Михал Кухарчик: «Своей игрой хочу отблагодарить команду за поддержку, которая мне была оказана»
В июле состав нашей команды пополнил польский футболист Михал Кухарчик. Специально для предматчевого журнала он дал первое большое интервью после перехода в «Урал». С клубной пресс-службой Михал пообщался на русском языке, хотя еще несколько месяцев назад не смог бы сделать этого. С вопроса об изучении нашего языка мы и начали общение.
- Михал, заметно, что за несколько месяцев ты очень сильно продвинулся в изучении русского языка.
- Как приехал в Екатеринбург, поставил перед собой цель выучить русский язык. Хотелось быстро научиться говорить с вами на одном языке. Но мне нужно еще время, чтобы улучшить знания. Когда я изучал русский язык в средней школе, обратил внимание, что между собой вы очень быстро разговариваете. Когда вы говорите медленно, я еще могу понять. Но если разговариваете быстро и не громко, то становится труднее. Я с каждым днем все больше понимаю, что партнеры говорят между собой, например, в раздевалке. Но самое главное, что на поле я без проблем понимаю ребят.
- Ты изучаешь язык с репетитором?
- Нет, самостоятельно. Я взял как раз свои учебники по русскому языку, которыми пользовался в средней школе. Серия этих учебников называется «Новые встречи». А еще я купил словарь польско-русский и русско-польский. Им тоже постоянно пользуюсь.
- Что тебе тяжелее всего дается в русском языке?
- Трудности есть с окончаниями. Мне тяжело менять слова. Также тяжело делать акценты в словах.
- Ударения?
- Да. Одно слово может иметь несколько значений. Например, можно сказать пИсать и писАть. Я пока разговариваю без акцентов. И из-за этого людям тяжело понять, что я имею в виду.
- Рафал Августиняк изучает русский язык?
- Он в декабре, после заключительного матча в году, будет учить русский язык. Мне и Рафалу нужна постоянная практика. Если мы будем постоянно разговаривать на русском языке, то с каждым днем будем лучше говорить. Поэтому и в январе на сборах продолжим изучать ваш язык.
- Рафал плохо говорит и на английском языке. Твое появление в «Урале» для него спасение.
- Да, мой приход порадовал его. Но он в Екатеринбурге живет не один. У него здесь есть друг, с которым он играл в Польше. А в команде я помогаю ему в общении.
- Как начался твой футбольный путь в детстве?
- Я начал интересоваться футболом в 5-6 лет, ездил с папой смотреть, как он играет. Он выступал за любительские команды по футболу и волейболу. И поэтому я хотел играть и в футбол, и в волейбол. Уверенно могу сказать, что если бы я был выше ростом, то стал бы заниматься волейболом. Но раз рост у меня не высокий, я выбрал футбол. В 10 лет начал играть в детской футбольной команде.
- В волейболе либеро не нужен высокий рост.
- Да, но я люблю в волейболе забивать. Поэтому все же пошел в футбол. Занимался в детской команде в шести километрах от города, в котором жил. В той команде играл шесть лет. Потом тренер главной команды меня перевел во взрослый состав. Он мне сказал: «Если будет получаться, то возьмем тебя на игру». На тренировках я быстро развивался и сразу стал ездить на игры. Спустя три года я перешел в «Легию».
- Все дети Польши мечтают играть в «Легии»?
- Нет. Много болельщиков в Польше не любят «Легию», потому что несколько лет назад это был клуб армии. Как только появлялся хороший игрок в какой-то команде, «Легия» забирала его к себе. А еще в «Легии» топовые болельщики. Многие и из-за этого не любят этот клуб. И такое настроение есть во многих польских семьях. Поэтому не все ребята с детства хотят играть за «Легию», идут заниматься футболом в другие школы. Но со временем, люди задумываются, что попадание в «Легию» дает большие перспективы.
- В 2011 году ты играл за «Легию» против «Спартака». Это был твой первый приезд в Россию?
- Да. Очень хорошие воспоминания остались. После домашней игры, которая завершилась 2-2, мы приехали на «Лужники». Многие говорили, что у «Легии» нет шансов, что у «Спартака» будет легкая победа. После 24-й минуты мы проигрывали 0-2. Но вскоре я забил гол, потом Мацей Рыбус сравнял счет. А на 93-й минуте Януш Гол сделал счет 3-2! В Польше все были в шоке. В «Лужниках» тогда было искусственное поле. Мы впервые играли на таком газоне. Это был еще один фактор не в нашу пользу.
- 3-3 с мадридским «Реалом» – это самый памятный матч в карьере?
- Лучше всего запомнился матч против «Дандолка» в Плей-офф Лиги Чемпионов в 2016 году. После этого раунда уже начинался групповой этап.
- Почему именно этот матч?
- Мы на выезде обыграли их 2-0. А дома мы на 20-й минуте пропустили гол, в середине второго тайма у нас случилось удаление. Соперник нас давил, но на 92-й минуте мы провели контратаку и я забил гол. Это был очень важный гол. Благодаря этому мы вошли в группу Лиги Чемпионов. Но, конечно, от этой стадии тоже остались приятные воспоминания. Забил гол «Боруссии». Только мы проиграли 4:8. Но благодаря 12 голам в одном матче та игра вошла в историю Лиги Чемпионов.
Еще сыграли с «Реалом» 3:3, обыграли «Спортинг». И мы с третьего места вышли в Лигу Европы. А перед началом группового этапа все говорили, что у нас будет ноль ударов по воротам соперника, ноль голов, ноль очков и минимум 30 пропущенных мячей. Но так можно было подумать, когда в 1 туре мы проиграли дома «Боруссии» 0:6. Но с каждым матчем мы играли все лучше.
- Пересматриваешь свой гол в ворота «Боруссии»?
- Да, много раз. Но когда пришел в «Легию», не думал, что буду играть в Лиге Чемпионов против «Реала», «Боруссии», «Спортинга». Для польских команд это серьезное достижение. До этого польский клуб играл в группе Лиги Чемпионов 20 лет назад, а «Легия» не играла там 21 год.
- Кто-то отговаривал тебя от переезда в Россию?
- Нет. Я много по этому поводу общался с Рафалом. Я спрашивал о команде, о городе, о погоде, о структуре клуба. Еще общался с Артуром Енджейчиком, который играл четыре года в «Краснодаре». Он сказал: «Если есть возможность перейти в «Урал», то иди туда смело. Все будет хорошо. Сто процентов ты будешь здесь счастлив».
- В России есть мнение, что в Польше не очень любят нашу страну. Это действительно так?
- Да, такая проблема есть. Некоторые люди Польши не любят русских людей. После второй мировой войны такая позиция укрепилась. Как только я пришел в «Урал», у меня начались проблемы. Сначала травма, потом камни в почках, потом еще одна операция. Я уже многое прошел, видел многих людей. И могу уверенно сказать, что неправильно думать, что в России плохие люди. Я здесь счастлив, каждый партнер по команде мне выражал поддержку.
Если бы этого не было, мог бы уехать домой. Но мне не хочется уезжать. Здесь есть отличные условия. После 8 декабря надо будет восстановиться, устранить проблемы со здоровьем и проявить себя на сто процентов на зимних сборах. Весной будет важный отрезок в чемпионате, хочется побороться и за кубок. Своей игрой очень хочу отблагодарить команду за поддержку, которая мне была оказана.
- Недавно ты вместе с Романом Емельяновым встретился с болельщиками «Урала». Что-то особенно запомнилось?
- Когда мы с Ромой шли туда, я сказал: «Не хочу много разговаривать сегодня». Это из-за того, что еще не хорошо говорю по-русски. Но один журналист мне начал задавать много вопросов (смеется – прим. ред.). Еще и на камеру! Как только он закончил задавать вопросы, я выдохнул. Рома смеялся надо мной. Думаю, что на 2-3 вопроса я ответил нормально, может люди меня поняли.
- Там ты видел и Кубок России. Красивый трофей?
- Да, очень красивый. Он довольно тяжелый. До финала у нас еще две игры. Надо сделать все, чтобы завоевать этот кубок. Знаю, что «Урал» дважды играл в финале этого турнира. На третий раз надо выиграть. В Польше, как и у вас, на третий раз все получается.
- Что в Польше наливают в кубок, когда отмечают победу в турнире?
- Мы в кубок ничего не наливаем, мы пьем из бутылки (смеется – прим. ред.). В 2011 году, когда я первый раз выиграл Кубок Польши, мы в раздевалке передавали друг другу кубок, и один игрок уронил кубок. Сломалась крышка. Многие впервые выиграли кубок и сразу его сломали. Была забавная ситуация. Но в кубок мы ничего не наливаем. Из бутылки пьем либо шампанское, либо пиво.
- Ты в такие моменты что пьешь?
- Пиво.
- В России пиво пробовал?
- Российское пиво еще не пробовал. Несколько раз в ресторанах пробовал бельгийское пиво.
- Многие считают, что в России плохое пиво.
- Тогда не буду пробовать (улыбается – прим. ред.). В Польше производят хорошее пиво. В каждой части страны много видов пиво выпускается.
- Ты любишь светлое или темное пиво?
- Только светлое пью.