Реформа скаутинга в «МЮ»: развивают технологии (результат – отказ от Боатенга) и больше не хотят звезд любой ценой
Эда Вудворда, главного человека в современном «МЮ», обвиняют в том, что он тратит все время на странные спонсорские контракты, не уделяя достаточного внимания футболу. Вудворд может резонно заметить, что без спонсорских контрактов не было бы и трансферов. Более того, клуб тратит огромные деньги на игроков: с 2013 года почти 900 млн фунтов.
Но выхлоп пока совсем никудышный. Последние 6 сезонов «МЮ» отстает от лидера в среднем на 21,5 очко. В январе клуб планирует купить нападающего, а в идеале еще троих игроков. Опыт покупок в предыдущие сезоны говорит, что лучше даже не пытаться – наверняка получится Фалькао, Ди Мария или Санчес. Но сейчас в системе поиска новых футболистов кое-что меняется.
После ухода САФа «МЮ» пытался решить вопрос количественно: за последние 6 лет нанял 45 скаутов, которые должны были компенсировать потерю связей шотландца и его брата Мартина, долгое время работавшего главным скаутом.
Получалось не очень – об этом в декабре 2018 года говорил Моуринью. В клубе 58 скаутов, которые «бесцельно разъезжают по миру, но конкретных результатов не дают».
Подход к скаутингу пересмотрели после назначения Оле-Гуннара Сульшера и Майка Фелана. О порядке говорить рано, но у The Athletic есть подробности, которые говорят о выздоровлении системы. Вот главные тезисы.
Скауты и аналитики «Юнайтед» за последний год просмотрели примерно 13800 игр (на взрослом уровне и матчи молодежных команд) – это 38 игр в день. За этот период скауты собрали 36 тысяч отчетов из более чем 30 стран. Мы не знаем, насколько эти цифры отличаются от работы департамента при Моуринью. Более того, они не отражают эффективности системы. Но сейчас клуб все больше присматривается к деталям.
• Уделяют больше внимания продвинутой статистике. Один из результатов этой работы – отказ от трансфера Джерома Боатенга.
«Бавария» была готова расстаться с чемпионом мира за 15 миллионов евро (Магуайр в результате обошелся в 6 раз дороже). Но «Юнайтед» вспомнил, что уже покупал задешево игроков из «Баварии» (Харгривз, Швайнштайгер) и оба раза жалел об этом.
Специальная программа (скорее всего, речь о способе сбора и структурирования продвинутых данных, мы уже подробно рассказывали об этом) проанализировала показатели Боатенга и подсветила тенденцию: после 70-й минуты Джером растворяется на поле. Цифры проседают по всем основным качествам защитника: немец теряет в скорости, совершает меньше отборов и перехватов. Последние 20 минут матча Боатенг – не соперник для быстрых нападающих.
Добавьте к этому проблемы с травмами – таких защитников в «Юнайтед» хватает и без Боатенга. Когда покупали Швайнштайгера, аналитики такого уровня не было. Полузащитника брали по личному требованию Ван Гала – никого не смутило, что «Бавария» отдает одного из лучших игроков за 14 миллионов фунтов. В Манчестере Бастиан больше лечился, чем играл, и регулярно летал в Германию на восстановление. В «Юнайтед» считают, что больше не совершат такую ошибку.
• Теперь клуб использует «детективные агентства», которые проверяют потенциальных новичков на наличие проблем. В 2014 году «Юнайтед» купил Маркоса Рохо, и только после покупки узнал, что защитнику грозит тюремный срок на родине: он ударил соседа бутылкой.
В клубе никто не знал об этом. Вскрылось это случайно: сотрудник просто вбил имя аргентинца в гугл. Надлежащая проверка – это ключ к успеху. Теперь перед трансферами новичков тщательно проверяют (не только через гугл).
• «Юнайтед» больше не покупает звезд, которые плохо лежат. Яркий пример – Неймар. Бразилец летом очень хотел уйти из «ПСЖ», причем необязательно в «Барселону». «МЮ» из прошлых сезонов дал бы жирную зарплату, пообещал солидный откат отцу и привез Нея в Манчестер.
Сейчас подход изменился. Бразильца внимательно изучили и выявили несколько проблем, помимо его травм.
1. Он бразилец, в команде уже играют два его соотечественника – Перейра и Фред. У сотрудников клуба четкое представление о количество бразильцев в команде. «Один бразилец – это один бразилец, два бразильца – это два бразильца, а три – это уже карнавал».
2. Отец Неймара «одержим деньгами».
3. Ней очень хочет выиграть Золотой мяч (что само по себе хорошо), но не очень для этого старается. Бразилец, похоже, не понимает, что для этого нужно пахать, как Роналду и Месси.
Так же пристально рассматривали кандидатуру Жоау Феликса. Португалец ярко провел предыдущий сезон, но в «Юнайтед» опасались, что на этом он остановится. Тем более в условиях АПЛ, где 19-летнему парню не хватило бы физики (по крайней мере, первые несколько лет).
Кроме того, в начале лета руководство все еще надеялось, что у Санчеса все получится.
• Первое и последнее слово всегда за Сульшером, но роль трансферного комитета тоже велика.
Типичный кейс – покупка Аарона Уан-Биссака. Сульшер запросил правого защитника: отлично играющего в обороне, выносливого, чтобы подключаться в атаку, и быстрого, чтобы реагировать на контратаки соперника.
Аналитики предложили 50 игроков. В процессе обработки этот список сократился до 15 кандидатов. Старшие скауты отсмотрели всех, собрали данные и предоставили трансферному комитету. После этого этапа осталось 3 футболиста. Мэтт Джадж – главный переговорщик клуба – начал переговоры с соответствующими клубами. На каждую позицию всегда есть резервные варианты.
Переговоры с «Кристал Пэлас» по Аарону немного затянулись – все из-за «наценки для «Юнайтед», как ее называют Вудворд и Джадж. За правого защитника клуб заплатил 45 млн фунтов плюс 5 млн бонусов. Так же долго «МЮ» торговался по Магуайру – и в итоге все равно заплатил требуемые 80 млн фунтов.
Да, эта система не выглядит суперсложной. Но она дает надежду на осознанный выбор и логичные трансферы. В основе любых решений стоит трансферный комитет из руководителей разных отделов и старших менеджеров. Коллективное мнение сможет противостоять желанию одного, как было в случае Швайнштайгера.
• Есть и плохие новости: технический директор в клубе появится, но система не изменится. Впервые слухи о назначении кого-то «над тренером, но под Вудвордом» появились в августе 2018 года. Возможно, это была попытка увести внимание от провального трансферного окна: Моуринью получил Ли Гранта, Диогу Дало и Фреда (по информации The Athletic, альтернатив у бразильца не было: либо Фред, либо никого).
Но вот прошло 14 месяцев, а технический, спортивный или любой футбольный директор в клубе не появился. Одна из причин: Сульшер и Фелан взвалили на себя часть обязанностей. Они занимаются переводом молодежи в основу и последовательным планированием трехлетнего цикла.
Скорее всего, это вынужденная мера, и как только появится подходящий вариант с техническим директором, с тренеров снимут часть задач. Но система не изменится – руководители «Юнайтед» говорят, что они наконец добились правильного подхода и не будут его менять.
Следите за нами в социальных сетях:Вконтакте \ Telegram \ Instagram
Фото: Gettyimages.ru/Alex Livesey, Michael Regan; globallookpress.com/firo Sportphoto/Marcel Engelbrec, Anthony BIBARD
Я поражен уровнем скаутинга...
Возьмите меня за бросовые 100000 фунтов. Обязуюсь пополнить службу клуба такими прогрессивными идеями как:.
- Что русскому хорошо, то немцу смерть.
- Где прошел хохол - еврею делать нечего.
- Бельгиец рождается с кирпичом в желудке.
- Три поляка, танкист и собака.
- Одно слово - румын
Вылитый Байрамян!