8 мин.

ГЛАВА 7. НЕВОСПЕТЫЕ ГЕРОИ (ЧАСТЬ 2)

Изучая футбол

Есть некоторые футбольные принципы, которые применимы к любому тренерскому стилю. Один из них всегда остаётся со мной – это важность понимания игроками того, как и когда передвигать мяч с фланга на фланг. Как сыграть так, чтобы построение твоего оппонента было разрушено, а твой игрок смог отдать проникающий пас, который создаст пространство. Поиск пространства – это то, чем живёт любой футболист.

Здесь всё работает по принципу логики. Если один фланг на поле заполен игроками, то противоположный фланг будет свободнее, так что будет правильно попытаться атаковать через него. Ведь ни один игрок не может двигаться так быстро, как мяч. Так что принцип перевода мяча на свободные зоны или противоположные фланги, звучит крайне логично и очевидно. Но следовать этому принципу на практике не так просто. Играть быстро – это далеко не играть быстро и при этом точно. А ведь именно точность необходима для эффективности на футбольном поле. Следовательно, это сложнее исполнить.

«Коллективные навыки» для меня, как я сказал раньше, важны настолько же, сколько и индивидуальный талант, хотя индивидуальный талант иногда и может выступать решающим фактором. Но сегодня ему придают слишком много внимания, из-за чего на обучение команды как объединённой группы обращают меньше внимания. Большая ошибка отрицать тот факт, что тебе нужны 11 игроков, чтобы иметь футбольную команду, не стоит забывать, что именно командная составляющая играет важнейшую роль, а не индивидуальные качества, хотя, конечно, иногда индивидуалисты делают разницу.

Если у тренеров не получается передать этот посыл своим игрокам, то все они будут иметь нездоровое эго. Если ты постоянно будешь говорить своему игроку, что он отличный финишер и всё, что ему нужно делать – это бить по воротам, то в итоге он всё время будет только бить, упуская при этом моменты, в которых, возможно, лучшей опцией была бы передача на партнёра. Понимание того, как использовать мяч, значит больше, чем что-либо ещё. Это продолжительный и решающий процесс, который тянется вместе с тобой всю карьеру, особенно на ранних стадиях.

Игрок должен до идеала оттачивать свои знания и понимание игры. И вместе с тем он должен работать над физикой, техникой и тактическими атрибутами, потому что для этого уже не будет времени, когда ты выйдешь на профессиональный уровень.

Для подобных вещей никогда не бывает слишком рано. Молодые игроки идеально подходят для того, чтобы впитывать в себя основные концепты. Если ребёнку говорят: «когда получаешь мяч, попытайся передать его в эту зону», «если у тебя нет вариантов для передачи, то подожди, пока к тебе подбежит соперник и решай», «отдай передачу на фланг на своего партнёра», «тебе нужно чувствовать момент игры, нужно играть в соответствии с темпом», то он сможет быстрее понять что ему нужно делать в различных ситуациях, что идёт на пользу команде.

Игровой интеллект

Конечно, в возрасте 8, 10, 12 или 15 лет вы всё ещё далеки от ментальной зрелости, которая необходима полноценному футболисту: вы оттачиваете свою будущую форму, на этом этапе разум играет ключевую роль в определении вашей игры и позволяет вам брать на себя как можно больше ответственности на поле.

Я видел академии, в которых фокус делался на том, чтобы добиваться максимума с индивидуальных возможностей каждого отдельного игрока, но никто не заботился о том, чтобы их лучшие таланты имели прямое применение в игре. Это всё не поможет этим игрокам в будущем, когда их интеллект станет определяющим фактором.

В этом возрасте ты можешь делать много ошибок, но в то же время, зачастую ты можешь компенсировать их своими техническими навыками. Это круто. Но в то же время это проблема, потому что если на этом этапе ты поверишь, что сможешь по такому же принципу исправлять все свои косяки на протяжении всей карьеры, то сделаешь большую ошибку. То, что выглядит как умение, по факту может стать дефектом, который будет иметь негативное влияние в долгосрочной перспективе. Самое важное – это неустанно продолжать учиться.

Когда футболист чувствует себя выше других, и я сейчас говорю в том числе и о себе, потому что в своё время я тоже допустил такую ошибку (когда я играл за сильную команду, и мы «легко» побеждали более слабые команды), то он понимает, что может делать меньше, чем от него на самом деле требуется. Это ведёт к занижению стандартов и деградации.

Есть люди, которые верят, что главной звездой является тот футболист, у которого всегда есть козырь в рукаве в виде финтов, но как по мне, в реальности всё далеко не всегда так. Какой смысл в трёх обводках, если в итоге ты продвинулся всего на один ярд и при этом отдал пас назад после этого?

На протяжении всей моей карьеры у меня были тренера, кроме тех, которых я уже упомянул, которые всегда говорили мне о важности понимания игры. Луис Милла, на время написания этих строк он является тренером сборной Индонезии, и тренер «Севильи» Хулен Лопетеги, к примеру. Они доносили до меня это во времена моей игры за молодёжную сборную Испании, а потом и за основную. Это неоспоримый факт, что испанская система игры работала в том числе из-за того, что игроков обучали основным принципам ещё с очень молодого возраста.

Метод

Если вы хотите посмотреть на воплощение красивого футбола и беспрецедентного успеха, то насладитесь игрой «Красной Фурии», начиная с 2008 года. Это настоящая футбольная наука, которой мы учились, проходя через все молодёжные сборные на международном уровне. Спасибо всем людям, что с нами работали, в особенности координатору Жинесу Мелендезу.

Когда я был тинейджером, я обожал моменты, когда получал вызов в сборную. Всё, чего ты хочешь – это хорошо играть за свою команду, чтобы в итоге тебя позвали сыграть за сборную родной страны. Впервые я получил вызов в 15 лет, когда играл за «Реал» Овьедо, мы поехали на турнир на Канарские острова. С самого начала мы чувствовали, что являемся фаворитами в каждом соревновании, в котором принимали участие. Все уважали сборную Испании, однако на то время ко взрослой сборной нашей страны было кардинально другое отношение. Было сложно объяснить, но люди задавались вопросами как мы можем быть столь успешными на молодёжном уровне, но в то же время не можем перенести это во взрослую сборную.

К счастью, у нас уже подоспевал лучший ответ на этот вопрос.

У Испании были титулы Евро до 17, до 19 и до 21 года. И это было не совпадение. У наших сборных был талант, были отличные наставники, их методика, модель игры и жажда к соперничеству стали частью ДНК испанского футбола.

Большинство наставником всегда заставляли меня чувствовать себя как дома, в то же время за мной следили на всех возрастных уровнях и в итоге я получил вызов в старшую возрастную группу. Это также помогло мне побыстрее набраться опыта как игроку. Я играл на Евро до 19 лет, на Чемпионате Мира до 20 лет с парнями, что были на год старше меня, я также играл за команды до 21 года и до 18 лет.

Я чувствовал себя важной частью всей модели испанского футбола. Это очень помогло мне поверить в свои возможности и расти как футболисту год за годом. Особенно в молодые годы (где-то в 15-16 лет), я помню, как у нас были просмотры в Мадриде в понедельник и вторник, один раз в три месяца. После тех просмотров тренеры выбирали, будем ли мы играть в официальном турнире. Конечно, я нервничал, я хотел впечатлить их, но кроме меня были и другие талантливые парни.

Как вы можете себе представить, это означало, что ты пропустишь школу (я ездил в Мадрид в понедельник, а возвращался в Овьедо в среду), так вот как я говорил ранее, Жинес лично проводил нам уроки (он также был учителем) по математике, географии, и что ещё было нужно, чтобы наша учёба была сбалансированной и не проседала.

Вне поля он также часто говорил о важности характера, о желании и возможности отдать всего себя, ведь эти вещи будут очень важны на пути становления нас как профессиональных футболистов. На поле он и его тренерская команда всегда поддерживали нас и говорили, чтобы мы раскрывались на поле, хорошо обращались с мячом, пасовались и двигались, искали пространство для себя и для передач, быстро думали и прессинговали оппонентов, когда теряли мяч… Другими словами, они учили нас испанской модели футбола шаг за шагом.

Жинес, Иньяки Саез (который был тренером в основной сборной Испании на Евро 2004 после множества добытых трофеев на молодёжном уровне), Милла, Фернандо Йерро и Лопетеги были ключевыми фигурами в развитии испанского футбола, даже не следует упоминать, что они были крайне важными фигурами для меня.

Эти люди в некоторой степени остаются невоспетыми героями, которые ответственны за расцвет и доминацию сборной Испании на международном уровне.

Это конец седьмой главы! Если Вам нравится читать наши переводы этой книги, то не забудьте поставить плюсик этой новости или оставить комментарий, мы будем очень благодарны!

Также подписывайтесь на наш телеграм-канал о "Челси", там вы найдёте много интересной информации о лондонском клубе - http://tele.click/chelseaX