Главный год Мирзова. Будет ли у него шанс в схеме Тедеско?
26-летний полузащитник блистал в «Арсенале», а вот в «Спартаке» у него не клеится. «СЭ» — о карьере игрока. Мы поговорили с теми, кто с ним работал.
Этот год — главный в карьере Резиуана Мирзова. Прекрасная игра за «Арсенал» весной, заслуженное приглашение в сборную России, которое, правда, не закончилось выходом на поле. Но главное — переход в «Спартак» к Олегу Кононову, при котором он и раскрылся в качестве одного из самых оригинальных игроков РПЛ. С момента прихода Тедеско 26-летний хавбек появился на поле только раз, выйдя на замену в игре с «Рубином». Дальше была скамейка запасных.
«СЭ» в преддверии матча «Спартак» — «Арсенал» рассказывает об основных этапах карьеры Мирзова.
Мирзова приметили Бородюк и Игнатьев
Воспитанник нальчикского «Спартака» практически не играл в родном городе. В 2013 году его сначала арендовал костромской «Спартак», а потом — рязанская «Звезда». Уже зимой 2014-го Мирзов оказался в «Торпедо», которое решало задачу по возвращению в РПЛ.
— «Торпедо» играл на Кубок России в Рязани, и левым хавбеком у соперника вышел Мирзов, — вспоминает бывший вице-президент москвичей Борис Игнатьев. — Мы с Сашей Бородюком смотрели игру с трибуны и обратили на него внимание. Переговорили с клубом, там были не против отдать Резиуана, потом с игроком — в итоге перешел к нам. Он хотел расти, прогресс для него очень важен. Мирзов уже тогда отличался от остальных футболистов — хорошо обыгрывал, при этом старался действовать на команду. Сегодня мало игроков, которые могут обыграть 1 в 1. Это большое дело.
Адаптация проходила не так просто. Поначалу болельщики к нему отнеслись недоброжелательно. Ведь и по своему характеру он не то, чтобы злой, но закрытый для общения. В основном находится в себе. Это ему мешает. Но игроки хорошо его приняли, зла он никому не делал. Пусть и не шел на близкий контакт, но никому не мешал.
— Своим отношением к делу, игровым умениям он подтверждал свое место в «Торпедо». Но то, что дорос до «Спартака» — удивило, — отметил Игнатьев. — Потому что там предпочитают играть в командный футбол, а не на индивидуальных качествах. А Мирзов — больше игрок прорыва. Ему тяжело в этих условиях. В Туле было совсем иначе.
В «Тереке» практически не играл, но Рахимов его поддерживал
Первый же сезон в «Торпедо» Мирзов провел в основе. На его счету 32 матча и масса креатива с флангов. Московский клуб в 2015-м вылетел из премьер-лиги, а Мирзова позвал «Терек».
— В «Торпедо» выглядел на хорошем уровне, было видно очень качественные действия в ситуациях 1 в 1, хорошую скорость, — сказал тогдашний главный тренер грозненцев Рашид Рахимов. — Это все проглядывалось. Плюс — российский паспорт. Поэтому и привлек наше внимание, мы сделали ему предложение. Я не увидел от него большой замкнутости. Понятно, что он много не шутил, хотя в команде к нему относились хорошо. Это нормально: один человек открытый, легко находит общий контакт, другой — более замкнутый. Надо принимать человека таким, каким он есть.
— Он пришел из «Торпедо», когда у команды уже был определенный рисунок, были игроки на его позицию, — отметил Рахимов. — Нужно было выдерживать конкуренцию, чтобы выйти на другой уровень. Ему сложно было перестроиться. Понятно, что у него не было много игровой практики, трудно было раскрыться. Он работал очень хорошо, в этом плане к нему нет претензий. Мирзов переживал, но этот момент нужно уметь преодолеть. Важно продолжать в себя верить, не сбавлять требований. Всегда есть моменты, которые можно улучшить. Но мы все равно старались его поддерживать. В человеческом и спортивном плане к нему вопросов не было. Но на тот момент у нас были другие игроки. А его мы брали с расчетом, что он все равно заиграет.
Мирзов за два сезона в Грозном провел лишь 13 матчей. Летом 2017-го он расторг контракт с клубом. Несмотря на недостаток игровой практики, интерес к нему сохранялся. Его сразу же подписал «Ростов».
В «Тосно» и «Арсенал» он просился сам
Уже через три дня после заключения контракта с «Ростовом» (соглашение по схеме 3+1) Мирзов был отдан в аренду в «Тосно». Дебютант РПЛ набирал новых игроков, которые могли бы помочь удержать место в элите.
По информации «СЭ», Мирзов сам изъявил желание уйти в аренду для игровой практики. Для клуба из Ленинградской области аренда была бесплатной. Игрок с самых первых матчей стал приносить пользу, а впоследствии стал одним из лидеров «Тосно».
Самый яркий эпизод тосненского этапа карьеры — финал Кубка России, где во втором тайме Мирзов разрывал оборону «Авангарда», а за 10 минут до конца забил победный гол.
— Молодой, но при этом набожный парень. Закрытый и максимально сосредоточенный, — вспоминает один из сотрудников «Тосно». — В команде у него так и не появилось близких друзей. Но при этом никаких нарушений дисциплины. Возможно, иногда он чего-то стеснялся, но претензий к нему никогда не было. Думаю, он понимал, что «Тосно» — промежуточный этап карьеры. И относился к этому периоду соответствующе.
Когда «Тосно» подавал документы о банкротстве, Мирзов ехал в Тулу — в новую аренду. В «Ростове» закрепиться не получилось. По словам игрока, его стиль игры не подходил под выбранную схему, Резиуан понимал, что много времени проводить на поле не будет.
— Уже, можно сказать, ехал в «Динамо», — вспоминал хавбек после перехода в «Арсенал». — Но там взяли другого игрока. В «Арсенале» хотел меня видеть главный тренер, да и мой старый друг Кантемир Берхамов. Рад, что все получилось.
В Туле Мирзов продолжил прогрессировать. В условиях, когда платят зарплату и можно думать только о футболе, Мирзов вместе с Бакаевым и Джорджевичем составили отличное атакующее трио, которое позволило «Арсеналу» выйти в Лигу Европы.
Отъезд из Тулы: Аджоев говорит одно, игрок — другое
Ожидалось, что «Арсенал» выкупит Мирзова у «Ростова». Президент тульского клуба Гурам Аджоев не раз говорил, что клуб хочет это сделать, однако в итоге игрок оказался в «Спартаке».
— Мирзов просился к нам, — вспоминал Аджоев. — Конечно, хотелось сохранить футболиста, ставшего в прошлом сезоне одним из лидеров команды. Уже обо всем договорились, ждали его в Туле, но в последний момент он передумал. Не знаю. Со мной он не общался. Пусть то, что произошло, останется на его совести.
Самому Мирзову было, что ответить.
— Когда я попросил руководство «Ростова» отпустить меня в другую команду, ростовчане выставили меня на трансфер, при этом сразу оговорив — клуб хочет именно продать меня, выручив определенную сумму, — сказал после перехода в «Спартак». — «Арсенал» сразу обозначил интерес, да и я был не против продолжить карьеру в Туле — ведь там у меня получалось и клуб на меня действительно рассчитывал, как на ключевого игрока. Но мой трансфер «Арсенал» потянуть не мог, а «Ростов» отказывался снижать цену. Я постоянно был на связи с руководством «Арсенала», там сказали, что туляки постараются изыскать деньги на трансфер. И потом тишина. В какой-то момент на меня вышел «Спартак» и еще несколько клубов, один из которых выступает в Лиге чемпионов. Эти команды предоставили требуемые «Ростовом» деньги. Я снова позвонил руководству «Арсенала» и предупредил, что «Ростов» намерен меня продать и если клуб хочет заполучить меня, то действовать надо быстро. Но действий со стороны «Арсенала» не последовало, и я принял предложение «Спартака», даже несмотря на другой вариант, с Лигой чемпионов.
Неподходящая схема
Кононов своеобразно давал игровое время Резиуану: в РПЛ полузащитник всегда выходил на замену, зато во всех матчах Лиги Европы появлялся в стартовом составе. Когда в «Спартаке» появился Доменико Тедеско, Мирзов вышел на поле только один раз — на 64-й минуте игры «Рубином». Очевидно, дело во многом в схеме, которую использует немецкий тренер. Конфигурация с пятью защитниками не подходит игроку, который привык выступать при схеме с выраженными фланговыми полузащитниками.
Однако выбора не остается. Со сложностями Мирзов уже сталкивался, особенно, если вспоминать период в Грозном. Статус кандидата в сборную России обязывает не сдаваться.