Трибуна
3 мин.

Страшная травма Андре Гомеша: механизм, природа и сроки восстановления

От редакции: вы в блоге «Недоэкспертное мнение», это медицинская территория Трибуны. Здесь разбирают футбольные травмы и их последствия. Сегодня говорим о переломе Андре Гомеша из «Эвертона» (вы наверняка видели эти ужасные кадры на прошлых выходных). Как это произошло и почему все так страшно выглядит?

Текст подготовлен для Regista.one

Ответ на оба вопроса нам дает анатомия. Обратите внимание на свое запястье: как близко к поверхности расположены кости. То же самое мы можем видеть в голеностопном суставе – больше- и малоберцовые кости в нижней трети голени практически не прикрыты мышцами, и лежат поверхностно, поэтому их повреждения хорошо заметны.Почему я сравниваю руку и ногу? Обе наших пары конечностей имеют общую природу, а то, как они пошли дальше по эволюционному пути, объясняет нам, почему травмы голеностопного сустава всегда довольно серьезны.

В отличие от руки, которая эволюционно, с развитием прямохождения, стала более приспособлена для использования орудий труда и в целом более тонким действиям, на ногу ложилась куда более примитивная, но тяжелая работа – держать вес всего тела. Собственно, для распределения этой нагрузки и укрепления голеностопного сустава, принимающего на себя весь «удар» каждого нашего шага, и нужно такое количество связок и мышц, укрепляющих его. Да, это ограничивает объем движений в нем, но обеспечивает прямохождение и распределение нагрузки.

Однако, если к суставу, повернутому наружу, приложить силу, превосходящую компенсаторные возможности этих мышц, связок и костей, то нагрузка, все так же распределяясь по вышеописанным структурам, вызовет их травматизацию. К слову, по той же причине изолированные повреждения какой-либо одной кости или связки – не очень частое явление, либо они носят куда более легкий характер и расположены непосредственно в точке контакта.

Вернемся к Гомешу: механизм его травмы очень похож на перелом Дюпюитрена, его еще называют двухлодыжечным.

Что?

Как обозначено выше, при приложении избыточной силы к повернутой наружу стопе, первой не выдерживает медиальная (внутренняя) лодыжка: возникает ее «отрывной» перелом. Затем вовлекается малоберцовая кость (слева на рисунке выше) – по механизму это напоминает, будто вы ломаете сухую ветку, упершись одним ее концом в землю – и ломается уже латеральная лодыжка.

Помимо этого, еще одним характерным признаком является разрыв синдесмоза, то бишь соединения больше- и малоберцовой кости, что, собственно, тоже усиливает ротацию стопы наружу под уже неестественным углом.

В пользу этого диагноза говорят следующие факторы: механизм травмы, клиническая картина (характерный поворот стопы и тот факт, что Гомеш держался именно за внутреннюю поверхность голени), а также официальные заявления клуба о «нескольких» переломах и оперативном вмешательстве именно на лодыжке.

Вариантов лечения довольно много, все зависит от серьезности повреждения и оснащенности клиники: от простой иммобилизации до использования подобных конструкций, как на иллюстрации выше.

Здесь я точно говорить не берусь, так как каждая ситуация требует индивидуального подхода. Но тактика всегда примерно одинаковая – в первую очередь вправление вывиха (под анестезией, конечно), репозиция осколков и их фиксация, пластика разорванных связок (последние два – при их наличии).

В постоперационном периоде необходимы ЛФК, постепенное восстановление подвижности и мышечной силы травмированной конечности: все начинают с пассивных движений (т.е. выполняемых врачом, без усилия), далее добавляя нагрузку и возвращая полный объем движений и осевую нагрузку.

В спорт, как правило, возвращение происходит не ранее, чем через 20 недель.

Мой телеграм

Фото: Gettyimages.ru/Jan Kruger