7 мин.

Каррера уже год сидит без работы. В Италии не ценят победы в других лигах

Там особая тренерская культура.

Когда «Спартак» уволил Массимо Карреру, Василий Уткин сказал на SportFM: «Вы сильно заблуждаетесь, если думаете, что в Италии волнуют достижения Карреры в России. Приехал бывший второй тренер «Ювентуса» и выиграл чемпионат России. А как еще? Итальянцы высокого мнения о себе как о футбольной державе. Конечно, в Италии с уважением отнесутся к титулу, но не думаю, что клубы выше «Виченцы» задумаются, что им срочно нужен Каррера».

Прошел год, а Каррера все еще без дела. Раз в несколько месяцев он дает интервью, которые приобретают отчетливые черты резюме: формирует требования к проекту, объясняет концепцию, стиль. В остальное время смотрит игру по телеку и конспектирует Гасперини на тренировках «Аталанты».

«Не знаю, почему я до сих пор без работы, – заметил Каррера для Tuttomercatoweb в сентябре. – Надеюсь, скоро вернусь к делу, но пока ничего не происходит. Я готов обдумать любой вариант, но предпочитаю серьезный проект».

Каррера согласен даже на серию B

Говоря о серьезном проекте, Каррера имеет в виду потенциал – это важно, чтобы понимать его запросы после «Спартака». В весеннем интервью он сказал, что согласен даже на серию B. А в сентябре признался «Спорт-Экспрессу», что не боится работать с российскими середняками: «В нетоповых клубах тоже можно добиться каких-то успехов, бороться за 6-7-е место в Премьер-лиге». Массимо понимает ситуацию и не рассчитывает на предложения от итальянских топов. Проблема не в завышенных требованиях. И точно не в неустойке: Нобель Арустамян писал, что «Спартак» выплатил все сразу после отставки.

Но предложений все равно нет. Итальянца недавно звали в Иран, который его совсем не убедил, и в «Удинезе» сразу после возвращения из России – этот вариант заглох. Летом сицилийские медиа писали об интересе «Катании», но все осталось на уровне слухов.

Возможно, клубы попроще отпугивает зарплата Массимо. По разным данным, новый контракт со «Спартаком» приносил ему 2-3 миллиона евро в год. В Италии такие деньги платят только в топ-10 и только тренерам с именем. В остальных клубах зарплата в несколько раз меньше: например, тренер «Удинезе» Игор Тудор зарабатывает 500 тысяч в год.

Летом в серии А почти не было доступных вариантов. В клубах топ-10 работают статусные тренеры: Ди Франческо и Раньери в «Сампдории», Мадзарри в «Торино». Более-менее реальные шансы были только в «Дженоа», «Верона» и «Кальяри», но они позвали Андреаццоли, Юрича и Марана. У этих тренеров два отличия от Карреры: а) они много лет работают в Италии; б) они так далеки от трофеев, что бессмысленна даже полка для них.

Получается, провальный опыт в серии А перевесил чемпионство со «Спартаком».

Итальянцы считают, что в других лигах проще. Каррера-тренер почти неизвестен в Италии

Год назад статусный журнал Rivista Undici анализировал, почему итальянцы не доверяют иностранным тренерам.

В результате пришли к выводу, что дело в методике подготовки тренеров в Коверчано. Школой управляет Ренцо Уливьери – человек идеи и веры, с бюстиком Ленина на столе и партийным билетом в кармане, однажды приковавший себя цепью к зданию Федерации в знак протеста (против отмены обязательного лицензирования тренеров в низших лигах). Такие личности даже атеизм возводят в религию, а конкретно Ренцо войну против догм превратил в догму.

Итальянская тренерская традиция выражается (а в последние годы – и определяется тоже) его личностью и видением игры, а Уливьери верит в команду и абсолютно не верит в системный футбол. Поэтому главный и единственный принцип подготовки в Коверчано – тактическая гибкость. Там необязательны книги по тактике, а большая часть обучения строится на моделировании и дискуссиях (стандартное учебное занятие: просмотр матча с паузами каждые 15 минут и поиском проблем и решений). Студенты должны овладеть всеми игровыми системами, жонглировать ими и подстраиваться под ситуацию, а не формировать свою концепцию и слепо давить на нее. Словосочетание «мой футбол» в Коверчано – стоп-слово. За него можно вылететь.

«Мы не хотим штамповать идентичных тренеров, – объяснял Уливьери свой подход для New York Times. – Итальянской тренерской школы не существует, я искренне в это верю. Коверчано – не фабрика. Здесь нет понятия «мой футбол». Есть только тот футбол, который можно поставить с 20 конкретными игроками».

Такой подход сформировал сложную тактическую среду серии А, которая на самом деле лишена игровой идентичности. Ее часто описывают как оборонительную лигу, но это не совсем верное определение. Скорее итальянский чемпионат – единственный, в котором почти все команды направлены на нейтрализацию соперника. Большинство тренеров лиги, даже системных, легко меняет элементы своей концепции и в первую очередь думает о том, чтобы разрушить план соперника, и уже потом – о том, чтобы продавить свой. Это чемпионат ходов и контрходов, который Уливьери так охарактеризовал в интервью Vanity Fair: «Когда Моуринью спрашивают, чего из серии А ему больше всего не хватает, он отвечает: «Тактических битв». У нас сложная лига».

При этом тренеры одной школы демонстрируют максимальное разнообразие концепций – от интеллектуального футбола Сарри до грубовато-прямого Индзаги и гибридного Аллегри; универсального рецепта успеха не существует, каждый матч и каждая минута предлагает новую задачу. Именно поэтому итальянцы считают свою лигу самой сложной в мире. И поэтому сомневаются в тренерах из других стран. «Они преуспели в тактически однородных лигах, им сложно приспособиться к чемпионату с множеством систем и подходов, без выраженной игровой идентичности», – уверен журналист Альфонсо Фазано.

«Наш чемпионат всегда был сам по себе, – говорит бывший вратарь «Милана» Марио Иельпо. – Всегда сложно было привлечь тренеров из-за границы. Чтобы адаптироваться к итальянскому футболу, топ-тренер должен начинать с середняка серии А».

Все это легко перевернуть не в пользу Карреры. С одной стороны, он выпускник Коверчано, и его победа в другом чемпионате, тем более не из топ-5 – нечто само собой разумеющееся и мало что доказывающее. С другой, он никогда не работал главным в серии А и преуспел в другой лиге, «тактически однообразной и потому простой». Так что для итальянцев под вопросом и его реальный тренерский уровень, и способность преуспеть в индивидуальных тактических перестрелках серии А.

«Итальянский футбол сложный. И у нас в лиге все не так, как у вас», – ответил Марко Матерацци на вопрос «СЭ» о Каррере. Матерацци тренировал в Индии и вернулся в Италию два года назад, но до сих пор не нашел работу. Раванелли после возвращения из Украины комментирует на Sky Sport и Mediaset. Ди Маттео свободен уже три года – итальянцы о нем даже не вспоминают.

Еще один нюанс зарубежных успехов Карреры: как тренер он итальянцам фактически незнаком (в мае журналист LiberoQuotidiano брал у него интервью и прямо сказал: «В Италии вас знают не все. Какую схему предпочитаете? Какой футбол, атакующий или оборонительный? Жесткий вы тренер или нет?»). Да, он где-то что-то выиграл, но его игры никто не смотрел и его методы никому не известны. Какой он с боссами, помощниками, игроками, как реагирует на поражения и что позволяет в режиме? Владельцы клубов не знают, чего ждать от приглашения Массимо.

В таких случаях помогают связи и бывшие клубы, но в «Аталанте» Гасперини, а «Юве» и «Наполи» просто не его уровень. Остается ждать. Шанс обязательно появится, но первым и единственным выбором Каррера не будет ни для кого.

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: Gettyimages.ru/Epsilon / Stringer, Gabriele Maltinti / Stringer, Julian Finney; globallookpress.com/Igor Russak/ZUMAPRESS.com