Новые лимиты в мировом футболе: ФИФА ограничит аренды и комиссионные агентов
О чрезмерном влиянии агентов и гигантских комиссиях говорят уже лет десять, но настоящую войну объявили недавно. Когда выяснилось, что за 2018-й клубы АПЛ потратили на посредников 260 млн фунтов. Всех напугала даже не сама цифра, а то, что за год она увеличились на 49 млн фунтов. Лига поняла, что без жестких ограничений агенты рано или поздно поглотят вообще все.
В апреле владельцы 20 клубов АПЛ обсудили стратегию борьбы и поняли, что без помощи ФИФА будет трудно.
К осени 2019-го появился проект новых правил, в конце октября его обсудит комиссия ФИФА. Ограничения неизбежны. Причем параллельно ФИФА ударит и по клубам – под внимание попали не только комиссионные, но и странные аренды.
Мировой футбол ждет три новых жестких лимита.
• Максимальная комиссия агентов от сделки – 10% от суммы трансфера. Максимум 3% от подъемных игроку и 3% от трансфера за услуги для клуба-покупателя. Для понимания: отец Неймара и агент Пини Захави на двоих заработали около 40 млн евро после трансфера игрока в «ПСЖ» за 222 млн. А Мино Райола получил 27 млн комиссии от трансфера Погба в «Ман Юнайтед» (100 млн).
Сейчас сложно сказать, сработает ли это. В мировом футболе постоянно изобретаются новые схемы для обхода правил – например, футболисты получают зарплату через продажу имиджевых прав, чтобы не платить налоги. А «Ман Сити», «ПСЖ» и другие финтят вокруг финансового фэйл-плей.
АПЛ в свою очередь хочет запретить так называемое «двойное представительство». Когда агент выставляет счет за услуги не футболисту, а клубу, в который переходит его клиент.
• Максимум восемь международных аренд (в обе стороны) футболистов старше 22. С сезона-2022/23 лимит ужесточат до шести футболистов.
Чем им мешали аренды? ФИФА говорит о нарушении конкуренции – нередки случаи, когда средний клуб за счет негласного партнерства с топ-клубом получает от него качественных футболистов в аренду.
«Постоянные аренды без четкого карьерного плана бьют по прогрессу игрока», – говорится в докладе ФИФА.
Вероятно, имеется в виду «Челси». Ежегодно клуб сдавал в аренду десятки футболистов, только этим летом на «Стэмфорд Бридж» вернулись 15 человек, включая Мейсона Маунта и Тэмми Абрахама. Это помогло клубу минимизировать ущерб от трансферного бана, но при этом многие из футболистов, которых «Челси» сдавал в аренды, так ни разу и не сыграли в синей форме.
А еще прямо сейчас в других клубах играют 18 игроков «Монако», 7 из них – в «Серкль Брюгге». И это плавный переход к следующему пункту.
• Максимум 3 аренды между двумя клубами. Пример «Монако» – не единственный. Например, «Лацио» сдал шесть игроков в «Салернитану» (серия В), а «Парма» пятерых в «Трапани». Такое партнерство очень распространено в Италии.
Почему это плохо? Подозрительные коллаборации не идут на пользу честной конкуренции, тем более это способствует развитию темных схем.
Очень вероятно, что ограничения одобрят 24 октября на совете ФИФА в Шанхае.
Футбольный рынок дико сложный: топ-клубы путаются в правилах, а игроки не знают свою зарплату
Фото: Gettyimages.ru/Catherine Ivill, Denis Doyle; instagram.com/micki_taryan
и Зенит, мы помним