот эпизод стал возможен именно потому, что Бензема так долго играл в первую очередь на команду. Его движения не согласованы с партнёрами. Наоборот, он хаотично двигался по полю во время атаки: то в зону Бэйла, то в центр нападения, а стартовал вообще из центра полузащиты. Это движение игрока, который ни под кого не подстраивается, но так продуманно может двигаться только игрок, который привык постоянно следить за партнёрами и подстраиваться, анализировать движение других. Бензема невероятно прокачал анализ игры и сейчас этим пользуется.
Форвард штрафной, но не только
Ещё один пример, который иллюстрирует степень его анализа и концентрации. Первый гол Бензема в ворота «ПСЖ» тоже забит с добивания, но добиванию и в этот раз предшествовала длинная цепочка ложных рывков. С самого начала атаки, когда «Реал» вывел мяч из собственной штрафной, Бензема ни разу не оказался между центральными защитниками. Он отошёл к центральному кругу и открылся между линиями, потом сделал рывок между центральным и крайним защитником, а потом вообще оказался за спиной у крайнего, Мёнье. И только в момент, когда пошёл прострел с фланга, он рванул в центр, за секунду создав с Иско ситуацию 2 vs 1 с Тьяго Силвой. И ещё один важный момент: Иско попал в штангу, и когда мяч отлетел в поле, все, кто находился в штрафной «ПСЖ», не двигались и смотрели футбол. Кроме двоих: Наваса и Бензема. Он сконцентрирован как вратарь.
С концентрацией связано такое количество голов в касание. Второй гол «ПСЖ» (головой), гол «Эспаньолу», гол «Сосьедаду» (головой), гол «Эйбару» — это только за последний месяц. Кстати, гол «Эйбару» тоже заслуживает того, чтобы его рассмотрели в деталях, потому что он показывает, что, превратившись в страйкера, Бензема не забыл и свою прежнюю роль. Он получил мяч на ход на фланге против двух защитников, обыграл одного, потом выдержал паузу, пока в атаку не прибежал вторым темпом Вальверде. Умный пас под удар мимо трёх соперников – топ.
Только после того как Вальверде завозился, а удар Модрича был заблокирован, Бензема сыграл на добивании. То есть в рамках одного эпизода длиной в полминуты он на высоком уровне сыграл несколько принципиально разных ролей: форварда касания, дриблёра, плеймейкера.
Его универсальность находит отражение даже в базовых цифрах по статистике. Во-первых, Бензема делит первое место в списке бомбардиров с Месси. Он сыграл на четыре матча больше, так что Кариму на гол нужно больше времени (у него 0,8 гола за 90 минут, у Лео – 1,1), но это уверенное второе место. Скорострельность выше и чем у Луиса Суареса, и чем у суперзапасного «Хетафе» Анхеля Родригеса, который забил пять голов, выходя на замену. Во-вторых, по количеству голевых передач француз тоже уступает только Месси. У него их пять, а всего пасов под удар он делает больше двух за 90 минут. Чаще среди форвардов – только Месси.
Пример Бензема довольно редкий. Независимо от доверия тренера (хотя у Зидана есть подстраховка в виде Йовича) форварду, который так долго был полезен в подыгрыше, трудно изменить подход к игре. Это вопрос не только навыков, но и привычки. Бензема изменил свои привычки и по-новому использует приобретённые навыки. В общем, Йовичу стоит посочувствовать: он сидит под одним из лучших форвардов в Европе и лучшим после Месси форвардом в Испании.
Кирилл Хаит - обозреватель портала "championat.com"
HALA MADRID! VAMOS REAL!!!
Суаресу моменты создаёт Месси... а Карим сам себе