11 мин.

ГЛАВА 7. НЕВОСПЕТЫЕ ГЕРОИ (ЧАСТЬ 1)

«До того, как ты сможешь тренировать других, сначала тебе нужно научиться тренировать себя» - Йохан Кройф

Всё, чего я достиг как игрок – это результат процесса обучения в тандеме с помощью и советами других людей, которые иногда оказывались очень и очень важными в моей карьере. В карьере каждого игрока есть такой тренер (не обязательно известный тренер), который играет важнейшую роль в их развитии. И речь идёт не только о развитии как футболиста, но и как человека. Именно о таких наставниках и об игроках, которых они помогли создать, я хочу поговорить.

Мой отец часто говорил мне как он и его одноклубники могли пойти все вместе в горный поход во время предсезонных сборов. Они даже не думали об игре в мяч. Насколько я помню, мои тренировки всегда состояли из репетиции различных возможных ситуаций, которые могут случиться во время матчей. Их проводили наставники, которые делали упор на игру с мячом, и они всегда пытались нам объяснить, почему мы работаем именно в таком направлении. Именно так всё было, начиная ещё с тех времён, как я был любителем. Это было основой моего ученичества и развития как игрока. Как мне кажется, это шло на пользу мне и всем моим командам.

Элемент веселья присутствовал с самого начала, как это и должно быть. Сначала с Иньяки Артабе в Ла-Фреснеде. У меня также были классные наставники в «Реале» Овьедо, вспоминается Блас Гарсия, который называл меня ‘пистолеро’ за моё умение быстро пробивать с левой ноги, как будто это был выстрел из пистолета; также Томас, который в своё время играл за вторую команду «Атлетико» Мадрид а также «Овьедо», «Валенсию» и «Расинг» в качестве полузащитника. С ним было очень приятно работать, я начал наслаждаться отработкой различных моментов, что могут произойти на футбольном поле.

Я также многому научился у Карлоса Переза Сальвачуа, Тристана Селадора, Алехандро Менендеза и Мичела в академии «Реала». Эти люди научили меня ключевым футбольным концептам, которые всё ещё работают, например, там меня научили как пробросить себе мяч перед ударом. «Подсеки мяч снизу, он подпрыгнет вверх, выбери верную позицию перед ударом и… Гол!» Тристан, который работал с нами в «Реале», зачастую орал на нас.

Это было просто, но эффективно, нас обучали тому, как положение нашего тела может отыграть важнейшую роль в самом ударе, который мы наносим.

Унюхивая мяч

В то время я также понял важность выбора позиции, когда твой партнёр, к примеру, пробивает по воротам, но мяч отскакивает. Мой отец говорил мне, «Прямо как Рауль!» (Рауль Гонсалес Бланко), потому что он был просто мастером по забиванию подобных голов. Это дар, над которым нужно работать; интуиция приходит с упорной работой. Люди говорят, что Фрэнк Лэмпард был идеальным примером этого, всегда в правильном месте в правильное время. Человек, который забил очень много голов «унюхивая» всяческие отскоки после ударов от партнёров. Мяч всегда прилетал к нему, именно туда, где он находился. Томас Мюллер тоже много работал, чтобы развить этот инстинкт, также и Деле Алли. У них всех есть шестое чувство, когда они находятся в штрафной площади.

Естественно, здесь вопрос не только удачи. Мяч не просто случайно оказывается там; ты должен учиться тому, чтобы быть в правильное время в правильном месте. Умение всегда быть первым на мяче приходит к игрокам ещё на молодёжном уровне, и в то время именно тренер играет решающую роль. Мой отец непреклонен по этому поводу (дорогой папа, я думаю, что в этом случае ты прав).

Было много элементов в игре, которые нужно было полировать всё время. Тренеры академий не были сфокусированы на «я, я, я», они всегда делали акцент на команде и групповой работе. Это мне вбивали в голову с самого детства, что и сформировало меня именно таким, какой я есть сейчас. Я однозначно никогда не забуду этого, как я никогда не забуду таких людей как Карлос Перез Сальвачуа, молодой тренер, который любил как можно больше использовать мяч на тренировках и любил строить игру отталкиваясь от владения мячом. В итоге он поработал в «Вильярреале» и «Вальядолиде».

Затем был тренер до 19 лет, Алехандро Менендез, парень из Австрии, который сделал себе имя в хихонском «Спортинге». Он заставил меня чувствовать себя уверенно в то время, как мне приходилось играть с партнёрами, что были на 1 или 2 года старше меня. Именно от него я взял для себя такое важное чувство соревновательности, я понял, что такое конкуренция на поле. А ведь с ним мы играли в так называемом Division of Honor (это переходной дивизион между любительским уровнем и профессиональным) в Испании. Подобный опыт закаляет тебя, ведь ты встречаешься с молодыми игроками из академий топ-команд Испании, таких как «Барселона», «Атлетико», «Валенсия», «Овьедо», «Спортинг» и «Севилья»… И когда в 2006 году мы выиграли Кубок Чемпионов (это мини-турнир, который закрывает сезон в Division of Honor, то я чувствовал, будто мы выиграли саму Лигу Чемпионов. Это был особенный день для меня лично, поскольку я забил победный гол (со штрафного) в нашей победе со счётом 1:0 над «Реалом» Вальядолид.

Без этих людей мне бы никогда не удалось ворваться на профессиональный уровень. К слову, плохие наставники являются одной из причин, почему талантливые игроки так и не добиваются своих целей и не становятся профессионалами. Они могут тренироваться в невероятных условиях, у них может быть идеальная среда для развития, но они не смогут, потому что никто их не научил думать ногами, и никто не помог им развивать умение быстро принимать решение на поле.

Разные философии

Молодые игроки отлично развиваются в «Аяксе» и «Барселоне», это если назвать два очевидных примера подобного. Вы можете видеть, что с самого начала у них есть определённый стиль, который базируется на позиционной игре, что и составляет основу философии этих клубов, которой они придерживаются уже годами. Все наставники знают, что им делать и как обучать игроков нужным вещам, чтобы те были готовы к дебюту в первой команде. Их философии футбола крайне поняты, они не обсуждаются и уже прошли испытание временем.

В академии мадридского «Реала» также была необсуждаемая философия, но она не базировалась на оном стиле игры, она сводилась к одной конкретной мантре: «НИКОГДА НЕ СДАВАЙСЯ». Сражайся до конца. Сражение – это то, чем ты дышишь, играя за «Реал». И первая команда это демонстрирует из года в год.

И какой из этих путей лучше, судить не мне. К тому же я не уверен, следует ли вообще выделять какую-то конкретную философию как лучшую. В итоге всё равно самое важное – это воспитанники и то, сколько продуктов молодёжных академий в итоге будут играть в первой команде или других клубах. Я являюсь одним из этих игроков. Что уж точно поможет вам больше всего, как в своё время это помогло мне, это способность адаптироваться к любому месту, куда тебя не занесёт футбольная жизнь.

Разносторонность: хорошо или плохо?

Быть разносторонним – это палка с двумя концами, как я понял за всё время своей карьеры. Это делает тебя более совершенным, да. Игра на разных позициях зачастую означает, что ты можешь лучше понимать футбол, особенно в плане зон и движений. Это хорошо. Возможно, ты играешь больше из-за того, что твой менеджер может использовать тебя на разных позициях. Это прекрасно. Но, с другой стороны, ты рискуешь не найти своего места, ты ни на одной из позиций не достигнешь мастерства. Это может стать проблемой.

Некоторыми качествами я обладаю, а некоторыми – нет. В соответствии с качествами, мне подбирают удачную роль на поле. Все привыкли, что если у тебя сильная правая нога, то ты будешь играть вингера на правом фланге, чтобы подавать. И ничего больше не требуется. Но сейчас настала эра развёрнутых вингеров.

Позиция десятки – это та роль, на которой я себя чувствую комфортнее всего, но мне также приходилось не раз адаптироваться к игре на фланге. И не важно, играю слева, справа или по центру, моя игра подразумевает поиск пространства между линиями и попытки заставить всю команду играть. Я однозначно не старомодный вингер (хотя в начале своей карьеры в «Валенсии» я был таким), который привязан к боковой линии и всегда хочет обыграть соперника 1 в 1…

Я начал играть слева в Овьедо, а также был нападающим долгие годы в «Реале», мы играли на пару с Буено. Я регулярно играл на левом фланге, когда перешёл в «Валенсию», а в сборной Испании я чаще всего играл на правом. Хотя я отчётливо помню, что свой дебют в сборной я провёл на левом фланге в матче против Турции на «Сантьяго Бернабэу».

Уже позже я играл слева в «Челси», под руководством Андре Виллаш-Боаша, точно так же, как это было в «Валенсии». Но в итоге обосновался на позиции десятки в своём втором сезоне в «Челси», когда к нам присоединились Азар и Оскар.

Роберто Ди Маттео сделал из нас атакующее трио, двое были по флангам, а я под нападающим в центре. Одним из первых матчей, когда мы сыграли в таком составе, стала наша победа 2:1 над «Арсеналом» на выезде в сентябре 2012 года. Я забил в тот день, а у нас в команде играли трое энганче, как говорят южноамериканцы, три «крюка», три созидателя.

Это позволило нам много контролировать мяч, и мы отлично этим пользовались. Некоторые люди перед матчем говорили, что «они не смогут сыграть все вместе», особенно против больших команд… Но почему это должно было стать проблемой? Многие также говорили, что Хави и Иньеста не могут играть вместе. Сколько бы всего мы пропустили, если бы так случилось. Конечно, они могут играть вместе. Отличные игроки всегда находят способ как сыграть вместе.

Я и раньше играл под нападающим, от случая к случаю. Но только в «Челси» это стало для меня моей родной позицией, не без помощи Роберто Ди Маттео и Рафы Бенитеса, который сделал всё возможное, чтобы я чувствовал уверенность и собственную совершенность, когда играл в этой роли.

Я наслаждался этим. Я любил это. И я итоге я закончил сезон с лучшими показателями в своей карьере: 20 голов и 35 ассистов. Так это моя идеальная позиция? Да… и нет.

У меня также были матчи, где я очень удобно себя чувствовал на правом фланге, со смещением в центр. Один пример: когда мы обыграли «Ливерпуль» на «Энфилде» в 2015 (2:1) и я забил дважды. У меня также были отличные матчи в этой роли и во времена «Валенсии» и «Челси».

Так какой из этого всего следует вывод?

Да, позиция действительно важна, даже сильно, потому что она может помочь тебе расцвести. Но я рассматриваю стиль игры команды как более важный аспект, также очень важен стиль твоих партнёров по команде. Это всё будет даже важнее твоей позиции на поле. Я помню, как перед тем матчем против «Ливерпуля» было много обсуждений на тему того, стоит ли мне сыграть на фланге, или нет. Я сыграл и всё очень хорошо сработало. Но всё относительно. Важнее всего – это хорошо играть и быть окружённым одноклубниками, которые имеют отличную связь с тобой. Это правда, что моя позиция потерпела изменения и я из классического вингера переквалифицировался в плеймейкера, ведь я вырос как игрок.

Когда ты играешь отдельно от команды и только и думаешь о том, как забить гол или отдать ассист, то не стоит забывать и о своих защитных обязанностях, ты должен всегда находиться близко к опорному полузащитнику команды-соперника. Как по мне, то десятка должна уметь играть спиной к чужим воротам, уметь выбрать верную позицию для перехвата или прессинга и, если нужно, то много бегать, чтобы открываться партнёрам. Точно так же, как делают нападающие. Это очень сложная позиция, потому что она требует очень многого, как при игре с мячом, так и без него. Как по мне, то именно роль десятки является ключевой для любой команды.

Некоторые рассматривают роль десятки как в первую очередь игру головой, и только потом ногами, но я не могу полностью с этим согласиться. Для меня в любом случае это всегда зависело от того, как протекает матч, что не всегда может выглядеть захватывающе. Но большинство футбольных аспектов вообще не захватывающие. Всё дело далеко не только в скорости, как многие из нас думают.

К примеру, когда игра замедляется, это может дать тебе шанс ускориться в правильный момент, создавать дисбаланс, который вроде бы было невозможно разрушить. Изменение ритма может кардинально менять ход матчей. Вовремя скинуть обороты иногда бывает настолько же важным, как и ускорение. Скорость, которая действительно играет большую роль – это скорость твоего мышления.

Это конец первой части седьмой главы, продолжение будет опубликовано завтра! Если Вам нравится читать наши переводы этой книги, то не забудьте поставить плюсик этой новости или оставить комментарий, мы будем очень благодарны!

Также подписывайтесь на наш телеграм-канал о "Челси", там вы найдёте много интересной информации о лондонском клубе - http://tele.click/chelseaX