«Барса» устроила выставку футбольных постеров. Там шедевры каталонских художников, Пеле и Киев
Виталий Суворов заглянул в мегастор «Барселоны».
В конце первого десятилетия двадцатого века Карлес Комамала – хирург-ортопед, художник-любитель, а заодно один из первых великих бомбардиров «Барсы» – понял, что его лучшие годы уже позади, и начал искать вдохновение за пределами поля. Для начала Карлес, близкий друг основателя «Барселоны» Жоана Гампера, стал директором клуба. Затем занялся регби и плаванием. Потом основал Каталонскую федерацию гимнастики, параллельно пробуя себя в журналистике.
Но все же лучше всего история запомнила его как художника: в 1910-м Карлес нарисовал кожаный мяч на фоне сине-гранатовых полос, а затем добавил к картине флаг Каталонии с крестом святого Георгия – и в результате придумал логотип, который пережил несколько мировых войн, правление Франко и даже трансфер Дмитрия Чигринского.
Комамала был первым художником, который полноценно вошел в историю «Барселоны» – но, как выяснилось позже, это было только начало. В разное время с «Барсой» сотрудничали Антони Тапиес (один из главных европейских художников 20 века) Жоан Миро (приятель Пикассо и Хемингуэя и второй по важности художник Каталонии после Дали) и Хосеп Сегрельес, который настолько впечатлил «Барселону», что в какой-то момент стал официальным клубным сотрудником.
В Барселоне полно мест, где можно прикоснуться к наследию этих ребят – и еще больше разбросанных по всему городу магазинчиков с футболками Лео, Суареса и прочих звезд «Барсы». Но если вы приехали в город всего на несколько дней, а проникнуться хочется и игрой, и искусством, у меня хорошие новости: прямо сейчас в официальном магазине «Барселоны» около Саграды-Фамилии проходит отличная выставка футбольных постеров – и пропускать такое точно не стоит.
Экспонаты спрятались на втором этаже мегастора – и охватили более-менее все значимые события в жизни клуба.
Постеры разделили на пять категорий. В первой уместились совсем уж винтажные экземпляры начала двадцатого века – именно в тот момент дизайн плакатов превратился в Каталонии в полноценную индустрию. Один из них посвятили открытию новенького стадиона «Камп де Лес Кортс», куда «Барса» переехала в 1922 году. 60-тысячник, который располагался в том же районе, где затем построят «Камп Ноу», стал героем кучи важных событий: здесь играл лучший футболист Европы-1960 Луис Суарес, «Барса» взяла первую Ла Лигу в клубной истории, а Жоан Гампер навсегда простился с любимым клубом – в 1925-м местные фанаты освистали гимн Испании, после чего диктатор Мигель Примо де Ривера обвинил Гампера в продвижении каталонского национализма и вышвырнул швейцарца из страны.
Другой занятный плакат – возможно, единственный физический памятник клубу «Атлетико» из Тетуана. Ребята провели в Ла Лиге всего один сезон (тогда же они и сыграли с «Барсой»), а в 1956-м, когда Марокко получил независимость от Испании, игроки и руководители «Атлетико» бежали из Тетуана в Сеуту, крошечный испанский анклав напротив Гибралтара. Там «Атлетико» превратился в «Сеуту», а в 2012-м погряз в долгах и исчез.
Вторая категория – картинки, отбивающие каждые 25 лет в истории «Барсы». Здесь развлекались исключительно суперзвезды: в 1924-м постер рисовал Сегрельес, в 1949-м – Рей Падийя, а в 1999-м, к сотому дню рождения «Барсы», – Тапиес. Впрочем, победителем этой заварушки больших художников стал Миро, который в 1974 году придумал один из самых известных футбольных плакатов в мире. 50 тысяч копий рисунка под нехитрым названием «Футбольный клуб «Барселона» моментально раскупили болельщики, а испанская газета La Vanguardia даже сделала отдельный материал в честь плаката. Сейчас копию работы Миро можно купить на официальном сайте его фонда за 95 евро.
Главная звезда следующей категории – великолепный Пеле, который трижды приезжал в «Барселону» в период с 1959 по 1963 год. В 1959-м «Сантос», который тогда считали лучшей командой планеты, разгромил «Барсу» со счетом 5:1 (Пеле оформил дубль). В 1960-м бразильцы чуть не совершили камбэк после четырех пропущенных мячей в первом тайме, но все-таки проиграли, а в 1963-м каталонцы окончательно вырвались в этом противостоянии вперед – Пеле укатил в Рио, влетев «Барсе» со счетом 0:2. 85 тысяч больщиков на «Камп Ноу» были в восторге.
В одной компании с великим бразильцем находятся Шандор Кошич (экс-звезда «Барселоны» и второй лучший бомбардир сборной Венгрии всех времен по кличке «Золотая голова»), Жозеп Фюсте (еще одна легенда каталонцев и победитель Евро-1964 в составе Испании) и еще пара-тройка местных селебрити – а следом за персональными постерами идут афиши памятных матчей «Барсы» с европейскими клубами. «Бенфика», «Тоттенхэм», «Кайзерслаутерн», «Манчестер Юнайтед» – все это, конечно, здорово, но круче всего в Каталонии подготовились к матчу с киевским «Динамо» в марте 1991 года.
Финальная категория плакатов посвящена Кубку Гампера. Тем, кто не болеет за «Барсу», это уже не так интересно, но как минимум один шедевр нашелся и здесь. Просто взгляните на эту афишу 1991 года (как выяснилось, «Интернасьональ» не только вдохновил местных художников на этот рисунок, но и стал единственным неевропейским клубом-победителем Кубка Гампера в истории турнира – правда, произошло это не в 1991-м, а в 1982-м. Не благодарите).
Помимо всего этого винтажного волшебства на выставке можно увидеть фотографии культовых команд «Барсы» 80-х и 90-х, пройти мимо гигантских портретов Кройффа и Кумана на входе, а затем спуститься на первый этаж и провести еще полчаса в попытках сдержать себя и не купить футболку с фамилией Стоичкова, Клюйверта или еще какого-нибудь супергероя из прошлого.
В общем, если ближайшее класико все-таки куда-нибудь перенесут, а вы как раз залезаете в самолет, не волнуйтесь: футбол в Барселоне можно найти и вдали от «Камп Ноу».