12 мин.

Под диктовку

На финише сезона Sports.ru встретился с людьми, чьими голосами говорят российские стадионы. Разнообразные способы попасть в профессию, запоминающиеся отжиги, любимые матчи, славные воспоминания с выездов, рецепты лечения связок, встречи с полицией, российский голос финала Кубка УЕФА и прочие занимательные детали – в истории блога «Фото дня» о футбольных дикторах.

«Торпедо». Алексей Анатольевич

Еще в 2002 году, перед отъездом сборной в Японию, я был одним из организаторов кубка LG. Там не заказали диктора, ну и мне нацепили микрофон. Я объявлял выходы футболистов, а в конце каждого дня проводил аукцион среди болельщиков. «Торпедо» вылетело в третью лигу и игры проходили на четвертом тренировочном поле. А болельщики по-прежнему баловали команду посещаемостью – по полторы тыщи приходило. И руководство мне говорит: у тебя голос зычный, не попробуешь составы объявить? Ну я пришел один раз, второй раз, наши выиграли. Народ стал считать, что я фартовый диктор. Так и прилепился ко мне микрофон в 2009 году.    

За десять лет работы в сборной России по футболу, когда я ездил по странам и континентам, я видел много форматов проведения матчей. Во Франции диктор выходит за полчаса до матча, объявляет составы. Но там люди приходят чуть ли не за час до игры. А у нас приходят, как в театр, – к третьему звонку. Это наша неорганизованность. Так что какую-то программу затевать до матча у нас нет смысла.   

Однажды в любительской лиге мне пришлось в микрофон призвать к порядку игроков соперников. Один из игроков начал хулиганить и кричать на судью, руками на него махать. Его свои держат, а он вырываается и пытается ударить. Я тогда объявил в микрофон, чтобы он перестал, а то придется вызвать милицию. Он прямо тут же красную получил.    

Из креатива у нас есть благодарность болельщикам. Мы отдали болельщикам первый номер в знак благодарности за сезон-2009. Когда я объявляю составы, я говорю: номер первый – болельщики ФК «Торпедо».    

Мы делаем музыкальные подарки командам соперников, ставим песни про их город. Однажды плоставили про Владикавказ, а кому-то это не понравилось. Якобы песня была не та. Ну а почему болельщиков не поддержать? Люди приехали издалека. Мы же их не высмеиваем, у нас все песни из советстких времен. Сейчас-то никто не пишет про Вологду или Гду.     

В любительской лиге у нас был футболист Алексей Черешнев, над ним ребята подшучивали, называли его заикаясь. Ну и мне они все время предлагали – объяви его по-нашему. У него был четырнадцатый номер, и когда я его объявлял, я говорил так: на поле выходит Алексей Че-ч-ч-черешнев, номер че-ч-ч-четырнадцатый. Все прекрасно знали, над кем мы посмеиваемся, сам Черешнев тоже знал и выходил на поле в хорошем настроении.    

Сейчас я работаю директором по развитию клуба «Торпедо».     

«Динамо». Николай Михеев

Я в системе «Динамо» работаю 11 лет, у нас всегда были шоумены, но в 2004 году оказалось, что некому работать – баскетбол, волейбол. Я попробовал, мне это показалось интересным. А потом уже меня пригласили в футбольное «Динамо».  

На баскетболе и волейболе шоумен гораздо больше говорит с публикой, чем на футболе. Переключаться не сложно, потому что четко сразу воспринимается задача. Я выхожу на поле перед матчем, стараюсь создать настроение. А по ходу матча – это даже хорошо, что можно просто смотреть футбол.    

Если простужаешься – нужно неделю болеть, а потом две недели восстанавливаться.   

Я рок-музыкант. Вокалист группы NZ. А в «Динамо» я пришел 11 лет назад, в хоккейное. Параллельно я работаю тут постановщиком шоу. Немножко – композитором, музыкантом.  

«Локомотив». Степан Левин

Я стал диктором перед сезоном-2008. Почему-то не оказалось диктора на молодежке. Пришел администратор и спросил: кто хочет? Никто не хотел, все указали на меня, сказали, что вон Степа, он молодой. А я работал тогда в пресс-службе. Поехал в Перово на первый матч, очень волновался и не понимал, что мне делать. Но все получилось, я отработал там год и дебютировал здесь, на главном стадионе.

Как профессионал я соблюдаю режим. Не ем мороженое летом. Зимой стараюсь пить теплое. Бывают эмоциональные матчи, как в 2009 году, когда Сычев «Амкару» пенальти не забил, а потом забил со штрафного. Я тут так орал, что голоса потом совсем не было. Прямо в микрофон орал: го-о-о-о-ол! 

«Локомотив» – «Зенит» (4:2) – это было вообще просто незабыва... ну... пф! Что тут еще скажешь?! Действительно счастлив был. До этого я так был счастлив, когда мы в 2006 году обыграли ЦСКА 3:2. Я сидел здесь, чуть не плакал от счастья, что-то близкое к этому было.     

Я стараюсь кричать все, что приходит мне в голову. Мой плюс в том, что я не стесняюсь экспериментировать и заигрывать с публикой. Я знаю грань, а руководство полностью доверяет мне, потому что знает, что я адекватный человек.

Меня сейчас оформляют в отдел работы с легионерами. Я помогаю адаптации легионеров – Кайседо, Сапатер. Знаю английский, сербский, хорватский языки и учу испанский. Я с шести лет на стадионе, живу рядом. Меня папа привел на стадион, наши выиграли 1:0 у «Алании» и я влюбился в команду. Два с половиной года я тренировался в школе «Локомотива». 

«Спартак». Макс Орлов

«Русское радио» освещает все матчи сборной и поддерживает «Спартак». Все матчи сборной обычно попадали на мой эфир. Перед началом сезона 2010 года в «Спартаке» решили, что клубу нужен собственный диктор. Ну а на радио выбрали меня.

Моя мечта – кричать вместе с болельщиками, чтобы я начинал, а они заканчивали. Но по правилам ФИФА это запрещено, потому что считается считается подстрекательством. После двух раз, когда меня привели в полицию «Лужников», мне сказали, что третьего раза не будет. Один раз меня вызвали в полицию за то, что я объявлял счет. Называл команды, а болельщики кричали счет. Ну и им понравилось вместо «ноль» для команды соперников, кричать «х..». Полиция решила, что виноват я.

Связки берегу, потому что это инструмент, которым я работаю. Не только диктором, но и на радио, телевидении. По пустякам напрягаться не буду, но говоря честно – после каждого объявления составов голос садится сразу. Я очень сильно эмоционально вкладываюсь в это. Я не просто объявляю состав, а проживаю это. В последних матчах начал работать, стоя у окна кабины. Летом даже открывал ее и стоял с микрофоном так, что меня видели болельщики. Они на это тоже реагируют. Связки лечатся только тишиной и покоем. Никакого коньяка, чая. Я не пью и не курю, только с девочками встречаюсь. Связки проходят дня два-три, смотря как ты их повредил. В эфире работать невозможно – шептать только. Особенно, если три гола забивет Э-ме-ни-кеееее.

Лучший матч был на стадионе «Локомотив», Веллитон забил три гола и когда он забил третий, просто вырвалось: «Гол забиииил!», трибуны кричат: «Веллитон!», я кричу: «Красавчик Веллитон!» Это потом отмечалось где-то в газетах, на телевидении, что диктор «Спартака» назвал Веллитона красавчиком.

Моя основная работа – «Русское радио» и телевидение. Я шоумен, хотя не люблю это слово. Это не работа, это мое любимое занятие. Каждое утро просыпаюсь с радостью, потому что занимаюсь своим любимым делом. Всем такого пожелаю.

«Зенит». Константин Анисимов

В Петербурге есть такой стадион «Коломяги-спорт», где 10 лет тому назад играл дублирующий состав. Дирекция того стадиона меня пригласила провести матч дубля, а в тот момент, естественно, на стадион приехала дирекция «Зенита». Я провел этот матч и получил приглашение на главную арену – на стадион «Петровский».

Если бы вы меня слышали дня четыре тому назад…Это счастье, что не было матча «Зенита», потому что и сейчас я простужен. А дня четыре тому назад у меня был спектакль (Константин – актер театра «Балтийский дом» – Sports.ru), стечение обстоятельств, что в эти дни не нужно было работать на «Петровском».

Самый яркий, самый интересный, самый нужный и самый победный – это, конечно, матч, который я вел в Манчестере – финал Кубка УЕФА в 2008 году. Очень почетно было в качестве русскоязычного диктора впервые в истории российского футбола выступать и представлять нашу команду, наших болельщиков на этом замечательном стадионе в Манчестере.  Волнение было безумное до того момента, пока я не обратился на русском языке к нашим болельщикам. И как только я услышал, что они мне отвечают, я понял, что дело наше правое, победа будет за нами. Потом благодарили меня и англичане, и бедный шотландец-диктор, который плакал рядом со мной, а я его успокаивал…

Были нелепые объявления, которые до сих пор вспоминаю. Играли мы с «Севильей» лет пять тому назад и присутствовал на стадионе консул. И мне звонят, мол, Костя, надо объявить. Я в микрофон: «Дамы и господа, на стадионе присутствует такой-то такой-то консул Испании». Проходит несколько минут, и говорят: «Костя, он не слышал. Объяви ещё раз». Я говорю: «Вы что, с ума сошли?». Ну ладно, говорю, давайте: «Для тех, кто не услышал, на стадионе …».

Я пропустил-то за 9 лет, наверное, матча три. Когда кто замещал. У меня есть пародист в театре потрясающий, изображает мой голос. Но близкие узнавали, а на стадионе как-то нормально все проходило. У нас еще звук не самый хороший. На Малой арене уже сделали новый звук, и на следующий сезон хотят вроде и на «Петровском».

На последнем матче, когда «Шахтеру» забил Николас Ломбертс – это же вообще было потрясающе. Он забивает на 46-й минуте первого тайма, а у меня ровно по свистку объявление. А я там бегаю, кричу «Го-о-ол!». Я, кстати, матчи веду с трибуны, я не сижу в будке. Могу и в будке, там хорошо, тепло. Но я живу футболом вместе со стадионом. Поэтому я так же встаю, так же мерзну, нервно курю. Спрашивают, мол, сколько пачек сегодня взял? Две? Протокольные вещи из будки читаю, а когда гол, я бегаю и ору в свое удовольствие.

На улицах узнают. Что-то маячит в кино, по телевидению. Мне позвонили недавно. Сейчас же выборы будут. «Константин, мы хотим вас снять в рекламе». «Какой?». «Политической». – «Какая партия?» – «Такая-то». – «Ой, – говорю, – вы знаете, нет». – «Так вас не будет видно, только силуэт. И ваш голос будет». Я говорю: «Нет уж, спасибо, меня по голосу больше узнают, нежели по лицу».

ЦСКА. Игорь Плешаков

В 2000 году у меня была первая игра – «Крылья Советов» – «Химик». Потом я попал к очень известному специалисту в области постановки речи – Эльвире Васильевне Кислицыной. За два года она сделала из меня нового человека. Два раза в неделю я занимался примерно по три часа в группе. В хоккейном ЦСКА были заинтересованы в моих услугах, а тогда владельцем футбольного и хоккейного клубов был один и тот же человек. Когда зашел разговор о дикторе, сказали: а чем вас наш диктор не устраивает? Пусть работает летом – футбол, зимой – хоккей. Я был не против.

Скитания по стадионам – ничего хорошего. Никаких проблем я ни на каких стадионах не испытывал, но все равно, когда есть «своя будка, своя миска, луна и в желудке сосиска» – мы ждем, когда вот эту штуку построят. Лучше своего стадиона может быть только свой стадион.

Когда Вагнер с трех метров не попадает в ворота, мне хочется крикнуть нехорошее слово, но кричать его нельзя. Я понимаю, что это работа, но это и родной клуб, я такой же болельщик, как все. Я переживаю. Бывают ситуации, когда я сижу на нервах, весь мокрый. Играли с Нальчиком, 1:0 до 82-й минуты, Нальчик начал давить, Габулов два раза выручил, молодец – нервное напряжение было настолько большим, что с меня прям лило! Потом забили второй гол и игра была сделана. 

На том же Нальчике, когда Думбия забил третий гол, я сказал, что я хотел сказать: «Сотворив маленький футбольный шедевр, третий мяч в сегодняшнем матче забил Думбия». Так и сказал. Просто выразил то, о чем думали все, кто был тогда на стадионе. Я думаю, что зрителям это понравилось.

Бывает, что после матча выхожу к клубному автобусу, а водители меня обвиняют в том, что я сегодня плохо кричал и мы проиграли. Но это в шутку.

В свое время Валентин Валентинов познакомил меня с врачом сборной СССР по волейболу и он мне посоветовал пить поллитра теплого пива в неделю. Это из уст в уста передается у дикторов. Это кто-то из певцов использует. Оно помогает связкам очень прилично. Пить надо мелкими глотками. 

Когда в последний раз я был у лора в феврале, мне сказали, что все у меня отлично. ЛОР – лучший друг дикторов. Женщина, к которой я езжу, уже на пенсии, а раньше занималась солистами Большого Театра. Предлагал ей деньги – отказывается. Я ее понимаю, ей просто интересно общение, она любит помогать.

На первом же занятии по постановке речи нам сказали, что мы не умеем дышать. Потом были ма-мо-му-мы, потом скороговорки были, но позже. Все зависит еще и от того, как ты сидишь. Если ты сидишь прямо – голос один, если ты нагнулся, диафрагму зажал – голос уже другой. Именно поэтому я не люблю «гуськовые» микрофоны, только проводные. Чтобы можно было сидеть и поворачиваться как угодно.

Я закончил транспортный вуз и работал в легендарном депо Москва-Сортировочная. Работал бригадиром комплексной бригады электровозно-ремонтного цеха. Еще я бывший хоккеист, вратарь. Из-за травмы я закончил карьеру.  Уже тогда я подрабатывал диктором, всего я за микрофоном 11 лет. Начинал я на «Крыльях Советов» хоккейных. А с 2004 года я стал диктором ЦСКА официально и работаю только диктором.

Начиная с сегодняшнего дня у меня следующий выходной будет 1 декабря. Кроме футбола и хоккея меня пригласили на этап Кубка мира по фигурному катанию.

Однажды я приехал в Черкесск на кавказские игры, шел в подтрибунных помещениях стадиона «Нарт», а люди сзади говорили: «Диктор ЦСКА приехал..» Мелочи, но мне было очень приятно.

 

О чем пишут в микроблог ваши друзья?