«Он был высокомерен, но в хорошем смысле» - Почему у Брендана Роджерса не получилось в Рединге
Когда Роджерс возглавил Рединг в июне 2009-го, он не хотел менять стиль игры команды сразу. Он хотел лишь открыть игрокам глаза на мир.
Роджерсу было 36 и это был его второй клуб в тренерской карьере. Он все еще познавал много нового и хотел, чтобы его игроки делали то же самое.
Роджерс дал совет четырем молодым игрокам в его команде(Алексу Пирсу, Саймону Черчу, Джему Карачану и Робсону-Кану) – учить испанский. Он отправил их на курсы в Университет Рединга на учебу после тренировок. Он объяснил им, что это для их собственного блага и помочь им тем самым увеличить их шансы на то, чтобы заиграть где-нибудь за границей.
Как вспоминают игроки все его планы на тренировки были записаны наперед. Но какого было их удивление, когда они узнали, что все записи он вел на испанском и португальском. Во время всей тренировочной сессии он подсказывал, кричал и гонял игроков на испанском языке. И даже дома разговаривал со своей собакой на испанском.
Роджерс был тренером Уотфорда меньше года, но когда ему представилась возможность возглавить близкий его сердцу клуб, он воспользовался ею. Он пришел в клуб еще подростком, но в 20 лет ему пришлось закончить карьеру игрока из-за проблем с коленом. Роджерс остался в клубе, как тренер молодежной команды, затем стал директором академии. Он женился на дочери легенды клуба Майка Кирни и пустил корни в Рединге. Так что, когда Стив Коппелл подал в отставку после проигрыша в плей-офф за выход в АПЛ, владелец клуба - сэр Джон Мадейски выбрал именно Роджерса на замену Коппллу.
Хотя для Роджерса Рединг был и остается домом, никто не ожидал его там. Он провел четыре года в «Челси», руководя молодежной командой, а затем резервной командой, став протеже Жозе Моуринью. Когда Роджерс стал менеджером, его называли «мини-Моуринью». И не было секретом, что он планировал в какой-то момент стать главным тренером, будь то в Англии или за границей.
Роджерс тренировал только английские клубы, но он хотел пойти дальше. Летом 2009 года Барселона Пепа Гвардиолы была на вершине футбольного мира, и Роджерс тоже видел себя на этой вершине через какое-то время.
«Если вы поговорите с большей частью команды, с которой я играл, они скажут, что думали, что Брендан уедет за границу», - говорит Китсон. «У Брендана были амбиции - он часто говорил о Барселоне. Он никогда не скрывал, что хочет быть тренером Барселоны. Люди, возможно, смеялись в то время, но вы можете видеть, что он, вероятно, идеальный менеджер для Барселоны ».
Можно сказать, что спустя 10 лет он так и не исполнил своего желания, но с тех пор он поднялся с Суонси до АПЛ, чуть не выиграл Премьер-лигу с Ливерпулем, выиграл семь трофеев с Селтиком и теперь возглавляет самую захватывающую, впечатляющую и амбициозную команду в стране - Лестер. Если Роджерс выйдет в Лигу чемпионов в следующем году, это будет огромным достижением, учитывая имеющиеся ресурсы. И тут кажется, что его следующее назначение будет в одном из крупнейших клубов Европы.
Поэтому, когда Роджерс вернулся в Рединг в качестве нового менеджера, игроки захотели пойти за ним. «Люди могут смотреть на это как на высокомерие», - говорит Джоби Макауфф. «Но это амбиции. Это то, к чему нужно стремиться. Он был непоколебим в вере в себя ».
«Он был очень уверен в себе», - говорит Китсон. "Я любил его. Он напомнил мне меня же. Как игрок, я был очень уверен в себе, что граничило даже с высокомерием. Я чувствовал, что Брендан был такой же. Но он был высокомерен в хорошем смысле. Уверенным в себе так, чтобы все остальные могли смотреть на вас и быть уверенным, что у вас больше шансов на победу ».
Роджерс пришел в клуб, будучи молодым тренером, заменившим величайшего менеджера в истории Рединга. Коппелл преобразовал клуб, выиграв Чемпионшип с рекордными 106 очками в 2005-06 (рекорд все еще в силе). В первом сезоне в АПЛ они финишировали восьмыми. Коппелл подал в отставку после того, как команде не удалось вернуться в Премьер-лигу. Он творил чудеса, играя в старомодном стиле.
«Клуб привык к стилю игры под руководством Стива Коппелла, который был очень прямолинейным», - говорит Алекс Пирс. «Мы играли в широкий футбол, мы не комбинировали, не играли много накоротке.
«При Стиве Коппелле основная схема была 4-4-2, играли в широкий футбол», - говорит Макануф. «То, что я бы назвал традиционным английским стилем. И это было очень, очень успешно ».
Роджерс хотел все это изменить. Его стиль игры, который стал настолько успешным в Суонси, Ливерпуле, Селтике и Лестере, был его стилем и в Рединге. «Стиль игры Брендана заключался во владении мячом», - говорит Пирс. «Он действительно хотел, чтобы команда сохраняла владение мячом, играла в пас с подключением в игру вратаря. Это был совершенно другой стиль игры ».
В предсезонке Роджерс смоделировал одну тренировочную сессию заимствованную с «Барселоны» Гвардиолы - моментальное возвращение владения мячом при его потере . Игроки были впечатлены. «Вероятнее всего, что вы никогда не станете второй Барселоной», - говорит Макануф «Но нет никаких причин, по которым вы не можете взять одну или две вещи, которые они делают действительно хорошо, и попытаться реализовать их так же у себя.
Поговорите со всеми, кто играл в Рединге Роджерса, и они скажут, что он был лучшим тренером, с которым они когда-либо работали. Каждая тренировка была разной, тщательно спланированной. Ни одна сессия не длилась дольше 75 минут, и как только игроки видели на своих пульсометрах, что они работали слишком долго, они снимали их и продолжали дальше тренироваться.
«Было больше качества чем количества», - говорит Скотт Дэвис. «Это то самое место, где многие тренера проседают. Если игроки тренируются два, два с половиной часа, в последний час тренировки становится скучно ».
Этого никогда не было в Рединге Роджерса.
«Он был великолепен», - говорит Пирс. «Тренировочные сессии, которые он проводил, все игроки просто любили их. Это было так организовано, что вы плавно и постепенно переходите от одного упражнения к следующему и к следующему. Не было времени для отдыха или для болтовни между упражнениями. Это было похоже на военную операцию ». И в конце каждой тренировочной сессии каждый игрок уставал не только физически, но и умственно, всегда возвращаясь домой, чувствуя, что они научились чему-то новому.
Проблема состояла в том, чтобы все эти задумки срабатывали во время настоящих матчей. Рединг находился в переходном состоянии. Некоторые важные игроки эпохи Коппелла - Китсон, Стивен Хант, Кевин Дойл - ушли. Роджерс знал молодых игроков со времени проведенной в академии, но опыта работы с ними было немного. Он призывал молодежь играть уверенно и не беспокоиться о том, что что-то может пойти не так.
«Речь шла просто о самовыражении», - говорит Скотт Дэвис, который дебютировал в первой игре «Роджерса (ничья 0:0 с «Ноттингем Форест)». «Он дал почувствовать себя молодежной командой. Если мы допускали ошибки, это не было для него проблемой. Он заставил нас почувствовать, чтобы мы играли свободно и беззаботно».
Для многих игроков изменения в стиле игры были слишком значительными; пытаясь подстроится под новый стиль, пытаясь овладеть навыками, в которых они никогда до этого не нуждались, и все это время переживая потерю тренера и игроков, которые принесли золотую эру для клуба.
«С молодыми ребятами,которых он никогда не боялся включать в стартовый состав не может быть стабильной игры», - говорит Макануф. «Может быть, это и стало главной причиной его неудачных результатов».
Были мимолетные моменты, когда казалось, что революция Роджерса действительно может стать реальной. Макануфф тепло вспоминает победу 3:1 в октябре в Ковентри, когда все планы которые прорабатывались на тренировках - сработали. «План, над которым мы работали всю неделю, сработал в матче. В тот момент я чувствовал, что это может быть поворотным моментом ».
К сожалению для Роджерса, этого было совсем не так. Плохих дней было гораздо больше, чем хороших, и даже когда Рединг играл хорошо и казалось, что они должны победить, складывалось все наоборот. К перерыву в матче в Питерборо счет был 2-0 в пользу Рединга, но во втором тайме пропустили три и проиграли. Рединг пытался играть первым номером, конвертировать владение мячом в голы играть с глубины, не делая дорогостоящих ошибок.
Когда ничего не получалось, Роджерс всегда брал на себя ответственность. По словам Макануфа, он был «непреклонен в своих убеждениях», и не было ни одного шанса, что он сменит курс на более прагматичный. Он продолжал бы поощрять своих игроков стараться играть рискованно: «Даже когда люди совершали ошибки, он всегда говорил:«Это то, что я от вас требую, я не хочу, чтобы вы прекращали делать этого только потому, что вы допустили ошибку. Пока мы делали то, что он нас требовал, он мирился с ошибками которые мы допускали».
Но естественно Роджерс не мог смириться с плохими результатами. 16 декабря в то время как Рединг занимал четвертое место с конца, он покинул клуб по взаимному согласию с клубом. Среди 11 домашних матчей была выиграна только одна . «Мы все были опустошены, когда это произошло», - говорит Пирс.
«Мы наслаждались процессом, но результаты, вероятно, не показали этого в точной мере », - говорит Макануф. «Мы чувствовали, что это сработает, просто нужно было дать Роджерсу немного времени». Рединг предложил Брайану МакДермотту сменить Роджерса, МакДермотт проповедовал тот же футбол, что и Коппелл, и революция в Рединге тем самым подошла к концу .
Роджерс, потерпел неудачу, но трудно найти кого-то, кто думает, что он делал что-то неправильно. Мы никогда не узнаем, сработало бы ли это в конце концов, но Рединг не хотел рисковать, пытаясь это выяснить.
Но футбол, который Роджерс пытался притворить в жизнь в Чемпионшипе не остался теорией. Потому что через восемь месяцев после увольнения из Рединга он был назначен главным тренером Суонси. И в своем первом сезоне Либерти Стэдиум он выиграл промоушен в Премьер-лигу, играя именно в тот футбол, в который он верил, обыграв Рединг МакДермотта со счетом 4:2 в финале плей-офф.
Дело было в том, что в Суонси для него уже был выстроен плацдарм для претворения его идей в жизнь. После Роберто Мартинеса и Пауло Соузы он унаследовал команду, которая играла в быстрый футбол накоротке. Команда оказалась готова к амбициозному молодому менеджеру. Рединг был ближе его сердцу, но условий для осуществления его планов там не было. Никто из тех, кто знал Роджерса в ранний период его карьеры, ни в малейшей степени не удивился его успеху.
«Рединг - это Рединг, а Манчестер Юнайтед- это Манчестер Юнайтед, замена Стива Коппелла - это все равно, что попытаться заменить сэра Алекса», - говорит Китсон. «Это не случилось бы безболезненно». Нужно было, наверное, дать ему время. И Брендан был жертвой того переходного периода. Вины Брендона в этом нет, потому что Брендан великолепный менеджер и всегда им был. Это было правильное назначение в неподходящее время. Было чересчур много вещей, которые надо было поменять за короткий промежуток времени . Это было просто невозможно.