4 мин.

Хоффемания

В редакции «Радио Спорт», где мне случается изредка бывать волею звезды комментаторского цеха Владимира Стогниенко, висит распечатанное на принтере изречение. Имени и фамилии автора я, конечно, не помню, а вот цитату наоборот: «Я не глорихантер, чтобы болеть за «Хоффенхайм». Эта фраза привлекает мое внимание каждый раз, когда я оказываюсь поблизости. Наверное, не только потому, что «Хоффенхайм» мне дорог по особым причинам, но и оттого, что кажущаяся парадоксальность изречения тут же улетучивается, стоит только лишь вдуматься в его суть.

Три с половиной года назад, последовательно использовав все виды наземных транспортных средств, коими в большом достатке располагает Федеративная Республика Германии, я поздним вечером оказался в деревушке Зинсхайм, которая лежит неподалеку от знаменитого университетского города Хайдельберг.

На другой день меня ждал набор настолько уникальных впечатлений, что я до сих пор считаю ту поездку самой удачной в своей профессиональной жизни.

70-летняя женщина за рулем такси из Зинсхайма в Хоффенхайм. Трехтысячная деревушка, тщетно пытающаяся прикинуться адом. Стадион, который сделал бы честь чемпиону любого района Вологодской области. Пенсионер, защищавший ворота местного клуба 40 лет назад и помнящий, каким игроком был мультимиллионер «батя Хопп». Торжества, посвященные выходу деревенской команды в бундеслигу, и Карлос Эдуардо, торчащий из окна автомобиля и размахивающий бразильским флагом.

Следующие три с лишним года вместили в себя немало занимательных историй в новом для бундеслиги жанре «деревенская проза». Умопомрачительный старт «Хоффенхайма» в высшем дивизионе, 18 голов Ибишевича, осеннее чемпионство. Тяжелая травма лучшего бомбардира и грустное окончание сказки про Синюю футболочку, которую, в итоге, съели злые «Волки». Первые представители «Хоффенхайма» в сборной Германии: Комппер, Бек и Вайсс. Переезд на новый, построенный как раз в Зинсхайме, стадион. Болезнь второго сезона, перенесенная в очень тяжелой форме, и увольнение менеджера Яна Шиндельмайзера. Продажа Карлоса Эдуардо в «Рубин» – без особых сожалений, потому что, судя по информации из заслуживающих доверия источников, он так и не перестал гонять на «Ауди», размахивая бразильским флагом, хотя поводов для этого становилось все меньше и меньше. Трансфер другого бразильца, Луиса Густаво, в «Баварию», смертельно обидевший Ральфа Рангника. Громкий уход главного тренера. Назначение этого, как его, с итальянской фамилией – Пеццайуоли, вот. Стремительное осознание того факта, что ни Клопп, ни Тухель из Пеццайуоли пока не получается. И красивое приглашение минувшим летом легендарного представителя самого веселого района Германии Санкт-Паули – Хольгера Станиславски. Которое, впрочем, все равно не заставило полюбить «Хоффенхайм» большую часть немецких болельщиков со стажем. 

Когда я представляю себя зажиточным бюргером средних лет или более преклонного возраста, проживающим хоть в Мюнхене, хоть в Кельне, хоть в Бремене, то тут же понимаю, что меня весь этот Хоффенхайм, конечно, тоже очень раздражал бы. Ну действительно: какая-то деревня, без всяких традиций, впирается в бундеслигу, обыгрывает мою любимую команду, нахально заявляет о своих претензиях на еврокубковые места. 

Но глядя на всю эту историю из российской действительности, очень трудно не испытывать к «Хоффенхайму», да и к Дитмару Хоппу симпатии. Во-первых, доподлинно известно, что этот олигарх не принимал участия ни в каких залоговых аукционах, а заработывал деньги несколько иными способами. Во-вторых, очень трогают некоторые детали: например, рассказ о том, как Хопп с друзьями ездил на микроавтобусе на все игры «Хоффенхайма», даже когда команда выступала на уровне оберлиги. В третьих, очень хочется представить себе, как, допустим, Роман Абрамович вместо «Челси» покупает саратовский «Сокол», а Алишер Усманов вкладывает деньги в акции ташкентского «Пахтакора». В четвертых, каждый, кто всерьез увлекался футбольными менеджерами, знает, что нет ничего интереснее «крэпа»: выигрывать Лигу чемпионов с мадридским «Реалом» довольно скучно, а вот взять самую занюханную команду из низшего дивизиона: «Фрозиноне», «Лейтон Ориент» или «Регенсбург», – и сделать то же самое с ней, вот это по-настоящему весело. 

Вся концепция развития «Хоффенхайма» выглядит очень симпатично. Центр подготовки молодежи в Цуценхаузене был построен задолго до того, как клуб поднялся во вторую бундеслигу и стал тратить серьезные деньги на покупку чужих игроков. Здешнюю программу работы с молодежью Юрген Клинсманн еще 10 лет назад назвал уникальной даже по немецким меркам. В частности потому, что молодых игроков здесь не только учат пинать мяч, но и довольно много внимания уделяют обычным школьным дисциплинам – ведь далеко не каждый сможет стать профессиональным футболистом. 

То, что «Хоффенхайм» угоняет талантливых юношей из школ других клубов, на самом деле, практика более-менее общепринятая. А как здорово звучат оправдания руководства клуба: «У Тройяна были проблемы в школе, и он не получал должной поддержки от «Штуттгарта». Поэтому он согласился перейти к нам». 

С точки зрения немцев Хопп, конечно, самодур, однако по нашим меркам ничего особенного он не натворил. Ну, заявил когда-то о скором попадании в Лигу чемпионов, подумаешь. Ну, продал один раз (!) футболиста, не посоветовавшись с главным тренером, эка невидаль. А уж последний проступок Хоппа и вовсе умиляет. В домашнем матче с дортмундской «Боруссией» он приказал использовать специальные устройства, которые заглушали бы грубые песни невежливых гостей: «Хопп – сукин сын». «Моя мать была хорошей женщиной», – оправдывался он, но все немецкие СМИ, разумеется, сообщили о том, что Хопп попытался ввести цензуру, что совершенно недопустимо.  

В общем, симпатизировать «Хоффенхайму» из России – с определенной точки зрения, действительно, глорихантерство.

О чем пишут в микроблог ваши друзья?