1 мин.

Роджерсу не хватило минуты, чтобы отобрать у «Ливерпуля» первые очки в АПЛ. Ему с «Ливерпулем» всегда чуть-чуть не хватает

Дария Конурбаева передает с «Энфилда».

В субботу на «Энфилде» играли один из самых интригующих матчей первой части сезона АПЛ. До сих пор не потерявший ни одного очка «Ливерпуль» принимал «Лестер», который шел третьим, уступая только «Ман Сити» и самому «Ливерпулю». Тренер «Лестера» Брендан Роджерс впервые за четыре года вернулся на «Энфилд», где провел три сезона и едва не выиграл чемпионство.

Я отправилась в Ливерпуль, чтобы посмотреть: 

• сможет ли «Лестер» притормозить лидера, который уже на 5 очков оторвался от «Сити» и угрожает оставить сезон без интриги; 

• тепло ли местные болельщики встретят противоречивого тренера, так и не ставшего для города легендой уровня Клоппа. 

О том, почему Роджерса в принципе должны встретить дружелюбно, а не как Жозе Моуриньо встречают на «Стэмфорд Бридж», перед матчем вспомнил специалист Sports.ru по английскому футболу Никита Киселев. 

*** 

В интервью Джейми Каррагеру Роджерс сказал: при каждой встрече фанаты «Ливерпуля» говорят с ним только об одном – сезоне-2013/14.

В «Ливерпуле» у Роджерса было три полных сезона. Но яркость почти-почти-чемпионского предсказуемо стерла из памяти все остальное. В первом, 2012/13, «Ливерпуль» не побеждал в 5 стартовых турах, более-менее ожил зимой, когда пришли Старридж и Коутиньо, но все равно закончил только 7-м. Саммари третьего, следующего за тем-самым, можно представить так: лучший бомбардир «Ливерпуля» в АПЛ сезона-2013/14 – Луис Суарес (31), лучший бомбардир «Ливерпуля» в АПЛ сезона-2014/15 – Стивен Джеррард (9). А еще там были Балотелли, резервный состав на матч с «Реалом» и… В общем, да, давай о чем-нибудь другом, Брендан.

Сезон-2013/14 до сих пор кажется абсолютным безумием.

Начало было похоже на что угодно, но только не на магию. «Ливерпуль» стартовал в лиге с трех побед по 1:0 – не сильно смахивает на команду, которая позже привыкнет к счетам вроде 3:2 и 6:3. Суарес хотел уйти, дал недовольное интервью, между делом спровоцировав «Арсенал» на легендарные «так, парни, вот вам 40 млн и еще 1 фунт сверху», но остался и отыграл сезон на неземном уровне.

Веселее всех год провел Мартин Шкртел. 7 голов в чужие ворота, 4 в свои – это просто лучшее отражение того «Ливерпуля».

Все командные настройки были повернуты в сторону атаки. «Ливерпуль» забил 101 мяч и пропустил 50. Роджерс приходил адептом владения (в этом его «Суонси» уступал только «Арсеналу» и «Сити»), но Старридж, Суарес и Стерлинг уничтожали лигу скоростью, прессингом и контратаками. По просьбе Джеррарда Роджерс подыскал ему новую роль – глубинный плеймейкер (понятно, что для атаки это работало лучше, чем для обороны). Еще были убийственные стандарты – 26 голов после угловых и штрафных. 

«Ливерпуль» показал, в чем конкретно хорош, когда в феврале на «Энфилд» заехал лидер лиги «Арсенал»: дубль Шкртела, голы Стерлинга и Старриджа в контратаках и 4:0 к 20-й минуте. Суарес в том матче не забил, но это был его сезон (я вообще перестал париться насчет капитана в фэнтези). Он нагнал рекорд АПЛ по голам за 38-матчевый сезон (31, при этом Луис пропустил 5 первых туров из-за бана и не бил пенальти) и превратил декабрь в месяц, который больше никогда не повторится: 10 голов и 3 ассиста в 4 матчах.

После 11 побед подряд для чемпионства было достаточно 7 очков в трех последних турах, но все знают продолжение истории. Чудовищная драма, дисквалификация Хендерсона, падение Джеррарда, угловой Яго Аспаса, рыдающий Суарес – не те флешбэки, о которых болельщики «Ливерпуля» хотят говорить, когда встречают Роджерса.

***

Тем не менее Брендан оставил в памяти скаузеров достаточно поводов над собой посмеяться. Почти одновременно с его назначением про клуб сняли документальный фильм для Fox Soccer. В доме Роджерса в кадр случайно попал портрет тренера во всю стену, и на трибунах «Энфилда» тут же стали обсуждать самовлюбленность североирландца. На деле история оказалась в разы сентиментальнее, чем просто самолюбование: портрет нарисовал особенный болельщик «Суонси», который Роджер тренировал до этого. 

Одновременно с этим молодой (на момент назначения в «Ливерпуль» Роджерсу было 39) тренер на конференциях сыпал афоризмами то ли из пацанского цитатника, то ли из творчества Анатолия Бышовца: «Вы тренируете собак, я обучаю игроков», «Каждый игрок для меня как сын», «Ты можешь прожить много дней без воды, но ни секунды без надежды». Напыщенность таких фраз болельщики припоминают ему до сих пор, предполагая, что высокопарная цитата в подтрибунке «Энфилда» – тоже наверняка творчество Брендана.

«В футболе есть культовые стадионы. Только один легендарный. Энфилд». 

*** 

Тем не менее к возвращению Роджерса на «Энфилд» болельщики не заготовили никаких саркастических плакатов с цитатами, а очень тепло поприветствовали бывшего тренера. 

Перед стартовым свистком Брендан последним появился на кромке поля, где его уже ждал Клопп: тренеры крепко обнялись и с улыбкой перекинулись парой слов. Возможно, даже обсудили, регулярно ли Юрген платит коммуналку и вовремя ли выносит мусор: немец снимает дом в пригороде Ливерпуля именно у Роджерса (надеюсь, собственный портрет в гостиной предыдущий хозяин ему не оставил).

Юрген Клопп снимает дом у Брендана Роджерса. Раньше там жил Джеррард

После недолгих рукопожатий Брендан вернулся к своей скамейке и долго приветствовал болельщиков, глядя на трибуны. Те ответили ему не овацией, но дружелюбным шелестом аплодисментов.   

«Он неплохой человек, – рассуждал в этот момент фанат, сидевший рядом со мной, – но оказался в «Ливерпуле» слишком рано. Сейчас у него могло бы получиться, и пример «Лестера» это пока доказывает, но в 2014-м ни ему, ни команде не хватило опыта».

В первом тайме у «Лестера» получалось не все. На старте «Ливерпуль» прижал гостей к штрафной, и отодвинуть игру им удалось лишь в ближе к перерыву. Варди и компания так увлеклись сооружением собственной атаки, что пропустили быстрый выпад «Ливерпуля». Эванс не сумел прервать передачу Милнера, и Мане, не сбавляя скорости, открыл счет.  

На все происходящее Роджерс реагировал максимально спокойно, что сильно контрастировало с эмоциональным Клоппом. Пока Юрген размахивал руками, подсказывая игрокам, подпрыгивал на месте при каждом приближении команд к воротам и яростно обращался к помощникам, когда у «Ливерпуля» не получалась очередная атака, Роджерс на каждый опасный эпизод игры реагировал лишь очередной фиксацией чего-то в своем маленьком блокноте, спрятанном в кармане пиджака.

Во втором тайме он вел себя куда эмоциональнее. Записи в блокноте прекратились, и без того редкие консультации со штабом у скамейки – тоже. Тренер перестал приветственно хлопать по плечам проходящих мило запасных «Ливерпуля», зато начал активнее подсказывать своим. Привлечь внимание футболистов было просто: Роджерс давно приноровился свистеть так громко, что слышно не только на противоположной кромке поля, но и на верхних ярусах трибун.

К моменту, когда «Лестер» сравнял, Роджерс окончательно разогнался. Как только мяч оказался у Мэддисона, тренер вскинул руки вверх, а затем отправился обниматься с тренерским штабом. 

«Лестер» почти сотворил сенсацию: за пару минут до финального свистка в подтрибунке журналисты обсуждали, можно ли теперь всерьез рассматривать «лис» как претендентов на титул (поверьте, не я инициировала эту дискуссию). Казалось, что «Ливерпуль» действительно потерял очки, но концовка вышла настолько нервной, что у крошечного экрана репортеров Sky Sports собралось пара десятков журналистов. Я оказалась между двумя пресс-службами: лестерцы справа буквально отсчитывали секунды до финального свистка, а мужчины из «Ливерпуля» слева приговаривали «come on, come on…» – и, не сдержавшись, громко рявкнули «YES!» на всю подтрибунку в унисон с трибунами «Энфилда», когда Олбрайтон в штрафной зацепил Мане. 

Как и несколько недель назад в матче против «Манчестер Юнайтед», Роджерс после матча назвал пенальти, реализованный Милнером, «мягким» и не однозначным. Гораздо жестче оказались разборки на поле после того, как финальный свисток зафиксировал очередную – восьмую подряд в этом сезоне – победу «Ливерпуля». Футболисты затеяли потасовку: после гола Мэддисона Перес рассмеялся в лицо Робертсону, тот ответил тем же после пенальти.  

Правда, к уходу в туннель все успокоились: только Чилвелл со злости слишком сильно хлопнул дверью гостевой раздевалки.

***

В этом сезоне мне удается подобраться к звездам АПЛ максимально близко. Если вы включаете трансляции Оkko чуть раньше стартового свистка, то могли видеть, как я рассказываю про погоду на разных стадионах Англии, сильно размахиваю руками и иногда мокну под дождем с огромным зонтом, напоминая Стива Макларена в худшие годы. 

У соседних камер в эти моменты часто стоят ребята вроде Крауча или Шмейхеля-старшего: поверьте, такое соседство совсем не помогает ощутить реальность происходящего.

После больших матчей меня в числе прочих репортеров со всего мира запускают в подтрибунку, куда приводят футболистов, от которых пахнет потом и газонной травой, и эмоционально вымотанных тренеров. Их передают в этот конвейер корреспондентов, которые задают более-менее одинаковые вопросы, а ответы разлетаются по всему миру. Сегодня, например, я стояла в очереди из репортеров, работающих на Ближний Восток, Китай и Корею, а в соседней ТВ-комнате Клопп общался с ESPN Brazil и Sky Sports. 

Это расстояние в метр, конечно, не позволяет прочитать мысли и осознать переживания футболистов, но позволяет сделать ощущения от них чуть объемнее, чем с трибуны или через экран.

Сегодня я была на этом расстоянии от Брендана Роджерса. На интервью он пришел через 15 минут после финального свистка, опустошенный и максимально раздосадованный. Говорил тихо, через предложение повторял, как горд своей командой, и грустно благодарил болельщиков за теплый прием. Все это – очень простыми фразами.

Больше никаких шокирующих афоризмов. И место в топ-4.

Льорис страшно упал на руку: кричал от боли даже в тоннеле, ему вкололи дополнительную инъекцию морфина и увезли на скорой

Новый зимний мяч АПЛ – классика из середины нулевых. Таким забивали Анри, Руни и Лэмпард

Фото: REUTERS/Phil Noble, Carl Recine; Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Jamie McDonald, Michael Regan