«Барса» сняла документалку о прошлом сезоне. Показали реакцию на камбэк «Ливерпуля» и кучу закадровых моментов
Виталий Суворов посмотрел Matchday.
За последние несколько лет Amazon, Netflix и прочие стриминговые гиганты сделали все, чтобы подтолкнуть футбол еще чуть ближе к болельщикам: документальные сериалы о клубах сперва шокировали, затем слегка удивляли, а со временем стали таким же привычным делом, как дождь в ноябре или шуточки Юргена Клоппа на пресс-конференциях. “Ливерпуль”, “Юве”, “Лидс”, “Бока”, “Сити” и даже “Тоттенхэм”, который уворачивается от камер прямо сейчас (готов поспорить, Жозе уже придумал пару-тройку фокусов, чтобы растоптать манчестерский All or Nothing в первом же эпизоде); к концу 2019-го реалити-шоу о себе показали практически все крупные европейские клубы – а когда к флешмобу присоединился еще и “Сандерленд”, топ-менеджерам “Барселоны” стало окончательно ясно, что медлить больше нельзя.
Matchday – самая свежая футбольная документалка и восьмичасовой памятник одному из самых странных сезонов в истории “Барсы” (да-да, матч с “Ливерпулем” на “Энфилде” там тоже показали со всех сторон – и что-то мне подсказывает, не хотел бы я оказаться на месте оператора, тыкающего камерой в лицо Лео Месси сразу же после худшего матча в карьере). Впрочем, в отличие от “Юве” и “Тоттенхэма”, испанцы все же пошли по более безопасной дороге – и отсекли от процесса вообще всех посторонних людей.
Специально для съемок клуб основал продакшн-компанию Barca Studios, нанял режиссера-фаната Ориоля Кероля и подключил к делу Жерара Пике – давнего телевизионщика и продюсера того самого фильма-решения Антуана Гризманна, который чуть не прикончил карьеру француза. На этот раз Пике обошелся без скандалов (если, конечно, не считать спрятанный в тарелку супа телефон новичка команды Аленьи – ох уж эти испанские шалости) и стал по сути исполнительным продюсером шоу. Дистрибуцией и маркетингом тоже занялись проверенные ребята – целиком сериал можно посмотреть только на сайте Rakuten, титульного спонсора “Барселоны”.
Риски такого подхода наверняка понимали все: если документалки о других европейских топ-клубах смахивали на успешное пиар-упражнение только местами, то Matchday легко мог бы превратиться в громадный рекламный ролик с первой же секунды. И да, до уровня All or Nothing парни в итоге так и не добрались, но вышло все равно неплохо: отчасти из-за неожиданных поворотов сезона (“Энфилд”, поражение от “Валенсии” в финале Кубка Испании), игнорировать которые было невозможно; отчасти – потому что формат Matchday изначально не предполагал стопроцентного доступа, иллюзию которого пытались создать в других похожих сериалах.
Конечно, камеры и здесь периодически выглядывают из-за угла, чтобы поймать печальный взгляд Луиса Суареса – но когда игроки устают, сериал просто наводит фокус на второстепенных персонажей вроде фанатов-священников с горы Монсеррат, очаровательных футболисток из женской команды или младших сотрудников клуба, заглянувших на ужин к Ивану Ракитичу. Кроме того, каждый эпизод посвящен конкретному матчу – а все, что происходит за воротами базы по ходу недели, чаще всего там же и остается.
Так или иначе даже микроскопический доступ к супергероям “Барсы” наверняка сделает шоу хитом – а отличных моментов в сериале достаточно и без опасных для клубного имиджа поворотов.
Пике – действительно будущий президент «Барселоны». Ходит на бизнес-ужины, ведет деловые разговоры даже с отцом
По словам режиссера Matchday, Пике был ключевым двигателем проекта – связывал съемочную группу с игроками, капал на мозги руководству и спонсорам и не стеснялся показывать всем вокруг «как надо делать дела».
На экране Жерар выглядел так же: всегда с телефоном в руке, частенько – в костюме (из-за чего постоянно слышал смешки одноклубников), постоянно продумывая следующий шаг. Оказалось, что после первого класико в прошлом сезоне испанец, в отличие от других игроков, отправился не домой, а на ужин с топ-менеджерами Rakuten – и пару-тройку часов делился с генеральным директором японский компании всяческими инсайдами («Лопетеги уволят после этого матча. Игроки «Реала» сказали мне, что он уже попрощался с командой)».
Даже в машине по дороге на стадион Жерар обсуждал с отцом не погоду, а временный слот, в который стоит проводить класико – чтобы угодить и фанатам, и, конечно же, азиатскому телевидению (сошлись на том, что 12:15 – «удобнее для детей, ведь в 22:30 всем уже хочется спать»).
Впрочем, бизнес-активности не мешают Пике оставаться в «Барселоне» еще и человеком-шоу – с кучей пранков, шуток и историй о чем угодно. Одна из них – о том, как же весело было работать в Манчестере с Сэром Алексом Фергюсоном.
«Я снимал у него квартиру в Манчестере. Сэр Алекс очень похож на каталонца – такой же скупердяй. Денег у него куры не клюют, но... Я тогда в полицейские участки попадал, все такое, но об этом не будем, ха-ха. А еще я купил кролика! Я был совсем один, ни семьи, ни друзей. И потом вдруг подумал: собаки слишком большие, куплю-ка я кролика. Но кролику на все было плевать! Изгрыз Фергюсону все стулья. А еще помню, была в Англии традиция устраивать вечеринки на рождество. Хотя после моего последнего сезона они как раз с ней покончили!
Так вот, за пару дней до рождества было принято закатывать вечеринку только для игроков, все там отрываются. И вот мы закончили тренировку, оставили машины у стадиона и сели в автобус. Поехали в казино, развлекались по-полной. А на следующий день приезжаем на тренировку, и Сэр Алекс уже ждет нас в раздевалке, чтобы «устроить совещание». Как же он на нас наехал! Там был алюминиевый стул, и он пнул его с такой силой, что ударился об этот стул голенью. Очень сильно повредил ногу, аж хромать начал. И вот с тех пор эти рождественские вечеринки и отменили, хотя это была самая древняя традиция! Потрясающе было. Ну и посмеялись мы тогда».
Тер Штеген рубился в класико ради Силлисена, Вальверде – невероятно обаятельный и обожает фотографию
Пике появлялся на экране чаще любого другого игрока «Барселоны» и явно выкладывался в сериале по-полной – но все же чем дальше, тем очевиднее было, что самыми яркими персонажами шоу стали совсем другие ребята. Главный из них – Марк-Андре Тер Штеген, который моментально вызывает такую симпатию, что забронировать рейс куда-нибудь в Мюнхен и лично вытолкнуть Нойера из ворот сборной Германии хочется примерно в ту же секунду.
Во втором эпизоде Matchday Тер Штегена поджидает важная миссия: из-за травмы Яспера Силлессена немцу приходится играть оба класико в полуфинале Кубка Испании. Сериал заходит издалека: сперва Тер Штеген рассказывает, что никогда не хотел быть вратарем и мечтал об атаке – но потом получил ультиматум от тренера и оказался в воротах. Затем Марка немного расспрашивают о жизни в городе и получают забавные ответы в духе “очень люблю смотреть, как на побережье играют в пляжный футбол, но сам никогда не играю – мне достаточно провести на солнце десять минут, чтобы тут же сгореть”.
Наконец, камеры возвращаются к разбитому Силлисену... и хотя Драма Запасного Вратаря в Суперклубе – беспроигрышный сюжет для любого сериала, есть в отношениях Марка и Яспера что-то такое, что просто заставляет вас проникнуться этой историей.
Разумеется, Силлессена не устраивает положение дел. Разумеется, ему бы хотелось отправить Тер Штегена на скамейку. Разумеется, сам Тер Штеген все это знает – но именно в тот момент, когда до второго матча с “Реалом” остается пара часов (в первом победа досталась Мадриду, во втором “Барса” совершила камбэк и вышла в финал), Марк произносит, пожалуй, самые эмоциональные слова за все шоу: “Я хочу сделать все, чтобы Яспер сыграл в финале Кубка Испании. Я знаю, что для него это важный матч. Я хочу выйти в финал, чтобы почтить его работу и отдать ему должное”.
Конечно, такие моменты вполне укладываются в концепцию шоу – якобы посмотрите-ка-какие-мы-клевые. Но, пожалуй, именно искренность отдельных игроков вроде Марка и Яспера выводят всю эту затею на следующий уровень. Похожая штука происходит и с Эрнесто Вальверде. Само собой, “Барселона” сделала все, чтобы в сериале не осталось и полунамека на тренерские проблемы – удивительным образом, даже в фанатских разговорах его имя не всплывает вообще никогда. Тем не менее Эрнесто тоже воспользовался шансом показать себя с другой стороны по полной программе – и неожиданно выяснилось, что более милого человека в испанском футболе найти в принципе невозможно.
«Фотография – это не хобби, – говорит он накануне каталонского дерби, в небольшой фотостудии, где уже пару часов проявляет старые фотографии времен игры в “Эспаньоле”. – Это нечто более важное. Это то, как я смотрю на окружающий мир, способ выразить огромное чувство. Поиск чего-то нового. Даже протест против чего-то – почему бы и нет? Это не просто хобби”. В течение следующих трех минут Эрнесто страстно рассказывает о своем увлечении фотографией, вспоминает, как мечтал стать фотографом в юности и даже поступил на журфак – а потом меланхолично отматывает годы назад и указывает конкретный момент, когда эту мечту пришлось поставить на паузу.
“Когда я был футболистом, я никогда не думал о тренерстве. Только фотография. Но в конце карьеры, лет в 29-30, я глубже заинтересовался игрой, стал лучшее ее понимать. Я часто беседую с футболистами около 30 лет, все говорят: “Тренерство? Да ни за что, ни в коем случае”. А потом чуть подумают и отвечают: “Может быть”. И вот это “может быть” все и решает. Сейчас мне трудно сочетать фотографию с работой в “Барселоне”. Это непросто из-за моего стиля фотосъемки, так что пришлось слегка отойти от этого. В итоге я просто наслаждаюсь разглядыванием фотографий и наблюдаю за появлением новых фотографов, среди которых много талантов. К счастью, на это у меня пока находится время”.
Отличные персонажи второго плана: пожарный, потерявший зрение, священники на горе и звезды женской команды
Как я уже сказал, клуб подключил к сериалу не только игроков, но и болельщиков – и если 13-летний фанат «Барсы» из Ливерпуля вряд ли добавил шоу красок, то некоторые из ребят справились с этим не хуже Вальверде с Тер Штегеном. Один из них, пожарный по имени Рафа, оказывается на «Камп Ноу» впервые с того момента, как не успел вовремя выбраться из огня, потерял почти все лицо и сохранил лишь 2% зрения. Реакция Рафы на шум стадиона после гола Луиса Суареса – вещь, которую вряд ли стоит пытаться хоть как-нибудь описать; достаточно просто дождаться, когда этот шум стихнет, игроки уйдут с поля, а сам Рафа повернется к камерам и скажет: «Атмосфера на «Камп Ноу» будто вернула мне зрение».
Драмы в Matchday и правда было немало – но, к счастью, этим приемом «Барса» не ограничилась.
В эпизоде про первый матч с «Ливерпулем» зрителей развлекал сын Артуро Видаля – выяснилось, что Монито совершенно не похож отца, активно увлекается наукой и видеоблогингом (к слову, именно его YouTube-канал первым сообщил об уходе Артуро из «Баварии») и очень прохладно относится к спорту. «Мне нравится «Барса» и все такое, я буду играть в футбол [для себя], но не уверен, что хотел бы этим заниматься. Я очень люблю учиться, просто обожаю. Возможно, мне стоило бы проводить больше времени за учебой. А футбол один раз выучишь – и все».
Не менее звонкими цитатами бросались и другие гости сериала – звезды женской «Барселоны», которые тоже пришли посмотреть матч с «Ливерпулем». «Кузен недавно сказал мне: о, видел тебя в инстаграме Месси! А друзья потом спрашивали, не прифотошоплено лицо Лео к нашему общему фото. Понимаешь, люди просто не верят, что в клубе могут хорошо относиться к девушкам. Мне кажется, игрокам стоит чаще приходить на наши матчи. Вальверде, например, приходит. Они должны чаще так поступать».
Впрочем, самые колоритные фаны показались на экране ближе к концу: когда «Барселона» улетела на «Энфилд», в Каталонии за них в буквальном смысле молились – в том числе, три-друга священника из монастыря на горе Монсеррат.
Крики «Боже!» после финального мяча Ориги, опасения по поводу позднего начала игры («Надо проснуться к заутрене») и, конечно же, великолепная речь про верность: «В наше время утрачена верность. Она утрачена в политике – люди бегают из одной партии в другую. Она утрачена в семьях. И какая же верность осталась? «Барсе»!»
«Барсу» до сих пор преслудет призрак «Ромы». Месси говорил о ней перед «Энфилдом», Пике и Вальверде тоже не могут выкинуть Рим из головы
Легендарный камбэк «Ливерпуля» в игре с «Барселоной» – пожалуй, главная удача сериала, которая моментально подбросила Matchday на новый уровень интереса. Накануне премьеры клуб активно разбрасывал по социальным сетям ролики с пустым взглядом Бускетса, подавленным Месси и прочими послематчевыми кошмарами – и по сути сделал игру кульминацией всего шоу. Та самая тройка священников с криками «Боже!», ошалевшая от сюжетных поворотов Шакира и даже пророческое наставление Лео перед игрой («Рим был нашей ошибкой, ничьей больше») – в ход пошло все, даже тучи, которые накрыли базу команды следующим утром и окончательно отправили в клуб в дождливо-оглушающее пике.
«После игры с «Ливерпулем» Лео был опустошен, – рассказал Серджи Роберто. – Как капитан в конце своей речи перед началом сезона он сказал, что мы выиграем Лигу чемпионов ради фанатов. Так что он страдал и мучился больше других». «После такого матча мне просто хотелось исчезнуть», – добавил Тер Штеген. «Мы живо помнили игру с «Ромой», – сокрушался Пике. – И как бы мы ни старались не думать о ней и повернуть опыт в свою пользу, ситуация слишком напоминала ту игру. В результате именно так все и произошло».
По словам футболистов, в раздевалке никто из них просто не мог поверить в случившееся – и кадры, показанные сразу же после матча, подтверждают, что так все и было. Потерянный Альба, который еще в перерыве выглядел настолько убитым, что Вальверде даже пришлось прервать речь, а к игроку подсел один из помощников тренера; совершенно, финально, что-мать-твою-тут-вообще-происходит остолбеневшие Малком с Тер Штегеном; нервно крутящий телефон Боатенг, нервно смотрящий в землю Ракитич и нервно стекающая из душа вода – в такой тишине, как будто утром из этого душа вылетела водородная бомба.
«Когда тебя сокрушает удар такой силы, чаще всего ищешь убежище в семье, в себе, забываешь обо всем остальном, – сказал через пару недель после матча Вальверде. – Ты пытаешься найти рациональное объяснение, несмотря на иррациональную природу поражения. Задумываешься, может стоило сделать что-то иначе. Я много об этом думал после игры с «Ромой». Я готовился к матчу с учетом прошлогоднего опыта. И мне кажется, что если бы у меня была возможность сделать все заново... если я в чем-то ошибся, я бы ошибся снова».
Игроки «Барсы» – удивительно земные люди. Боятся провалов, приезжают на матчи с родителями, удивляются славе
Matchday точно проигрывает All or Nothing и прочим подобным сериалам в том, что касается кадров за пределами поля – скажем, Месси в сериале существует исключительно в раздевалке, на поле и в гостях у Луиса Суареса. При этом даже тех редких сцен, которые показывают «обычную жизнь футболистов», хватило, чтобы остаться с предельно неожиданными впечатлениями: оказывается, после матчей игроки просто возвращаются к семьям, готовят обед и обсуждают детей – а не запрыгивают в частный джет, чтобы поболтать с Джорджем Клуни у озера Комо. И да, даже Шакира время от времени просто валяется на диване перед экраном – пока дети прыгают взад-вперед и обсуждают каждое касание Суареса в матче.
Несколько лет назад Гари Невилл рассказывал, что игроки сборной Англии тряслись почти перед каждой игрой из-за страха провалиться перед фанатами. Игроки «Барселоны», судя по шоу, испытывают примерно такие же чувства. Скажем, Карлес Аленья панически боялся бить по воротам в игре с «Алавесом», раз за разом пасуя на Серджи Роберто, а Малком, сочинив гол «Реалу» в кубковом класико, сказал, что «просто почувствовал облегчение» – и сидел перед камерой с настолько потерянным взглядом, как будто только что чудом увернулся от какого-нибудь самосвала. Суарес рассказал, что расплакался после того, как получил предложение «Барсы» несмотря на заварушку с Кьеллини, а Ленгле, вглядевшись в небо перед матчем с «Реалом», отметил, что еще никогда не играл на стадионе, «над которым кружит вертолет».
В конечном счете, нет ничего удивительного, что при таком уровне давления игроки проводят с семьей почти все свободное время (вплоть до того, что и Пике, и Альбу до сих пор отвозят на матчи родители) – а крепкая дружба с Суаресом, который радостно готовит для всех уругвайский шашлык, возможно, гораздо важнее для комфортного состояния Лео Месси и его блестящей игры, чем это кажется со стороны.
Еще девять моментов, которые достойны упоминания
1. Шакира встречается с Пике уже десять лет, но по какой-то неизвестной причине только в прошлом сезоне окончательно уяснила правило выездного гола – пятилетний сын Саша разложил ей все прямо по ходу ответной игры с «Ливерпулем». Могу ошибаться, но, кажется, можно было выбрать и более удачный момент.
2. Когда вам в следующий раз захочется пожаловаться на муторную работу, просто посмотрите сцену со стюардами, которым необходимо разложить фрагменты мозайки на каждое из 90 тысяч сидений «Камп Ноу» практически под библейским дождем – чтобы потом провести весь матч с «Реалом» спиной к полю.
3. Серхио Бускетс всерьез планирует стать тренером и уже сейчас задумывается о том, как будет воспитывать футболистов. Пока, судя по всему, остановился где-то между Магатом и Тухелем: «Следовать правилам необходимо – и если кто-то будет их нарушать, штрафовать буду еще как. А тактика, конечно, важна, но необязательно объяснять ее по полчаса».
4. Ритуалы игроков «Барселоны», подсвеченные за восемь эпизодов сериала: Ленгле целует крест на шее, Пике выходит на поле правой ногой, а затем три раза прыгает, Альба целует щитки, Тер Штеген моет щитки, Коутиньо молится, спрятав голову в шкафчик.
5. Проникновенная цитата Рафиньи, который снова обнаружил себя в госпитале и с трудом сохранял оптимизм и надежду. «Как футбол обходится с травмированными игроками? Он о них забывает».
6. Великолепная цитата Луиса Суареса в раздевалке после матча с «Атлетико»: «Ох, что-то Диего Коста совсем обезумел!»
7. Не менее великолепная цитата Тер Штегена, который услышал жалобы Серджи Роберто на Рамоса в перерыве класико («Рамос вечно пускает в ход локти!») и привел парней в чувства одним ответом: «А вы пускайте в ход головы!»
8. Отношения Тер Штегена и Серджи Роберто, которые дружат с первого дня Марка в команде (Серджи говорит на английском и помогал Марку вписаться в команду, когда тот еще не знал испанского). Лучшая часть: парни помешаны на еде (особенно на завтраках) и целыми днями скидывают друг другу в WhatsApp новые рестораны, чтобы распланировать следующий кулинарный забег.
9. Безумно приятный Карлес Аленья, которому посвятили финальный эпизод Matchday. О переходе во взрослый футбол Карлес узнал где-то в мае 2018 года и, само собой, чуть не свихнулся от счастья – а затем вышел на поле в последнем матче сезона за молодежку и получил травму.
«Мне сказали, что придется возвращаться в резерв, а ведь я уже совсем попрощался... Эрнесто Вальверде тогда лично связался со мной и сказал, что хочет видеть меня в основе. Это изменило мое настроение. Я взялся за работу, восстановился, сыграл четыре или пять матчей и спокойно перешел в основной состав. Но это был худший период в моей карьере».
Еще три вопроса, на которые необходимо ответить
Где все это смотреть? К сожалению, увидеть Matchday в России нельзя – по крайней мере легально. Для всех остальных сериал доступен на сайте Rakuten TV – в том числе, с русскими субтитрами и английской озвучкой.
Будет ли у сериала второй сезон? Будет! Съемки второго Matchday начались в тот же момент, когда закончились съемки первого – так что и детали трансфера Гризманна, и вечеринку после Золотого мяча, и неожиданный переход Лео Месси в «Ливерпуль» уже через год тоже можно будет увидеть на сайте Rakuten.
Ну и финально: какой из 94837463474 сделанных из вертолета кадров «Камп Ноу» понравился тебе больше всего? Что ж, выбрать было непросто, но, конечно, у меня и тут есть ответ:
Фото: Gettyimages.ru/Aitor Alcalde
Даже, когда Серёжа был юным, Пеп отмечал его исключительный футбольный интеллект.
Что, простите?
😁