4 мин.

В Бундеслиге новое дерби Берлина: «Унион» раньше дружил с «Гертой», но сейчас отказался играть в день падения стены

В предстоящую неделю столица Германии будет отмечать день падения Берлинской стены (9 ноября). В городе планируются выставки, световые инсталляции, концерты, а уже на этих выходных в Бундеслиге запланировано дерби между «Унионом» и «Гертой». Его тоже хотели провести 9 ноября, на этом настаивала «Герта», но в итоге сорвалось – в «Унионе» были против. А теперь по-порядку.

На самом деле в Бундеслиге уже бывали берлинские клубы – удивитесь, но больше, чем из любого другого города. Правда, пересекались между собой они не так часто: всего в четырех сезонах.

Но все дерби были западноберлинскими. «Теннис-Боруссия» (сейчас играет в подвалах немецкого футбола), «Блау-Вайс» (один сезон в первой Бундеслиге, ныне не существует) и самый комичный случай – «Тасмания». В 1965 году «Герту» выгнали по политическим мотивам, а «Тасманию» вытащили в первую Бундеслигу, потому что в Холодную войну без клуба из Западного Берлина было просто никак. В итоге «Тасмания» выдала худший результат в истории немецкого футбола, выиграв всего два матча и сведя вничью 4. Остальные 28 были проиграны, причем крупно, а на одном из матчей было всего 827 человек – еще один антирекорд. Через несколько лет клуб расформировали.

«Унион» же – одна из немногих восточногерманских команд, которые добрались до Бундеслиги после воссоединения Германии. До берлинцев таких было всего три: «Ганза» из Ростока, дрезденское «Динамо» и любимая команда Ангелы Меркель «Энерги» из Коттбуса. 

Вы и так знаете все про уникальность «Униона» – это клуб, управляемый болельщиками: они регулярно празднуют Рождество на стадионе, протестовали против выхода в Бундеслигу и, в общем, определяют будущее своей команды больше, чем любые другие фанаты.

Фанаты «Униона» болели за «Герту» в еврокубках, а первое дерби после падения стены собрало 44 тысячи

Несмотря на абсолютно разное происхождение, дерби «Униона» и «Герты» не будет чем-то вроде противостояния, например, «Баварии» и «Боруссии». Это дерби вполне можно назвать дружеским. «Альте Ферстерай», стадион «Униона», частенько посещали болельщики «Герты» даже во времена ГДР и Берлинской стены, хотя между домашними аренами 25 километров. Западным берлинцам разрешалось посещать Восточный Берлин, пусть и с гигантскими ограничениями, но вот разрешение на выезд в Западный Берлин восточным берлинцам получить было практически невозможно.

Но зато болельщики «Униона» с радостью катались с фанами «Герты» на их европейские выезды в страны восточного блока – например, в Чехию.

В 1989-м стена пала. «Герту» это падение застало во втором дивизионе, где команда собирала в среднем по 10 тысяч человек. Первый же матч после падения стены собрал 44 тысячи, многие пришли из Восточного Берлина – «Герта» выдала несколько тысяч бесплатных билетов.

В январе 1990-го «Герта» и «Унион» сошлись в первом очном матче. Товарищеская игра, по официальным данным, собрала 54 тысячи человек, но очевидцы говорят, что реальная цифра намного выше. 

В нулевых у «Униона» было тяжелое время, но клуб выжил и даже реконструировал «Альте Ферстерай». На открытие стадиона пригласили болельщиков «Герты». 

Впрочем, позже отношения понемногу охлаждались. «Герта» позиционировала себя как мультикультурный клуб и лицо всего Берлина. «Мы тренируемся во всех 12 районах города», – говорил главный тренер команды Анте Чович.

Болельщицкая база «Униона» – это в основном жители рабочего района Кепеник. Вероятно, различия начали проявляться именно на социально-бытовом уровне. Но болельщики все равно уверены: хайп вокруг дерби нагоняют журналисты, а между клубами отношения скорее спорные, чем вражеские.

Интересно, что «Унион» вышел в Бундеслигу ровно на 30-летие падения Берлинской стены. Клубам перед началом сезона предлагают вносить предложения по датам проведения игр. «Герта» предложила 9 ноября – стена рухнула именно в этот день.

Но в «Унионе» отказались: «Для меня дерби – соперничество, борьба футбольных классов в одном городе, а придавать ему дружеский характер под лозунгом про немецкое единство – думаю, это абсурд», – высказался президент клуба Дирк Цинглер.

В блоге болельщиков «Униона» добавили: «Нам не нужно проводить матч в специальный день, чтобы сделать это дерби особенным».

Капитан «Униона» любит выпить, рисует, подрабатывает тату-мастером и попал в футбол в 22 года

Красивая акция «Униона»: в дебютном матче в бундеслиге фанаты подняли плакаты с умершими родственниками

«Тасмания Берлин»: худший клуб в истории Бундеслиги

Фото: Gettyimages.ru/Matthias Kern (1, 2); globallookpress.com/Norbert Michalke/http://imagebroker.com; Gettyimages.ru/Boris Streubel