Вышел фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». Великий голкипер в нем – бездушная машина по отбиванию ударов
А мы еще ругали Козловского за «Тренера»...
С четверга в кинотеатрах начался показ фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», который запланировали еще в 2010-м, но с тех пор постоянно переносили. Если коротко:
– интерес к теме у кинокомпаний появился сразу после того, как Россия получила право на ЧМ-2018 (это случилось в декабре 2010-го);
– серьезно говорить о фильме стали с весны 2013-го, когда идею прокомментировал Владимир Путин. Президент ответил на вопрос о необходимости кинобиографии великого вратаря во время Прямой линии: «Вероятно, желание снять фильм о Яшине связано с ажиотажем, возникшим вокруг кинофильма о Харламове «Легенда № 17». В фильме речь шла не только о Харламове, но и о выдающихся тренерах, которые сделали нашу сборную такой и воспитали такого человека. Но Яшин – тоже одна из наших легенд. Фильм о таком человеке был бы востребован. Я подумаю об этом»
– уже через пять дней, 30 апреля, Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о съемках до 1 июля;
– в августе 2013-го Минкульт объявил конкурс на лучший сценарий, фаворитом считалась заявка режиссера Карена Оганесяна (снял «Пять невест» и «Я остаюсь»), который уже утвердил на главную роль Максима Матвеева («Матильда», «Троцкий»; муж Елизавета Боярской) и придумал название – «Они играли за Родину»;
– Kremlin Film продюсера Олега Капанца («Гагарин. Первый в космосе») тоже участвовала в конкурсе Минкульта, но вела себя тише – подробностей было ноль;
– сценарий Оганесяна (его писал Илья Шиловский) не понравился семье Яшина. И Капанца тоже, но его команда пять раз переделала текст – и последний вариант вдова вратаря одобрила;
– к активным съемкам приступили только в 2016 году, сменив режиссера. Первый снял несколько сцен и не понравился продюсерам (причем до этого был еще один, но он снял только трейлер для Минкульта). Второй подошел – им стал Василий Чигинский («Первый после Бога», «Морской патруль-2 и тысячи рекламных роликов);
– денег постоянно не хватало: Минкульт выделил 60 миллионов рублей только на стадии постпродакшна. Зато поддерживал бывший премьер-министр и болельщик «Динамо» Сергей Степашин – он привлек знакомых бизнесменов (в титрах благодарят Алишера Усманова, Михаила Гуцериева и банк «ВТБ»), они накинули еще 300 млн;
– именно из-за отсутствия стабильного финансирования провалился план с выходом в год чемпионата мира. Премьеру назначили на 2019-й год, но к круглой дате – 90-летию Яшина (22 октября) не успели;
– Фильм вышел 28 ноября 2019-го, и этот дедлайн чуть было не сорвался: косяки группа исправляла за три дня до выхода.
Что получилось в итоге: бездушный сценарий, средняя работа актеров, операторские штампы
«Лев Яшин» начинается со сбора вратаря (его играет 31-летний Александр Фокин, для которого это первый фильм в карьере) с дублем в Гаграх и охватывает всю его взрослую жизнь: от 1950 года и выхода вместо травмированного Хомича до награждения медалью Героя соцтруда за три дня до смерти в 1990-м. При этом фильм обходит стороной едва ли не главное событие в жизни вратаря, по которому его помнят и в России, и в мире: «Золотой мяч» – 1963. Сразу после критики за ЧМ-1962 следует часть с вызовом в Сборную мира осенью 1963-го, дальше – прощальный матч.
Вряд ли авторы забыли о «Золотом мяче» специально, пусть это будет сценарный ход. Проблема фильма в другом – это Википедия, сухие факты, переложенные в видео. Если вы знаете биографию Яшина хотя бы в общих чертах, идти на фильм нет смысла: не узнаете ничего нового. Если не знаете, смысла не прибавится: прочитайте Википедию и сэкономьте два часа.
Главные поступки Яшина за два часа – затащить невесту (ее играет Юлия Хлынина) в ЗАГС и предложить тост за Югославию, которую обыграли в финале Евро. В остальное время он просто плывет по течению жизни: мы видим человека с одинаковым выражением лица и отсутствием характера. Очевидно, что в жизни так не было, но в фильме голкипер именно такой.
Нам намекают, что Яшин грустил после критики (уехал в деревню), любил жену (требовал идти в ЗАГС и много обнимал) и был хорошим человеком (объединил вокруг себя молодежь, когда победителем Евро тренировался с дублем). Но как это было сделано, через что именно он прошел, почему он не только великий игрок, но и человек, мы не понимаем – невозможно увидеть это, когда показывают только начальную и конечную точку. Невозможно оценить его возрождение без подробностей жизни 1962-1963 годов: как Бесков возвращал в футбол, как часами общался, как Яшин все равно не хотел, как провел идеальный сезон, вернулся в сборную, но после пропущенного гола медиа снова включили режим уничтожения, как сомневался уже сам Бесков, как после этого он тащил в финале Евро, а Бескова сняли за второе место.
Пытаясь объять необъятное, авторы упустили главное в фильме – живой человек превратился в бездушную машину по отбиванию ударов. Получилось, что все события происходят только из-за того, что Яшин – гениальный вратарь.
Вероятно, сценарий без резких поворотов и интриг – результат сотрудничества с семьей Яшина. Вдова вратаря Валентина Тимофеевна сначала вообще отказывалась участвовать в обсуждении. Когда согласилась – в корзину отправились пять версий сценария. Из-за этого в фильме нет откровенных сцен: даже когда появляется намек – Лев бежит Валей по полю и настигает у стога сена, камера отворачивается от героев и направляется на закат. Говорят, именно эта ситуация не была согласована со вдовой, а ее внук Василий Фролов (он выступал консультантом и дублером актера, который играл его деда) испугался за реакцию бабушки.
Сумасшедших интриг нет во многих современных фильмах: и у Тодоровского в «Одессе», и у Идова в «Юмористе», и у Сайфуллаевой в «Верности». Но и без лихого сюжета они сняли фильмы, которым веришь. В атмосферу которых погружаешься, потому что актеры не играют, а живут.
В «Льве Яшине» именно играют. К средней игре добавляются операторские штампы. Например, момент первой встречи Льва и Валентины: она попадает в него снежком, подбегает, чтобы извиниться, но они цепляются взглядами, сразу же играет романтическая музыка, режим слоу-мо, камера сфокусирована только на них, поочередно она заглядывает то в его глаза, то – в ее, затем возвышается над ними. Штамп уровня Сарика Андреасяна, не хватает только купидончиков.
Когда нужно показать активные трибуны, режиссер крупно выхватывал несколько человек, которые предельно наигранно изображают спор и размахивают руками. Просто представьте задание «изобразить эмоция» на школьной самодеятельности.
Кажется, фильм пока не оценили зрители. Он проигрывает в прокате всем подряд
Те, кто понимает в футболе, зацепятся за ляпы. Например, после 1:1 в основное время в финале Евро команды почему-то ушли в раздевалку и получали указания тренеров, хотя в реальности перерыва перед дополнительным временем нет. Аргумент о том, что надо показать накал, принимается. Хуже другое: создатели исказили речь тренера Качалина и все события, которые могли происходить тогда в раздевалке.
Сравните.
Как это действительно было в 1960-м (из воспоминаний самого Яшина): «В раздевалке во время перерыва мы сидели унылые и молчали. И вдруг совершенно неожиданно заговорил Андрей Петрович Старостин: «Ну, чего голову повесили? Вы же прекрасные футболисты, большие мастера, и доказывали это много раз, причем совсем недавно. Неужели вы не видите, что сильнее их? Во всем! А счет 1:0 — это же пустяк. Снимите с себя оковы, поднимите голову, поверьте в себя. Больше от вас ничего не требуется, вы обязательно выиграете!» На поле мы вышли совсем другими». Уже закончив карьеру, Яшин говорил, что никогда больше не слышал подобную речь: после нее команда завелась и обрушила мощное давление на соперника».
Или перед началом матча (об этом рассказывал Виктор Понедельник): «Почти перед выходом в туннель слово взял начальник команды Андрей Старостин: «Ребята, вас собрали в сборную почему? Потому что вы показываете лучшие качества в клубах. Так покажите сегодня лучшие качества, мы от вас больше ничего не требуем. И победа будет за нами». А через паузу добавил: «И Карфаген будет разбит».
Как это в фильме: «Достаньте эту гребанную победу. Ваши имена впишут золотыми буквами в историю мирового футбола».
Два истеричных предложения – и больше ничего.
Кто не заметит подмены и не понимает в футболе, тоже вряд ли впечатлится. В фильме не объясняют, почему победа так важна (принципиальный соперник из-за политики, после поражения как раз от Югославии в 1\8 финала ОИ-1952 распустили «Команду лейтенантов» и сборную СССР). И даже поступки, которые хоть как-то характеризовали бы Яшина, остаются необъясненными. Неподготовленный зритель не поймет, почему отказ от контракта с «Реалом» – нечто выдающееся. Просто потому, что зрителю не говорят, ни что такое «Реал», ни какая зарплата у Яшина, ни какие премиальные команда получила за ту победу.
Матч с Югославией показан стильно: его снимали в болгарском Пловдиве, а дальше стадион дорисовывали. Ночь, дождь и винтажные рекламные щиты сделали атмосферу. Московский футбол (снимали в России, но стадион «Динамо» рисовали) – кошмар. Достаточно одного примера: на всех общих планах трибуны размыты. Там будто сидят люди, но они заблюрены. Если играли в FIFA-2005, точно понимаете о чем речь.
Когда нужно показать, что люди все-таки живые, подключается крупный план с наигранными эмоциями. Нужен тренер – вот он на фоне стены, явно не на стадионе, а скорее на хромакее.
Передвижения футболистов сняты лучше трибун, но до «Движения вверх» и «Тренера» им далеко. Хотя бюджет фильма Козловского больше всего на 30 млн рублей: 390 млн против 360.
За первые два дня проката «Лев Яшин» собрал 10 млн рублей и на момент выхода текста уступает мультфильму «Холодное сердце-2» (182 млн – здесь и дальше сумма за эти четверг-пятницу), детективу «Достать ножи» (17 млн, первая неделя проката), спортивной драме Ford против Ferrari (11 млн, третья неделя проката) и видеоверсии концерта Аллы Пугачевой (11 млн, пятая неделя проката). Еще раз: на Пугачеву даже не на первой неделе идут охотнее, чем на футбол.
За первые выходные «Тренер» Козловского собрал 315 млн рублей и 820 млн в итоге, отбив затраты на производство (половину забирают кинотеатры). У «Льва Яшина» такие суммы наберутся чудом.
Минкульт деньги назад не попросит – их дали на фильм безвозвратно. Усманов, Гуцериев и «ВТБ» обратно не получат– просто потому, что кино не отобьется.
Главное – семье понравилось.
Что почитать о Яшине вместо фильма:
Интервью Льва Яшина, которое вы никогда не читали
Только Яшин. Василий Уткин – о вратаре, которому сегодня 90
Яшин обожал «Волги», Федотов бросил «Победу» на месте ДТП. На чем гоняли лучшие футболисты СССР
Вратари в кепках – символ футбола прошлого. Яшин играл в ней, потому что верил: приносит удачу
Фото: РИА Новости/Михаил Климентьев; трейлер фильма
В 82-м Яшина пригласили почетным гостем на ЧМ компания по производству сигарет, но наши деятели отказали ему, т.к. это "несовместимо со званием спортсмена". после громкого скандала все-таки включили в нашу делегацию. четвертым переводчиком. В аэропортку Яшина встречал его друг, легендарный Ференц Пушкаш. Ящин был весь белый от гнева: "Ференц, за что они меня так?". Пушкаш посадил Яшина в машину и увез к себе домой.
Когда Яшину отняли ногу, тв Москвео даже не нашли отдельную палату, лежал в общнй, а хороший протез привезли их=за границы - скинулись любители футбола.
Вот что надо было показать, как относились к гордости страны.
Согласен, есть команды бей беги и автобусы, но черт возьми сериал начала двухтысячных, просто все оборонялись. Но при этом все смотрели его, из фанатов. По популярности АПЛ и Ла Лига бамбук покуривали.
Олег Владимирович, вы русский или украинец по национальности? Кто ваши дед и отец?
- Отец у меня москвич, до войны жил здесь, а мать украинка типичная. Я половина на половину. Хотя родился в Киеве, значит, украинец, наверное. Но часть корней у меня из Москвы. Когда был Советский Союз, об этом даже не задумывался. - То есть вы человек Советского Союза?- Нет, я человек мира. Так правильнее сказать." Интервью украинскому изданию, как видим товарищъ Блохин деликатно намекает, что не нужно его приватизировать по национальным квартирам.
Если бы ненасытный казах решил бы рубить бабло на других проектах, то Ёлки 1 были бы классным новогодним фильмом, который бы я пересматривал.
Трудно поверить, но тогда я и подумать не мог, что фильм станет серийным и утратит весь шарм и добро, изначально заложенный в первых "Ёлках".
Абстрагироваться от мракобесия будет тяжело, но я всё-таки советую смотреть именно первые "Ёлки". Остальные фильмы серии - бесполезный мусор, который только портит новогоднюю картину.
Грустно это все. Лев Яшин заслуживал более достойного фильма:(
Вы перечисляете пороги нашего общества и страны. И пририсовываете это к футболу ? Если мы говорим о цене качества, для потребителя. Российский футбол своих денег, сейчас стоит. Вы не платите, но при этом ожидаете АПЛ на поле. У нас не убогий уровень клубного футбола. Есть объективный рейтинг, отражающий уровень нашей Лиги и он ДАЛЕКО не убог.
Про смерти малого и среднего бизнеса. Рассуждают диванные недоэкономисты-бизнесмены. Которые ничего не знают о том, как устроен и работает рынок. В любой стране, даже где супер развитая демократия и рыночная экономика. Ритейл - это поле больших игроков, везде 90 % рынка разделяют между собой 3-10 крупнейших сетей. И еще для таких же экспертов как ты, не доходит, что им даже не нужно душить какими-то бандитскими методами малых игроков, малые игроки не конкурентоспособны, потому-что у них нет таких объемов, потому-что они не могут использовать таких расширенные логистические хабы, распределительные сети, холодильные камеры и тд. Потому-что малые сети не могут содержать свой собственный огромный автопарк. Но обратная сторона для потребителя, что цены из-за этих преимуществ - ниже. Вы можете пойти в Азбуку Вкуса и покупать качественные продукты, но вы хотите продукты и качество Азбуки Вкуса по цене Магнита. Так не бывает. Вы как потребитель определяете уровень и качество. Вы считаете, что при этих же деньгах в другой сети, вы можете купить товар лучше. Дерзайте. Никто вас насильно в Магнит не ведет. Это из разряда, что вот уроды маленькие зарплаты платят. Только вот не Галицкий и Фридман, виноваты в том, что такое экономическое состояние нашей страны и такие зарплаты на рынке. И люди идут работать на такие условия и зарплаты. Зарплаты как и цены диктует рынок. Потому-что если они будут платить выше рынка, то и издержки очевидно, будут выше чем у тех кто платит ниже рынка. А значит может агрессивней развиваться, продавать по меньшим ценам например.
Я не знаю, на сколько чист на руку Галицкий, как предприниматель. Но все обвинения в его адресс довольно нелепые. Людей которые до сих пор считают, что кто-то там решает, что сколько стоит и сколько выпустить и у кого должны покупать. Советского Союза больше нет. При этом он создал самого крупного частного работодателя в стране. Живет в этой же стране и тратит заработанные деньги в этой же стране и своем городе.
Просто хочу рассказать о моей встрече с этим великим человеком.
Мне было 10 лет и мы жили на БАМе. Приехала в Тынду ветеранская сб СССР, Яшин был в составе делегации, но не играл, конечно.
Стоит группа около автобуса, мы с братом как то туда ввинтились и уперлись в пояс какого высокого человека в костюме. Он берет меня за голову и спрашивает" Не заблудился?". Я его узнал и онемел, но по дурацки руку ему протянул и он её пожал!!! Он меня за плечи подтолкнул вон. Так и стоял рядом за спиной минут 20 как в тумане.
Так что я пожимал руку великому Яшину))).