5 мин.

«Святотатство!» Как зеленая форма вызвала скандал в Италии

Уже в тот день, когда стало известно, что Puma решила переодеть сборную Италии в зеленый, можно было легко предсказать, что эту идею воспримут в штыки. По крайней мере, более консервативная часть болельщиков. Как бы в немецкой компании не ухищрялись, объясняя повышенную концептуальность своей задумки, недовольные все равно бы нашлись.

Что забавно, ведь в остальном мире форма, для создания которой немецкие дизайнеры вдохновлялись эпохой Ренессанса и даже раскопали факт, что однажды сборная Италии уже играла в зеленом – против Аргентины в 1954 году, - была принята даже очень благожелательно. Но не на Апеннинах. В первые часы после официальной презентации реакция была ожидаемо-смешанной.

А потом к о(б)суждению подключились люди, которые не имеют к спорту никакого отношения, и, как это часто бывает, сделали все еще хуже.

«Я СЛИШКОМ СТАРОМОДЕН»

«Зеленая форма, какое святотатство!» - громче всех вопила передовица туринской Tuttosport. «Из сборной хотят сделать зеленого Халка? Нет, спасибо», - вторила ей Gazzetta dello Sport. Журналисты шутили над тем, как команда по прозвищу «Скуадра Адзурра» - «лазурная» - может сменить его на болотный. Цвет, который стал синонимом самой итальянской команды, «священен».

Журналисты напирали, что одно дело, когда речь идет о клубе, и совершенно другое – когда свои традиционные цвета меняет сборная страны. На сайте той же Tuttosport было открыто голосование для болельщиков, одобряют ли они такие перемены. На сегодняшний день больше 60% опрошенных выступают против зеленого в цветах сборной.

По задумке, Puma давала понять, Италия переживает Ренессанс прямо сейчас: в составе команды сразу 12 игроков не старше 25 лет, а ведь зеленый – еще и привычный цвет для молодежной сборной. Но даже Роберто Манчини, чьи заслуги таким образом пытались подчеркнуть, высказал свое «фи» на пресс-конференции: «Мне больше нравится голубая форма. Странно видеть парней в зеленом. Посмотрим, как она будет смотреться на поле, но я довольно старомоден, когда речь заходит о форме».

Кстати, ничего страшного на «Стадио Олимпико» в итоге не случилось: зеленая Италия обыграла Грецию (2:0) и стала первой сборной, отобравшейся в финальную часть Евро-2020.

«НЕ ПОНИМАЮ, ИТАЛИЯ БУДЕТ ИГРАТЬ НА ЕВРО БЕЗ СВОЕГО ФЛАГА?»

Смелый шаг Puma привлек внимание не только традиционно активных итальянских фанатов, но и представителей еще более турбулентной местной политической сцены. Дизайнеры не учли (или учли, но сознательно пошли на это) два момента:

·         Оригинальный синий – цвет правившего в Италии до 1946 года Савойского дома;

·         Золотой щит на груди смотрится прекрасно с точки зрения нейтрального зрителя, но не итальянского политика, ведь он пришел на смену триколору.

В итоге новая форма стала камнем преткновения между сторонниками и противниками республики. С осуждением выступили представители правой партии «Братья Италии» (ее член и муниципальный советник в Риме Лавиния Менуни даже требовала встречи с главой федерации как представитель столичных футбольных болельщиков) и консерваторы из Лиги Севера (хотя цвет этой партии как раз зеленый!).

Вот так футбольная форма оказалась предметом обсуждений в местных аналогах «Пусть говорят» на протяжении целой недели. И все бы ничего, если бы некоторые особо радикальные товарищи не начали заявлять, что зеленый выбрали, чтобы «показать новую Италию – страну мусульман и мигрантов». Тем самым вопрос о цветах футбольной сборной пытались превратить в инструмент откровенной пропаганды, что, мягко говоря, перебор.

ПОЧЕМУ PUMA ЗАСЛУЖИВАЕТ ПОХВАЛЫ

На самом деле, все эти страшилки беспочвенны. Никто не пытался «заменить» «священную» лазурную футболку, как бы итальянцев не пытались в этом убедить с телеэкранов. Речь идет всего лишь о третьем комплекте формы, сам цвет для которого выбрали, потому что был четкий повод – 65 лет с того самого товарняка с Аргентиной, который тоже проходил на «Стадио Олимпико».

Да и на Евро-2020 «итальянского Халка» мы вряд ли увидим: по правилам УЕФА каждая команда может заявить только два комплекта, и шансы, что традиционным цветам предпочтут вызвавший столько споров зеленый, с самого начала стремились к нулю.

Но за что Puma действительно нужно поблагодарить, так это за пресловутый концепт, который собрали из того, что просто было под рукой, превратив при этом чисто коммерческую историю в тему для всеобщих обсуждений. И вот уже лазурная футболка – не изделие из полиэстера с ценником, а национальное достояние, чьи продажи к тому же начали расти. А о самой сборной Италии наконец-то говорят во всем мире – и говорят с искренним любопытством.

Крупные бренды совсем недавно поняли, что одного эффекта новизны недостаточно, и начали всерьез работать над смыслами, но уже превратили это в тренд – тут можно вспомнить недавнюю серию футболок, вдохновленных 90-ми. И если этот тренд раньше касался только клубного футбола, то теперь он добрался и до сборных. А маркетологи, похоже, стали смелее: кто мог подумать, что сборную Бразилии на домашнем Кубке Америки удастся убедить надеть бело-голубые комплекты – впервые с трагедии 1950 года на «Маракане»?

Бренды стали гораздо менее остро реагировать на критику, у них появилось чувство самоиронии (посмотрите на то, что происходит с «Ювентусом»). А сама форма перестала быть лишенным самостоятельной жизни объектом, который надевают раз в две недели на стадион. Люди стали надевать футболки клубов и сборных, даже когда не собираются на футбольное поле, в том числе чтобы показать, что ассоциируют себя с идеями, которые они представляют.

И в этом плане Puma со своим итальянским экспериментом выбила десять из десяти.

***

Знаем о футбольной экипировке все. Подписывайтесь на наш инстаграм @footballmaniaofficial!