Опиум для всех
Англичанина звали Марк Беннеттс. И я могу назвать с десяток наших журналистов, которые хуже него говорят по-русски. Говорил он довольно много и обстоятельно, и не покидало ощущение, что он словно ищет синонимы какому-то одному слову. Оттого речь казалась обрывистой.
"Я иностранец и конечно, российское общество до конца мне непонятно... Я буду говорить то, что меня волнует... Главный вопрос - футбол на Кавказе. Все эти деньги, трансферы, Чечня... это... Рамзан Кадыров пригласил... Когда приехала сборная Бразилии, играть с главой республики, который стал капитаном команды... Ездили в Грозный... это..."
Он помолчал с минуту, оглядываясь. Дело происходило в Европейском Университете, на мероприятии с громкой вывеской "Игра миллионов и миллионеров: футбол и спортизация российского общества". В небольшом зале разместились несколько журналистов, докладчики и с десяток-другой слушателей. Беннет вместе с Федором Погореловым с "Радио "Зенит" были в качестве приглашенных экспертов. Еще раз всех оглядев, словно ища поддержки, англичанин продолжил:
"То, что сейчас происходит в Чечне... это... Понятно, откуда идут деньги... Это ведь не самый богатый клуб России... Когда Кадыров говорит, что Бразилия приехала из уважения к чеченскому народу... Хотя они потом сказали, что им заплатили... кому больше, кому меньше... И вот это имидж... это... Чечня..."
Снова пауза.
"Говорят, там сейчас спокойнее, чем в Дагестане... Там тоже очень тратят деньги на футбол... это... Футбол на Кавказе... Самуэль ЭтоО, игрок с самой большой зарплатой в мире... это... Вот тут сказали, что футбол - опиум для народа... Здесь футбол - опиум для Кавказа..."
Все заулыбались удачной игре слов. Хотя Беннеттс не пытался шутить.
"Очень часто говорят про фанатов, что они расисты, националисты... Но вы не забывайте, они не сразу стали такими.... Они на что-то реагируют.... это... бананы, когда все понимают, но говорят, что это другое значит... Одемвингие..."
Включился Погорелов с пояснениями.
"Просто шла борьба за ЧМ-20-18, нужно было как-то объяснить, прикрыть историю..."
"Я понимаю... и это...", - ответил Беннеттс, явно не понимая.
О фанатах говорилось много. О роли в современном российском футболе, о том, к чему фанаты стремятся, к чему идут и каким образом, чем всё закончится в итоге. И всё это происходило в атмосфере... ненужности. Докладчики казались отстраненными от своих докладов. Слушатели, казалось, вообще случайно зашли на огонек. Погорелов весело шушукался с девушкой по левую от него руку. Он даже говорил монотонно и безразлично, будто дежурный по станции в какой-то глухомани.
"История про фанатов - это не про фанатов, это про нашу страну. Как мы правеем, правеем и продолжаем праветь. История с Манежкой. Идет четкое заигрывание с правой идеей со стороны государства. Тот же "Мюзик-холл" каждое 31-е число участвует в разгоне маршей Несогласных. Это уже настоящая работа. И эта работа отлично покупается и продается. В этом есть что-то романтическое... Это же очень красиво - дедушку с днем рождения поздравить. Более того - это осознанная практика по выбиванию бюджетов.
Известная история... Лидеров фанатского движения завели в какую-то комнату и продержали там шесть часов. Они чуть с ума не сошли, даже в туалет не выпускали... После этого к ним зашел Владимир Владимирович, погрозил пальцем и сказал: "Не шалите!" А они? А что они могли? "Не будем!" "До свидания!" - сказал Владимир Владимирович и ушел. И только после этого их отпустили...
То, что я сейчас вижу на "Петровском" - ресурсов много, но доступ к ним очень ограничен. Поэтому есть фанатская открытая демонстрация угрозы, чтобы эти ресурсы не проходили мимо. А лучше всего для таких вещей подходят правые идеи. Они самые простые для восприятия."
Мысль продолжил один из докладчиков:
"Ну да. С одной стороны, надо запугать агрессивных, с другой - поощрить умеренных. Этих умеренных сделать частью политического проекта, агрессивных использовать в качестве кнута."
Погорелов безразлично кивнул. Все безразлично кивнули.
Над залом висела опиумная аура. Опиум для всех, кроме иностранца. Марка Беннета почему-то не взяло.
-----------------------------------------------------------------------
После выборов всё прошло очень буднично. Пришел на Гостинку - забрали - осудили - выпустили. Сотни людей в Петербурге расскажут ровно то же самое.
Когда шел по коридору, кто-то в форме бросил вслед:
"Дурачки! Вы ничего не измените. Куда вы лезете, идиоты?"
Приятель сильно толкнул к выходу и шепнул уже в дверях:
"Не реагируй, опять заметут. Придет время - поквитаемся!"
На улице я ответил:
"Я не хочу с ним квитаться! Зачем мне новые враги? Черт, да он мне и другом не нужен! Просто он же... презерватив в погонах! Корова на убой о своей судьбе больше печется! Меня его безразличие бесит!"
А ещё я вспомнил Марка Беннеттса. И понял, синоним какому слову он искал. Это слово - пиздец.
Это не значит, что в Англии лучше - у них игрок сборной из ружья по футболистам стреляет. Просто их это еще волнует. А нас уже нет. У нас есть опиум.
Завтра иду на допсессию)
не могу сказать, чтоб особо свежая идея.
так обычно животные и изъясняются
настрогают потомства и потом вся эта страна не их дело.
Как будто они живут в одном загоне, и им регулярно выделяют корм
мудаки уже даже не шифруются
а ведь твоя мама могла сделать аборт и избавить родину от расходов на тебя
не задумывался об этом?
А щас, стало быть, концепция поменялась. нюню