Лэмпард очень похож на раннего Гвардиолу. Но это необязательно комплимент
Вадим Лукомский нашел нового Пепа – ну почти.
Кажется, все началось с Харри Рэднаппа. Дядя Фрэнки первым использовал очевидную аналогию. Так Харри поддержал назначение Лэмпарда в «Челси»: «У меня нет сомнений в том, что он готов к такой работе. Посмотрите на Пепа Гвардиолу – был великим игроком в «Барсе», вернулся, возглавил клуб и добился невероятных успехов. Фрэнк понимает футбол и знает, как нужно себя вести в роли тренера».
В таком виде это пустое сравнение: его можно использовать по отношению к любому экс-игроку, который почти не имеет опыта и возглавил клуб, где когда-то играл. Но случай Лэмпарда особенный, потому что не ограничивается общими моментами.
Есть минимум два важнейших конкретных сходства: во-первых, Лэмпс, как и Пеп в «Барсе», отлично знает академию (через помощника Джоди Морриса, который там работал) – это позволяет безболезненно внедрять игроков в первую команду; во-вторых, Лэмпард похож на Пепа детальностью подготовки к каждому матчу (об этом и будет текст: так вариативно соперников сейчас никто не вскрывает – даже сам Гвардиола).
Получается очень забавная ситуация. Лэмпард похож на Гвардиолу – ленивая пустая формулировка. Лэмпард похож на раннего Гвардиолу даже сильнее, чем нынешний Пеп похож на себя раннего – точное описание первых месяцев Фрэнки в «Челси». Как-то так – теперь постараюсь убедить вас в том, что здесь нет абсурда и противоречий.
Ранний Гвардиола – фрик, помешанный на подготовке к матчам
Сначала нужно нарисовать портрет раннего Пепа и найти отличия от текущей версии. В «Барсе» у Гвардиолы была революционная структура владения и суперпрессинг, но важнейшей чертой была подготовка к конкретным слабостям соперника. Здесь ярче всего проявлялась одержимость Пепа футболом, именно этим аспектом он гордился сильнее, чем любым другим.
В 2012-м Гвардиола ужинал в Нью-Йорке с известным испанским шеф-поваром Ферраном Адриа. «Пеп, ты больше, чем тренер – ты великий инноватор», – сказал Ферран. Ответ Гвардиолы был показательным: «Ферран, я всего лишь смотрю видео наших соперников и пытаюсь понять, как мы можем их уничтожить. Я изучаю оружие, которое у меня в распоряжении, и использую то, которое подходит конкретной ситуации».
Пеп отвечал на общую фразу (комплимент о том, какой он инноватор) – он мог развивать разговор в любом направлении, рассказывать про владение, прессинг или даже детали взаимодействия со звездами, но выделил именно этот аспект. Ранний Гвардиола определенно считал изучение соперников – главным элементом работы.
Это создавало уникальную ситуацию – его команда была узнаваемой (возможно, самой узнаваемой в мире), но в каждом матче были детали под конкретного соперника. Этот элемент добавлял интереса абсолютно каждому матчу «Барсы» – как минимум хотелось отыскать деталь, которую вскрывает Гвардиола. Да, Пеп часто вредил в важных матчах плей-офф Лиги чемпионов. Но такой подход точно гарантировал интересность.
Сам Гвардиола использует словосочетание «решать матчи», описывая этот элемент работы. На практике, как объяснял Пеп, это означает просмотр матчей соперников до волшебного момента, когда внезапно становится понятно, как правильно атаковать. Самый известный пример – подготовка к класико в 2009-м.
Пеп ночью позвонил Лионелю Месси и попросил его приехать на базу. Тренер показал Месси несколько видео, на которых заметил слишком большой разрыв между полузащитой и защитой «Реала». Центральные защитники Фабио Каннаваро и Кристоф Метцельдер были недостаточно мобильны, чтобы сокращать эту пропасть.
Тогда Месси чаще всего стартовал на правом фланге, откуда смещался в центр, но в этом матче разумнее было действовать иначе. Гвардиола сказал Лео, что выпустит его в центре, откуда он должен опускаться в опорную зону «Реала» (в ту самую пропасть). «Барса» выиграла то класико 6:2, а роль Месси скоро назвали «ложной девяткой».
Однажды, увлекшись изучением матчей «Хетафе», Пеп пропустил концерт дочери в школе – он просто забыл. Глубину погружения каталонца в этот процесс подчеркивали многие игроки.
«Он футбольный псих в хорошем смысле слова. Он фанат, эксперт и тренер в одном. Он изучает каждого оппонента поминутно и показывает нам их слабости: каким пространством можно пользоваться, где могут возникать моменты, как мы должны играть. Он вносит изменения перед каждым матчем и иногда во время игр с целью адаптировать тактику к сопернику. Например, он может сказать нападающему изменить характер открываний или на несколько метров передвинуть игроков полузащиты. Верю, что благодаря этому мы стали намного более гибкими, непредсказуемыми для соперников и получили еще больше контроля», – восхищался Филипп Лам.
«Никогда раньше у меня не было тренера, который так детально готовился бы к каждому эпизоду и аспекту матча и так доступно все объяснял игрокам. Некоторые тренеры просто говорят: «Покажите себя!» – объяснял Кевин Де Брюйне.
В книге Pep Confidential расписан алгоритм Гвардиолы. Перед важными матчами ЛЧ анализируется 12 последних матчей соперника. Перед обычными играми 5-6. Матчи с соперниками, которые играют в похожем на манеру Пепа стиле, находятся в приоритете – они наиболее информативны. На основании этого материала Гвардиола выбирал зону/игрока, через которого решался матч. Несколько самых понятных видео показывались игрокам. Этот алгоритм использовался даже в товарищеских играх.
Плюс подхода очевиден – Гвардиола чудовищно хорош в выборе решений. Минусы? Есть риск перегрузить команду лишней информацией, а сам тренер меньше спит и лишается личной жизни. По информации Гильема Балаге, именно по этой причине Пеп взял годовую паузу между «Барсой» и «Баварией» – просто не мог существовать в таком режиме и чувствовал, что задолжал время семье.
В «Баварии» Гвардиола уже смотрел только по 3 матча каждого соперника. В «Сити» Пеп еще сильнее все упростил: помощники отсматривают от 3 до 6 матчей, а Гвардиола получает готовый получасовой материал. Это не ударило по результатам, но изменило приоритеты – теперь для Гвардиолы важнее общая тактическая эволюция команды, а не следующий матч.
Лэмпард готовится так же, пускай это не всегда помогает
Без Гвадиолы-2008-12 главным по стремлению «решить матчи» с помощью подстроений в атаке под конкретного соперника стал Фрэнк Лэмпард. Здесь нужны две оговорки: во-первых, стремление не означает эффективность – Лэмпард не всегда помогает команде своими ходами; во-вторых, Лэмпард ничего не заимствовал напрямую у Гвардиолы – просто его подход поиска слабости каждого соперника похож на то, что делал Пеп.
Как у Фрэнка появился этот навык? Лэмпард очень любит читать автобиографии тренеров – они научили его индивидуальному подходу. «Единых правил тренерства не существует. Я много читаю, потому что люблю выяснять, как великие тренеры подходили к той или иной проблеме. Ведь магия – именно в индивидуальном подходе к каждой ситуации», – объяснял Фрэнки.
Еще один фактор – работа с Карло Анчелотти. Она показала Лэмпарду, насколько большую разницу в положительную и отрицательную сторону оказывают тактические подстроения: «Когда Карло пришел в «Челси», он хотел играть с ромбом в центре поля. Но скоро осознал, что эта схема не подходит некоторым игрокам, включая меня. Я чувствовал себя некомфортно как на верхушке ромба, так и на левой его стороне. Анчелотти поменял схему – и в этом его великолепие как тренера. Такой тренер – мечта игроков. Он всегда слушал их, потому что хотел выжать из них максимум».
Кажется из комбинации этих вещей и родился Лэмпард-тренер. В каждом матче у него есть тактическая фишка. Она всегда строится именно вокруг атакующей игры, она удобна игрокам и отвечает на вопрос, как лучше вскрывать соперника. Вот несколько примеров из этого сезона.
«Ливерпуль»: два матча с командой Юргена Клоппа строились вокруг создания свободы для Жоржиньо, открываний за спину высокой защите соперника и передач из глубины. Никто не использовал высокую линию Клоппа настолько умышленно: у «Челси» было 10 и 7 офсайдов в этих матчах (оба результата в топ-3 среди всех соперников «Ливерпуля» по сезону). Оба раза «Челси» выглядел убедительно: детали плана раскрывались в больших разборах – раз, два.
«Лестер»: Лэмпс сыграл на умении Оливье Жиру выигрывать силовую борьбу. Француз всегда располагался спиной к воротам и, зацепившись за мяч, делал скидку. У него всегда был набегающий партнер (как правило, Мэйсон Маунт или Педро). Таким образом «Челси» вскрывал центр поля у «Лестера» – часто партнеры Уилфреда Ндиди не оказывают ему поддержки при обороне.
Матч завершился заслуженными 1:1 из-за перестроений Брендана Роджерса в перерыве, но стартовый план «Челси» был прекрасным.
«Вулвз»: Лэмпард внезапно (впервые в сезоне) перешел на 3 центральных защитника. Перед стартом сезона центр обороны считался самой проблемной зоной – банально не хватало игроков этой позиции. Но Лэмпарду важнее структура, а не размещение самых звездных игроков. Переход на 3 защитника дал команде преимущество в первой стадии – 3 против 2 двух нападающих:
«Челси» захватил территорию, вообще не допускал контратак и к концу первого тайма трансформировал это в три мяча преимущества.
«Брайтон»: новая схема «Брайтона» с тремя защитниками уязвима. Она стала еще более уязвимой из-за того, что в конкретном матче Ив Биссума персонально играл против Жоржиньо. Свободу получили фланговые защитники «Челси» – Сесар Аспиликуэта и Маркос Алонсо. Они ею блестяще пользовались – почти все моменты с их участием. Первый тайм завершился с соотношением ударов 17:0 в пользу «Челси».
Биссума концентриуется на Жоржиньо, поэтому из центра полузащиты для прессинга выдвинулся Гросс. Зона, которую он закрывал в позиционной обороне осталась свободной – Алонсо получил свободу
Это самые удачные примеры. Не всегда все так мощно сходится, но в каждом матче у «Челси» дико осмысленная и эффективная фишка в атаке. Это дает команде преимущество, но слишком часто разбивается о слабости Фрэнка в других отношения (именно поэтому «Челси» сейчас просто интересная команда, а не по-настоящему сильная). Главная слабость – реакция по ходу матчей. Без часов на обработку видео Лэмпард намного хуже реагирует на изменения в тактике матча. Контраст между таймами у его «Челси» очень показательный:
Пеп, напротив, в этом категорически хорош. «Гвардиола – мой труднейший оппонент, потому что как только тебе начинает казаться, что ты завладел тактическим преимуществом, он полностью меняет игру своей команды, да так, что отыскать ответ становится невероятно трудно», – рассказывал Макс Аллегри.
Еще один элемент, который сковывает «Челси» – нехватка постоянной идеи. Например, «Барса» Гвардиолы захватывала контроль в матчах именно из-за постоянно структуры прессинга и игры под прессингом соперника. Были четкие правила, внутри которых Пеп демонстрировал гибкость под соперников. У «Челси» пока нет базиса.
Лэмпард понимает важность этого фактора: «Идеями я называю то, на чем мы глобально работаем на тренировках – как реагировать на потерю мяча, в каких зонах его отбирать, как отрабатывать при обороне. Это общие принципы игры – они для меня важнее всего. Системой я называю преобразования внутри этого, которые зависят от того, с кем мы играем, какие у нас сильные стороны и как эволюционирует команда.
Я хочу добиться гибкости в этих отношениях. Хочу, чтобы у нас была вариативность даже не от игры к игре, а внутри отдельных игр. Для этого нужно адаптироваться к соперникам, отрабатывать это на тренировках и продавать идеи игрокам».
Фрэнки топово развивает то, что он назвал системой – находит решения в конкретных матчах. Но он плох в развитии аспектов, которые определяют стиль. Общая идея пока не впечатляет, поэтому «Челси» никогда не контролирует матчи в полной мере.
Вероятно, его стиль должен строиться вокруг прессинга. Именно он был главной отличительной чертой «Дерби» – были в топ-2 по прессингу вместе с «Лидсом», хотя во всех других отношения команда выглядела посредственно. Именно про прессинг чаще всего говорят футболисты «Челси», когда речь заходит о тренировках.
В теории сочетание прессинга как постоянного элемента и метких находок в атаке от Лэмпса под каждого соперника выглядит мощно. Но пока намерения прессинговать больше, чем качества и слаженности давления. Прессинг «Челси» слишком часто проваливается, особенно когда команда играет без Нголо Канте, который во многих эпизодах способен склеить команду индивидуально.
На выходе у нас примерно такая картина – запутанная, но интересная (прямо как нынешний «Челси»):
• Нынешний Гвардиола не похож на Лэмпарда. В стилистическом плане они никогда не были близки. Но у Лэмпарда есть уникальная черта, которая была у молодого Пепа. На мой взгляд, достаточно уникальная, чтобы нещадно эксплуатировать ее в тексте и проводить аналогии. Они похожи только тактической гибкостью – меткостью и элегантностью приемов.
• Тактическая гибкость Лэмпарда – действительно топ. Она не сводится к «подставлю-ка я этого быстрого против их слабого защитника», она не сводится к нейтрализации сильных сторон соперника. Она всегда строится вокруг атаки и всегда максимально конкретная – моменты создаются однотипными максимально неудобными сопернику способами. Еще один важный аспект – Фрэнки подстраивается под всех соперников (а не только в топ-матчах). Такое сочетание действительно редкость в современном в футболе.
• К сожалению, слишком явные недостатки в других аспектах уничтожают солидную часть пользы от тактических решений Лэмпса. Это не делает Лэмпарда плохим тренером – просто у него есть уникальный элемент, который мог бы сделать его великим (сорри за пафос, но мне кажется, что это самое подходящее слово), но пока не выходит. Без этих недостатков он мог оказать на команду влияние подобное тому, что на «Барсу» оказал Пеп (со скидкой на уровень команд). Отсюда и некоторые прямые сравнения.
• В тексте много комплиментов Лэмпарду, но почти каждый из них категории «какой же он интересный», а не крутой. Огненное сочетание тактической гибкости Фрэнка и его недостатков сделало матчи «Челси» маст-уотчем не только для гиков, но и для широкой публики. По результативности матчей его команда уступает «Ман Сити» (но там все однобоко – «Челси» забивает и пропускает много).
• Еще одно сходство Фрэнка и Пепа – знание академии и внедрение молодых в состав (прежде всего, Томори, Маунт, Абрахам). Академия «Челси» точно в топ-2 по Англии по достижениям в последние годы, но ее тотально игнорировали. С Томори и Маунтом Лэмпард работал в «Дерби». У него также есть знания Морриса и Джо Эдвардса, которого он повысил до первой команды.
По похожей схеме Гвардиола открывал молодых игроков в «Барсе» (в других клубах он намного реже доверяет академии) – провел сезон в «Барселоне Б» и досконально знал всех футболистов.
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Фото: REUTERS/Eddie Keogh, David Klein, Tony O’Brien; Gettyimages.ru/Jasper Juinen, Richard Heathcote
И молодой Клопп, и молодой Конте тоже набивали шишки на старте тренерской карьеры, просто Лэмпарду приходится эти шишки набивать уже в Челси, т.е ставки значительно выросли.
При этом я все же отмечу, что даже на коротком отрезке в три месяца уже видно, как Лэмпард эволюционирует в этом аспекте. В первых матчах изменения по ходу встречи были хаотичными, несвоевременными и лишенными логики. Затем у них уже стала проявляться логика, но по-прежнему были проблемы с таймингом. При этом в последних матчах Челси все стало намного лучше с этим. Лилль, Брайтон, Саутгемптон - все эти матчи уже не несли отметок проваленного второго тайма. В матче с Лиллем Челси вообще вырвал победу в концовке и мог забивать ещё. Так что Фрэнки таки развивается, надо просто запастись терпением.
Но в целом, играя в такой интенсивный футбол, априори невозможно ровно провести матч. Игрокам просто не будет хватать физики. Пока Лэмпс явно ищет модель оптимального переключения скоростей, чтобы не убивать игроков к 70 минуте и не терять контроль над матчем.
Отдельно хочу сказать про прессинг: он пока и правда не очень, но опять же: у Клоппа в Ливерпуле он через три месяца тоже был не очень) Только у него до Ливерпуля была Боруссия и финал ЛЧ - все же опыта чуток побольше, чем у Лэмпса)