10 мин.

Березовский не интересовался спортом, но однажды его деньги пришли в «Коринтианс». После этого олигарха разыскивал Интерпол

Из-за этого Вагнер Лав чуть не сбежал из ЦСКА.  

В 2000 году депутат Госдумы от блока «Единство» (будущая «Единая Россия») Борис Березовский сидел в кабинете на Охотном ряду и принимал гостей. В один из дней к нему зашел журналист канала «ТВ-6» (принадлежал олигарху) Станислав Кучер – чтобы подписать заявление об увольнении. Кучер и до этого не соглашался с позицией Березовского и всего холдинга: поддержать Путина как преемника Ельцина и уничтожить конкурентов – Примакова и Лужкова. А после выборов не хотел работать на имидж Путина как президента.

«Он сидел с видом абсолютного триумфатора, легко все подписал, а затем спросил, не жалею ли я. Обрати внимание, сказал он, Путин –  президент, все получилось, типа зря ты был против», – вспоминал позже Кучер, который в ответ пересказал боссу финал почти реального фильма, где заговорщики пришли к власти, номинально сделав главным Брежнева, а тот устранил старших коллег из политики и стал генсеком на 18 лет. 

«Стас, ты все-таки еще очень наивный парень, не понимаешь, как все работает, – ответил Березовский Кучеру. – В нашем случае это не повторится. Мы его [Путина] так держим, что никаких параллелей не будет». 

Меньше чем через год олигарха обвинили в мошенничестве, отмывании денег, попытке захвата власти и объявили в федеральных розыск. Он эмигрировал в Британию. 

Через семь лет Березовский оказался уже в списке Интерпола – международном розыске. С просьбой об аресте выступили власти Бразилии, которые подозревали мужчину в отмывании денег через футбол, хотя официально он никак не был связан со спортом. 

Как же это получилось?

До 2005 года единственная новость, где хоть как-то обозначался интерес Бориса к футболу – слух The Guardian о покупке «МЮ» в 2003-м. Тем летом «Челси» купил Роман Абрамович, от перевозбуждения британские медиа прикидывали,  кто из русских готов оформить вторую сделку и написали про «Ман Юнайтед» – вся статья строилась на анонимных источниках, которые тогда подвели. 

В следующий раз Березовского и футбол связали в 2005-м. В тот год один из самых популярных клубов Бразилии «Коринтианс» тонул в долгах – не помогали ни недавняя победа в клубном чемпионате мира (2000 год), ни президент страны Лула, болельщик «Коринтианса». Неожиданно помощь пришла из Европы – фонд Media Sport Investment, основанный в 2004-м специально под «Коринтианс», заключил с клубом 10-летний договор. По договору, MSI закрывал 20-миллионные (в долларах) долги и инвестировал еще 15 млн. В обмен получал право распоряжаться 51% прибыли бразильцев. 

Фонд официально возглавлял Киа Джурабчиан, 33-летний иранский бизнесмен (богатый отец, учеба в США и Англии, фондовые рынки) с лицензией агента. По словам Джурабчиана, он мечтал купить долю в любимом «Арсенале», но отпугнула большая цена. Тогда по совету Пини Захави (давний друг Джурабчиана, агент Пеле и вообще влиятельный человек в футболе – он помогал Абрамовичу покупать «Челси)» он вышел на «Коринтианс». 

Неофициально за MSI видели совсем другую фигуру. Частично – Романа Абрамовича (по слухам, ему принадлежало 15-20% акций). Глобально – Бориса Березовского. До сих пор их бизнес-связь с иранцем не подтверждается документально, но есть и слухи, и очевидные вещи: 

• в 1999-м иранец Джурабчиан неожиданно купил газету «Коммерсант» у ее основателей, а уже через месяц перепродал Березовскому; 

• на тот момент главный редактор Раф Шакиров как-то произнес в интервью: «Джурабчиан был и остается человеком Березовского»;

• Джурабчиан рассказывал, что стал миллионером, владея компанией American Capital Investment, но данные о владельцах так и не нашли – компания была создана в офшоре всего за несколько месяцев до покупки «Коммерсанта»;

• первые деньги на счета MSI пришли со счетов в Грузии, откуда происходил главный бизнес-партнер Березовского (управлял активами Бориса в виде Первого канала и ТВ-6) и владелец «Динамо» Тбилиси Бадри Патаркацишвили;

• в 2005-м Патакарцишвили рассказал журналистам, что и правда инвестировал в «Коринтианс». 

• медиа жгли инсайдом, что Березовский принимал в лондонском доме Джурабчиана вместе с президентом клуба Альберту Дуалиба, которого отчитывал за смену тренера.  

Но главное: Березовский сам начал говорить о «Коринтианс».

Сначала в январе 2005-го: «Я знаю, что желание выйти на футбольный рынок выказывал мой хороший знакомый Джурабчиан. В частности, я слышал, что он интересовался клубом «Коринтианс». Он и мне предлагал участвовать в этой сделке, но я отказался. Насколько мне известно, он нашел инвесторов, но я не в курсе, на какой стадии находится сделка. Я также знаю, что мой друг Бадри Патаркацишвили также обсуждал возможность участия в этом бизнесе, но детали я у него не спрашивал».

Потом в мае 2005-го: «Я думаю, что СМИ связывают мое имя с бразильским футбольным клубом, потому что управляющим компании, которая купила эту команду, является Киа Джурабчиан, который в свое время покупал для меня «Коммерсант». Меня интересует бизнес в Бразилии, но не интересует футбол как бизнес.

В России я по-прежнему болею за «Динамо», а в Великобритании – за лондонский «Арсенал». Мне также было сделано предложение построить для «Коринтианса» стадион, что никак не связано с покупкой клуба. Это предложение я рассматриваю, но окончательное решение я приму только после поездки в Бразилию».

Олигарх даже подтвердил, что по приглашению клуба в Бразилию летала его жена Елена – она обсуждала строительство арены и осталась довольна переговорами. Сообщали, что новый стадион обойдется  в 50 млн долларов. Рядом с ним располагался бы развлекательный центр, а на поле можно было бы проводить не только матчи, но и ярмарки и концерты. 

Как Березовский и обещал, он прилетел в Бразилию – в 2006-м планировал посетить матч против «Боки Хуниорс», но так и не появился на трибуне. А на обратном пути был задержан полицией прямо в аэропорту. После этого его восемь часов допрашивал генпрокуроры двух штатов, которые выясняли, как Борис связан с с MSI – на тот момент ее уже подозревали в отмывании средств. После общения у русского мужчины изъяли британский паспорт на имя Платона Еленина, два телефона, ноутбук и документы. 

Спустя год, в июле 2007-го, бразильцы выдали ордер на арест бизнесмена и объявили его в международный розыск. 

Что же так смутило бразильцев?

Во-первых, изначальные подозрения: только что созданный фонд подозрительного человека, который никогда не интересовался футболом и до этого действовал в интересах Березовского, вкладывается в тонущую команду. 

Во-вторых, активность Джурабчиана: в первый же год он купил для «Коринтианс» Карлоса Тевеса из «Боки» (22 млн долларов) и Хавьера Маскерано из «Ривера» (16 млн долларов). 38 млн за игроков для клуба, который не мог найти 20 млн на погашение долгов – логично, что «Коринтианс» не мог закрыть сделку сам. Тогда Джурабчиан оплатил обоих из своих средств, в обмен забрал 35% и 50% их трансферных прав.

По той же схеме проходили чуть менее затратные переходы Нилмара, Карлоса Альберто, Рафаэля Мора и еще несколько игроков – так Джурабчиан стал хозяином футболистов и той самой третьей стороной, против которой долго воевали в ФИФА. 

Зимой 2005-го MSI чуть не купил в «Коринтианс» Вагнера Лава. Медиа сообщали, что игрок провел переговоры во время отпуска и даже созвал пресс-конференцию, где сообщил о переходе. Игрок появился перед бразильскими медиа с заплетенными в цветах нового клуба косичками. ЦСКА был в шоке – говорил, что никаких предложений не получал и грозился подать апелляцию в ФИФА, если бы Вагнер вовремя не прилетел в Москву. В итоге обошлось – бразилец впервые уехал из России только в 2010-м. 

Без Вагнера «Коринтианс» все равно выиграл чемпионат Бразилии-2005, а в прокуратуре уже вовсю шло расследование. К 2007-му, когда Березовский, Джурабчиан и еще несколько представителей клуба были объявлены в международный розыск, органы выяснили следующее: 

• в телефонных разговорах Джурабчиана и президента «Коринтианс» Альбертто Дуалиба (их прослушивали) постоянно всплывала фамилия Березовского применительно к клубу; 

• фонд MSI получал деньги от компаний, связанных с Березовским, Патаркацишвили и Захави; 

• транзакции MSI проводились с использованием офшоров, что расценивалось как попытка скрыть владельца и незаконное происхождение средств, которые легализовались через футбол. 

Были и другие версии. В конспирологической российской (первоисточник – телеканал «Россия») приводили слова главы интерпола в Сан-Паулу Роме Турмо: «Березовский собирался приобрести в Бразилии такой клуб, который пользуется популярностью. Под вывеской клуба он намеревался образовать некое общество типа партии. У этого футбольного клуба – около 30 миллионов болельщиков. Это дало бы ему вес в обществе, а болельщики стали бы защитниками интересов Березовского. К тому же футбольный клуб давал возможность свободно распоряжаться финансами, поскольку здесь нет фиксированных доходов. И это давало Березовскому возможность перевести дела в Бразилию». 

Такой же или хотя бы отдаленно похожей цитаты на португальском Sports.ru не нашел, а история с партией, возможно, отсылка журналистов к финансированию Оранжевой революции на Украине – после нее еще активнее стали считать, что эмигрант хочет сменить власть в России. 

Умеренная международная версия: у Бориса действительно были интересы в Бразилии. Например, он собирался купить обанкротившуюся авиакомпанию Varig и вложиться в добычу ресурсов, а вливания в любимый клуб президента страны – попытка поднять свой  статус.  

Ордер на арест Джурабчиана Бразилия отозвала в 2008-м. Закрытия дела против себя Березовский не дождался – его нашли мертвым в собственном доме в Лондоне в 2013-м, а оправдали только на следующий год.

«В этом деле нет ни одного доказательства преступления, и при этом нет доказательств того, что предполагаемая группа лиц когда-либо имела намерение или заинтересованность в совершении каких-либо преступлений», – заключил бразильский судья в 2014-м. 

«Коринтианс» разорвал договор с MSI (закрылась в 2008-м) еще в 2007-м и в тот же год свалился во второй дивизион. Тевес и Маскерано вылета избежали – после первых проблем с законом Джурабчиан перевез их в «Вест Хэм», который оштрафовали на 5,5 млн фунтов за сокрытие информации о третьей стороне. 

ФИФА запретила третьей стороне владеть правами на игроков с 1 мая 2015 года. Но Джурабчиан не бросил футбол и тем более Бразилию. Прямо сейчас 48-летний Киа – агент Коутиньо, Виллиана, Мареза, Жоау Марио и других отличных футболистов. 

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко, из коллекции Нино Мелия, Алексей Филиппов; Gettyimages.ru/Graeme Robertson, Alex Livesey, Christopher Lee; globallookpress.com/Alexander Wilf/Russian Look, Ki Price/ZUMAPRESS.com, Anton Kavashkin/Russian Look; REUTERS/Marcos Brindicci