10 мин.

Сарри и Конте дважды за сезон сменяли друг друга в клубе Серии В. Конте обвинял «Юве» в договорняке, а Сарри просто слили

Сложное время.

«Ювентус» проиграл, и Антонио Конте, лысый, свирепый, с горячей черно-белой кровью, как он сам о себе говорил, когда капитанил в Турине, кричал: «Я уважаю фанатов «Ювентуса», но не уважаю команду. Столько разговоров было об очищении футбола, а потом случаются такие вещи. Но в футболе все красиво говорят. Все выглядело так, будто мы избавились от плохих парней и очистили спорт. Что ж, теперь все довольны. Троекратное ура за такой чистый спорт».

Шел 2007 год, первый после Кальчополи, и каждое слово настоящего ювентино – так Антонио называли фанаты – превращалось в пинок по убитой репутации его бывшего клуба. Туринцы только что подставили Конте, и он не верил, что дело только в футболе. Вскоре тренер заплатил за жестокий сарказм.

Но все это было уже развязкой, а началась история на год раньше – в 2006-м.

Конте возглавил «Ареццо», хотя мечтал о «Юве». Его уволили после 9-го тура

В тот момент, когда «Ювентус» уничтожали в суде, Конте заканчивал обучение в Коверчано. К лету 2006-го он защитил диплом и стал тренером.

Это было странное лето для Антонио. Он еще не пересадил волосы, стригся под двоечку, и по Италии ходили слухи, будто у Антонио рак. Садясь в такси, он постоянно слышал: «Вы не похожи на покойника!» – и постоянно спрашивал, откуда вообще водитель взял это. В это же время главный клуб его жизни ссылали в Серию В, и новость казалась не слишком плохой: по крайней мере, появился шанс начать карьеру в топ-клубе. Конте терпеливо навещал Пессотто в больнице (Джанлука выбросился из окна клубного офиса) и так же терпеливо ждал звонка из Турина.

Вскоре ему действительно позвонили, но номер был скрытым, а голос – незнакомым. Собеседник выстраивал предложения так, словно получил роль консильери в новом фильме о мафии: «Синьор Антонио, мне посоветовал вас один общий друг, а я привык доверять друзьям. Нам нужно встретиться». Собеседником оказался Эрманно Пьерони, спортивный директор «Ареццо» из Серии В. Вскоре выяснилось, что «Ювентус» все же выбрал Дешама, и Конте принял предложение маленького клуба.

Хаотичный офис нового клуба напоминал тыловой город во время войны. «Ареццо» пострадал в Кальчополи, завис в неизвестности, и владелец клуба Пьеро Манчини – человек импульсивный, носивший широкие галстуки в клетку – распродавал команду. Конте не понимал, с кем и в какой лиге будет играть.

«Меня это не заботило, – вспоминал Конте в автобиографии. – Главное, что появился шанс. Предсезонка напоминала распродажу в супермаркете, ушедших было больше, чем новичков, но президент Пьеро Манчини увидел мою растерянность и пообещал: «Не бойся, без команды тебя не оставлю».

Команда, которую обещал Манчини, получилась очень неровной. В защите играли опытный Мирко Конте, бывший латераль «Интера» и «Сампдории», и молодой Андреа Раноккия, в атаке – талантливый Флоро Флорес и форвард молодежной сборной Рей Вольпато, которого Конте выпросил в аренду у «Юве». Но большинство парней были не слишком известны.

Конте это не слишком заботило. Разобравшись с составом, он перешел с 4-3-1-2 (по ней он защитил диплом в Коверчано) на контратакующую 4-4-1-1, но не отказался ни от подхода, ни от характера. Антонио посадил игроков на диету, приучил к видеоанализу и максимализму, а на тренировках орал через мегафон. В одном из спаррингов аутсайдер упустил победу над мощной «Фиорентиной», игроки пришли в раздевалку почти счастливыми, но Конте сказал: «Если соперник пошатнулся, вы должны его вырубить, а не радоваться ничьей!»

«Это был его тренерский дебют, – описывал Sky Sports вратарь «Ареццо» Вальтер Брессан. – В то время Конте строил игру через контроль мяча, никогда не анализировал соперника и концентрировался только на своей команде. Сразу было видно, что Антонио – прирожденный лидер».

«Ареццо» мощно стартовал в Кубке Италии, пролетел три раунда и вышел в 1/8. Но в чемпионате получалось хуже. После Кальчополи (клуб обвинили в коррупции на основании разговора между боковым судьей и менеджером «Милана») тосканцы остались в Серии В, но начинали с -6 – и до нуля не добрались даже за месяц. В первых четырех турах Конте четырежды сыграл вничью, потом пошли поражения: от «Бари», «Дженоа» и «Триестины». Тренер поссорился с сенаторами Мирко Конте и Ческо Галеото, а потом – и со спортивным директором Пьерони. Местная пресса начала прессовать Антонио.

«Ареццо» смотрелся неплохо и мог набрать на 6-7 очков больше, но в четырех матчах четыре разных игрока не реализовали пенальти. В 9-м туре их разобрала «Чезена»: Грациано Пелле, который через десять лет станет главным тараном Конте в сборной Италии, забил победный мяч. На следующий день Антонио уволили.

«Я в курсе, что совершил много ошибок, но меня все равно бесит отставка, – возмущался Конте. – Я бросился в это болото с кучей проблем, очковым штрафом и слабым составом. Теперь я разочарован и зол. Что до моих ошибок, то я исправлюсь. И вернусь сильнее».

На его место пришел Маурицио Сарри.

Сарри устроил несколько исторических заруб, но потерял раздевалку

Сарри в 2006-м – такой же прокуренный, резкий, но почти неизвестный и совсем не авторитет. Шестнадцать лет карьеры он провел в тосканских деревнях, в Серии В тренировал всего сезон и уже полгода сидел без работы. «Ареццо» был для него таким же большим шансом, как и для Конте.

Маурицио перешел на дерзкую 4-2-3-1 и намного усложнил подход. У игроков, которых еще недавно требовалось лишь чиркнуть о пороховые речи Конте и сжечь на поле, вдруг появились обязанности: просмотр видео о сопернике, изучение файлов на каждого прямого оппонента на поле, отработка сложных тактических фишек. Футболисты прозвали нового тренера сержантом.

На поле это не помогало. «Ареццо» проиграл четыре матча подряд без голов и шансов вроде незабитых пенальти. Команда застряла на последнем месте – без побед и с беспросветным очковым минусом. Тосканцев прорвало 2 декабря, когда всем казалось, что здесь не поможет даже чудо.

Перед этим «Ареццо» снова удачно сыграл в Кубке Италии, вышел в четвертьфинал и получил в соперники суперзвездный «Милан». Вдохновленная молодая команда разгромила «Пескару» и за пять туров набрала 8 очков. На Рождество «Ареццо» подарил болельщикам ничью с «Юве»: Дель Пьеро, Трезеге и Буффон возили слабаков так же, как и остальных соперников по Серии В, но в концовке расслабились и пропустили дважды. «Ареццо» поверил в себя и вскоре чуть не выбросил «Милан» из Кубка Италии: построил игру через офсайдные ловушки, в которые регулярно попадались Индзаги и Джилардино, выиграл дома и по сумме двух матчей уступил всего лишь 1:2.

В следующие два месяца «Ареццо» проиграл только раз в девяти матчах, но и побеждал редко. Игрокам не нравилась жесткость Сарри. Несколько лидеров оказались в запасе и заскучали по Конте. Бомбардир Флоро Флорес критиковал тактику: «Наш состав не подходит под схему. Мне не нравится играть на острие в 4-2-3-1 – такой футбол требует от меня эгоизма. К тому же я не чувствую поддержки в атаке». В 28-м туре «Ареццо» проиграл «Триестине», и Сарри был уволен.

«Он повсюду рассыпал соль, досаждал навязчивыми идеями, а однажды не пустил жену ночевать в отель – считал, что она принесет неудачу, – рассказывал владелец клуба Пьеро Манчини. – Но выгнал я его потому, что игроки слишком привязались к Конте. Они просто сливали Сарри».

До зоны спасения оставалось 8 очков.

Конте вернулся за 14 туров до конца и чуть не сотворил чудо. Считал, что «Юве» его подставил

«Когда меня уволили, я сказал игрокам всего одну вещь: время всех рассудит», – вспоминал Конте. За пять безработных месяцев он побывал в Нидерландах, запал на голландский стиль и несколько раз ссорился с охранниками АЗ на тренировках ван Гала. А в Италии записался на курсы повышения квалификации. Возглавив «Ареццо» во второй раз, Антонио уже не думал об обороне – только агрессия, скорость и страсть, кровавая 4-2-4 без оглядки и страха и «300 спартанцев» перед матчами для мотивации.

«Он вернулся совершенно другим, – признавался Брессан, – словно прошло пять лет, а не несколько месяцев. 4-2-4 работала, как поршни в двигателе. Никто не мог остановить нас». Флорес тоже тащился от нового модуля: «Это яркий и веселый футбол, настоящая 4-2-4, не просто вывеска: два нападающих и два максимально атакующих вингера. Теперь я использую скорость и участвую в игре, не дожидаясь, пока мяч доставят вперед».

Первые матчи получились тяжелыми, «Ареццо» опять проигрывал и, казалось, безнадежно увяз – а на деле только разгонялся. С середины апреля Конте одержал 6 побед, проиграл только «Юве» и перед последним туром оказался в одном очке от зоны спасения. Их конкурент, «Специя», играла в Турине – там, где «Ювентус» не проигрывал почти два года. Ясно было, что «Ареццо» спасется, если выиграет у «Тревизо».

«Конте рожден победителем, – восхищался Пьеро Манчини. – Он настоящий лидер, который выжимает вас как лимон, а если вы не готовы к этому – тогда он на вас даже не посмотрит. Он был таким как игрок, но еще больше – как тренер. С его идеями должны соглашаться все, иначе будут проблемы; поверьте, Антонио не из тех, кто смолчит. Конте способен поднять на вершину даже Fiat, не то что футбольный клуб».

Конте спас аутсайдера из безнадежного положения, и теперь никто не сомневался, что в Италии появился новый тренер с потенциалом топа. Об «Ареццо» заговорили даже центральные медиа. К маю стало известно, что «Юве» увольняет Дешама (француз конфликтовал с боссами) и ищет нового тренера. Конте считался наиболее вероятной кандидатурой. Все зашло настолько далеко, что Антонио почти не скрывал: он готовится возглавить «Ювентус».

«Слушайте, я бы хотел, чтобы Дидье надолго остался на этой великой скамейке, – рассуждал Конте в интервью Gazzetta dello Sport. – Мы ведь жили в одной комнате, когда играли. Дешам был идеальным соседом: не пил, не курил, не играл в Play Station. Когда мы познакомились, он просто вошел и сказал: «Кровать – величайшее изобретение человечества. Спокойной ночи, Антонио». Я смотрел телевизор, а он спал как камень. Как я ему завидовал! На поле мы были холодными, сосредоточенными, но как тренер я гораздо более злой. Так вот, я бы хотел, чтобы Дидье надолго остался в Турине, но скамейка «Ювентуса» будет моей – это лишь вопрос времени». 

***

Вероятно, так бы в итоге и произошло, и Антонио Конте – уже готовый, способный на чудеса, как в «Ареццо», – пришел в «Ювентус» на четыре года раньше. Но в последнем, 42-м туре Серии В, когда его команда победила «Тревизо» и готовилась праздновать, туринцы неожиданно проиграли «Специи» дома. И Конте вылетел.

Именно тогда Антонио выстрелил фразами из начала текста. «С нами «Ювентус» играл так, словно вышел на финал Лиги чемпионов, а теперь наказал «Ареццо» во второй раз, проиграв «Специи» дома. Я разочарован и зол вылетом, но зато понял кое-что, о чем раньше догадывался», – добавил Конте.

На следующий день гендиректор «Юве» Жан-Клод Блан ответил: «Со злости можно сказать то, о чем потом пожалеешь. Прежде чем делать подобное заявление, Антонио следовало хорошо подумать и заглянуть немного вперед». 

Антонио понял намек. Летом 2007-го «Юве» позвал Клаудио Раньери, а Конте вскоре после вылета пришел в офис к Манчини. Тренер предложил план возвращения в Серию В и согласился работать в низших лигах за 200 тысяч евро в год. Владелец предпочел тренера подешевле, и Конте отправился в «Бари».

В 2011-м «Ареццо» оправдали: адвокаты доказали, что прослушка исказила текст телефонного разговора и предоставила суду ложные данные. В сезоне-2006/07 тосканцы должны были финишировать в середине таблицы, но вылетели из-за подставы и никогда больше не играли в Серии В. Сарри еще пять лет проработал в маленьких клубах, заслужил репутацию главного гика итальянского минора и в «Эмполи» зацепился за шанс, который казался последним. А «Ювентус» вернул скудетто только в 2012-м – когда клуб все-таки возглавил Антонио Конте.

В конце 90-х Дель Пьеро и Роналдо были как Месси и Криш. Они конкурировали в клубах-врагах и улучшали друг друга

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: delinquentidelpallone.itGettyimages.ru/Giuseppe Bellini