Суперкубок Испании проходит в Саудовской Аравии. УЕФА и правительство не одобряли это из-за дискриминации женщин
Сегодня первый полуфинал – «Валенсия» – «Реал».
Материал впервые был опубликован на Sports.ru 13 ноября 2019 года.
Испанская футбольная федерация (RFEF) во главе с Луисом Рубиалесом придумала мощную реформу Суперкубка Испании: турнир проходит в Саудовской Аравии в январе (вместо августа) и в формате «Финала четырех».
Изначально у RFEF были предложения от Катара, Китая и США. As пишет, что Жерар Пике помог федерации связаться с властями Саудовской Аравии через собственную компанию Kosmos. Комиссию он не взял.
Самое выгодное предложение прилетело от Саудовской Аравии – 120 млн евро на 3 года. Для сравнения: итальянская федерация получает около 8 млн евро в год за проведение Суперкубка в этой стране по трехлетнему контракту. Испанцы заработают больше за счет нового формата.
В первом розыгрыше обновленного Суперкубка «Барселона» (чемпион Ла Лиги и финалист Кубка Испании прошлого сезона) сыграет с «Атлетико» (2-е место в Ла Лиге), а «Реал» (3-е место в Ла Лиге) с «Валенсией» (победитель Кубка Испании).
Место проведения официально утвердили лишь через шесть с половиной месяцев после официального изменения формата. Проблемы сводились не только к деньгам. В адрес RFEF посыпались претензии, в основном из-за дискриминации женщин – в Саудовской Аравии они по-прежнему не могут абсолютно свободно посещать матчи.
Правительство и УЕФА не одобряют матч за Суперкубок в Саудовской Аравии из-за гендерного неравенства. Но Рубиалес, похоже, все разрулил
Саудовская Аравия – потенциально денежный рынок (5 миллионов футбольных болельщиков), на котором уже работают топ-клубы: у «Манчестер Юнайтед» есть контракт о сотрудничестве в рамках программы Saudi Vision, фонды «Барсы» и «Реала» занимаются социальными инициативами в стране. В Саудовской Аравии проводили Суперкубок Италии-2018 между «Ювентусом» и «Миланом», который собрал 61 235 зрителей.
В Саудовской Аравии и правда до сих пор есть проблемы с доступом женщин на стадионы. За последние несколько лет в стране наметились положительные тенденции: король Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд (правит с начала 2015-го) в 2017 году разрешил женщинам управлять автомобилями (с 1957 года у них не было такого права) и частично посещать спортивные мероприятия.
На Суперкубке Италии в январе 2019-го билеты продавали в двух категориях. Первая категория (singles section) предназначалась для мужчин – билеты с местами близкими к полю и с лучшим обзором.
Билеты второй категории (family section) продавали для женщин, мужчин и детей, хотя места по большей части располагались в верхнем ярусе стадиона с худшим обзором. Кроме того, женщинам разрешали занимать эти места только в том случае, если их сопровождал мужчина, будь то родной брат, отец или муж.
ФИФА и УЕФА серьезно задумались о проблеме дискриминации женщин в сентябре, когда иранская болельщица скончалась в больнице после акта самосожжения. Женщина подожгла себя в Тегеране после того, как отложили судебное заседание в ее отношении за попытку проникнуть на футбольный стадион под видом мужчины.
В связи с этим в конце сентября президент УЕФА Александр Чеферин (кстати, Рубиалес состоит в исполкоме организации) направил письмо всем европейским футбольным федерациям с рекомендацией не играть в странах, где у женщин нет свободного доступа на стадион. Очевидно, Саудовская Аравия в числе этих стран.
В конце сентября министр образования Испании и официальный представитель кабмина Исабель Селаа на вопрос о том, что думает по поводу игры Суперкубка в Саудовской Аравии, ответила, что это неуместно: «Мы в Испании защищаем гендерное равенство». Эти высказывания поддержала госсекретарь Министерства образования, культуры и спорта, бывшая горнолыжница Мария Хосе Рьенда.
В дебаты включилась даже правозащитная неправительственная организация Amnesty International. Директор испанского филлиала Эстебан Белтран написал Рубиалесу в письме: «Прежде чем принять решение о месте проведения, федерация должна знать подробности и историю нарушений прав человека в Саудовской Аравии, включая дискриминацию женщин, ограничения свободы слова, участие в войне в Йемене, широкое применение смертной казни и пыток заключенных».
Важный момент: RFEF никто не мог запретить (да и не планирует этого делать) провести Суперкубок в Саудовской Аравии. К тому же, Испания налаживает партнерство со странной в других сферах.
Marca в октябре писала, что Рубиалес должен деликатно разрулить ситуацию – чтобы женщины могли свободно посещать матчи Суперкубка, – воспользовавшись деловыми связями с правительством Саудовской Аравии.
Вскоре источники в испанской федерации сообщили, что вопрос решен: «Женщины смогут свободно посещать все три матча, без каких-либо ограничений и в одежде, которую они считают подходящей. Для них не будет никаких отдельных зон на трибунах, это все прописано в контракте».
К этому все и шло – в нынешнем году власти Саудовской Аравии существенно упростили правила въезда в страну, это касается и женщин из других стран. Теперь они могут приезжать одни, без обязательного сопровождения мужчины, смягчили и дресс-код: иностранки не должны носить абайю (традиционное длинное платье черного цвета с рукавами). Саудовская Аравия решилась на либеральные реформы ради развития туристической отрасли в стране.
Болельщицы (не только из Испании, но из Европы и США) могут свободно ехать на матчи Суперкубка, это подтвердил министр спорта Саудовской Аравии Абдулазиз бин Турки Аль Сауд. Нужно лишь оформить туристическую визу – она со всеми сборами и медицинской страховкой обойдется примерно в 120 долларов. А дальше формальности: купить билеты на нужный транспорт, футбол и забронировать жилье.
Возможно, решение долго принимали еще и из-за ТВ-пиратства
Представитель руководства «Атлетико» Клементе Вильяверде называл еще одну причину, почему Саудовская Аравия не самая подходящая страна для проведения Суперкубка. На вопрос о том, будут ли матчи турнира в этой стране проблемой, он ответил: «Мы все знаем о проблемах с Саудовской Аравией, прежде всего о пиратстве, поэтому играть там не представляется целесообразным. Мы бы предпочли сыграть за Суперкубок там, где все права гарантированы».
Это отсылка к BeoutQ – каналу, который базируется в Саудовской Аравии и без разрешения транслирует сигнал beIN Sports, катарской сети спортивных каналов (владеет правами на многие спортивные мероприятия, включая Ла Лигу). Правительство Саудовской Аравии отрицает какую-либо причастность к BeoutQ.
В июне 2017 года из-за дипломатического кризиса между Катаром и Саудовской Аравией beIN запретили продавать подписки в Саудовской Аравии, а каналы beIN Sports были на короткое время запрещены в ОАЭ (запрет сняли на следующий месяц). Несколько месяцев спустя появился новый сервис, известный как BeoutQ, который перепаковывал каналы beIN Sports как свои собственные, накладывая собственную цифровую экранную графику на канал.
Колумнист The Independent Дермот Корриган допускал, что Рубиалес больше всего беспокоился не о том, смогут ли женщины свободно посещать матчи Суперкубка, а как принять привлекательное предложение от Саудовской Аравии, не оскорбляя катарских партнеров-бродкастеров.
Ла Лига уже сотрудничала с Саудовской Аравией перед ЧМ-2018
В январе 2018-го, накануне чемпионата мира в России, Ла Лига и Саудовская Аравия заключили соглашение о сотрудничестве: девять саудовских игроков уехали в аренду в клубы Примеры и Сегунды.
Детали согласовали еще в октябре, когда президент Федерации футбола Саудовской Аравии Адель Эззат в Мадриде договорился с руководством Ла Лиги о стратегическом партнерстве. Сделали это для того, чтобы футболисты сборной Саудовской Аравии прибавили в испанских клубах, впитав опыт в условиях мощной конкуренции. Так федерация готовилась к ЧМ-2018, где даже обыграла сборную Египта. Выгода Ла Лиги заключалась в том, чтобы продвинуть бренд на потенциально денежном рынке.
В клубы Примеры («Вильярреал», «Леганес», «Леванте») попали только три игрока сборной Саудовской Аравии, но ни один из них не провел больше двух матчей. Сейчас все они вернулись обратно в местный чемпионат.
Как клубы отреагировали на реформы Суперкубка?
По-разному. «Барселона» и «Реал» предметно не высказывались. Похоже, у них нет претензий. «Атлетико» официально подтвердил участие в Суперкубке, дав понять, что им все равно, где играть: согласны даже на Катар, Китай или Индию (эти страны в списке альтернативных вариантов для проведения турнира). «Атлетико» примет любое решение Федерации.
Больше всех бушевала «Валенсия», а весной даже угрожала RFEF судом. Клуб выпустил разгромное заявление за несколько дней до официального утверждения формата, изложив суть претензий. «Валенсии» не понравилось, что команда честно отобралась в Суперкубок (обыграла «Барсу» в финале Кубка Испании), а RFEF резко изменила формат и добавила участников, нарушив собственный устав. По мнению клуба, изменения должны вступить в силу с сезона-2019/20.
Иск «Валенсии» до суда так и не дошел. В ноябре стало известно, что «Валенсия» подтвердила участие в Суперкубке, но теперь намерена бороться за справедливое распределение доходов между участниками турнира и уже пожаловалась в RFEF.
Федерация держит в тайне размер призовых. Рубиалес лишь сказал: «Призовые равны для каждого участника, и есть еще один пункт, при котором распределение идет в соответствии с историей клуба». Естественно, из-за этого «Валенсия» получит меньше, чем «Реал» и «Барселона».
Суперкубок – часть противостояния Ла Лиги и RFEF (а точнее Тебаса и Рубиалеса)
В испанском футболе постоянные теневые игры между Ла Лигой и Федерацией, их президенты – Хавьер Тебас и Луис Рубиалес – не упускают возможности уколоть друг друга. Обе организации вечно делят сферы влияния. Свежий пример – перенос класико: Ла Лига взбунтовалась и сказала, что обжалует в суде решение RFEF перенести матч на 18 декабря (судьба иска пока неизвестна).
Суперкубок-2018 впервые прошел за пределами Испании – в Марокко. Тем же летом Ла Лига подписала контракт с американской компанией Relevant, в рамках партнерства часть матчей чемпионата должны играть в США. Даже матч выбрали – «Барселона» – «Жирона», его решили провести в Майами. Шаг не оценили в RFEF, ФИФА и Профсоюзе футболистов Испании.
«Если можно провести Суперкубок Испании в Марокко, почему нельзя сыграть матч Ла Лига за пределами Испании?» – спрашивал Хавьер Тебас. Решение разыграть Суперкубок в формате «Финала четырех» президенту Ла Лиги не понравилось (хотя он оценил, что матчи пройдут в январе): «Если коротко, то новый турнир утвердили без изучения последствий и порождая ложные ожидания». Тебас сказал, что лучше бы вместо реформ Суперкубка Рубиалес занимался развитием непрофессионального и женского футбола.
Рубиалес емко объяснил, в чем разница между проведением за рубежом Суперкубка и матча Ла Лиги: «Мы не отказываемся от основного принципа, когда есть принимающая сторона и команда гостей. Поскольку Суперкубок – нейтральное соревнование».
В заключение глава RFEF рассказал, как ходил в офис Ла Лиги и о встрече с Тебасом: «У меня нет с ним никаких проблем. Я пошел в Ла Лигу и рассказал обо всем за полторы минуты, а он говорил три часа. Я предложил ему сфотографироваться, но он не захотел и начал критиковать меня, прежде чем покинул помещение. Деньги должны идти в спортивный совет и распределяться там, а не Хавьером Тебасом, который иногда действует как министр спорта».
***
Проведение Суперкубков за пределами страны – обычная практика в Европе. Это отличная возможность дополнительно заработать и продвинуть чемпионат на новых рынках. Первым до этого додумались итальянцы – в 1993-м финал Суперкубка Италии прошел в Вашингтоне. С тех пор матчи играли в Ливии, Катаре, Китае и Саудовской Аравии. Французский Суперкубок с 2009 года тоже регулярно разыгрывают за рубежом.
Испания снова предлагает пойти чуть дальше.
Фото: Gettyimages.ru/Chris McGrath; globallookpress.com/DeFodi.de/imago sportfotodienst, /Daisuke Nakashima/AFLO, Oliver Weiken/dpa, Maria Jose Segovia/ZUMAPRESS.com
Про ракеты ты по адресу прям. Никто не говорил что невозможно сделать возвращаемую ступень, все говорять об ее экономической выгоде
Аргументы про внешнюю политику не катят.
Единственная страна, которая может платить - Азербайджан. Но нафиг им это надо, если они могут заплатить за Суперкубок Италии, например.