В Англии закрылся старейший туроператор Thomas Cook. Он организовывал выезды и спонсировал «Сити» до шейхов
Сегодня ночью в Великобритании прекратила существование старейшая туристическая компания мира Thomas Cook. Свою деятельность она начала в 1841 году: компания начала с железнодорожных перевозок, через десять лет организовала первую туристическую поездку на ярмарку в Лондоне.
В ее распоряжении находились офисы (более 3000 по всему миру), отели, курорты и собственные авиалинии (более 100 самолетов). Thomas Cook владела иностранными туроператорами, в том числе российскими «Интурист» и «Библио-Глобус».
Сейчас (23 сентября) за рубежом находятся 600 тысяч клиентов из разных стран, из них 150 тысяч – британцы. Правительство Британии назвало кампанию по возвращению своих сограждан крупнейшей в мирное время.
Что случилось?
На момент закрытия долг компании составлял 2,1 млрд долларов. Руководство Thomas Cook объявило о банкротстве после того, как не смогло договориться с новыми кредиторами. Просили даже у государства (150 млн фунтов), но получили отказ.
Сегодня компания вступила в стадию ликвидации.
Такой долг – не результат воровства сотрудников. Основной прибылью компании были комплексные туры (транспорт+жилье+программа), объем которых с появлением Airbnb и подобных сервисов сокращался.
Клиенты предпочитали пользоваться только авиарейсами, а жилье и экскурсии бронировали отдельно.
При чем тут спорт?
Thomas Cook – не просто британский туроператор. С 2003 по 2009 год компания выступала титульным спонсором «Манчестер Сити»: за шесть лет клуб заработал 13,8 млн фунтов. В конце лета 2008 года в клуб пришли шейхи, поэтому контракт с Thomas Cook продлевать не стали.
В компании функционировал отдельный спортивный раздел, который занимался организацией туров для болельщиков и выездами команд.
«Теперь на «Этихад» вы увидите болельщиков со всего мира», – говорил в 2017 году Роб Слоусон, глава Thomas Cook Sport, при подписании контракта с клубом.
Thomas Cook Sport предоставляла специальные спорт-туры «все включено» для болельщиков. Через туроператора можно было официально забронировать билеты и проживание на матчи «Ливерпуля», «Юнайтед», «Сити», «Барселоны» и других клубов, Гран-при Италии в Формуле-1 и крикет.
«Ливерпуль» уже сообщил, что 360 болельщиков покупали абонементы на сезон через оператора. Что с ними делать, пока непонятно: в клубе ждут официального решения по компании и компенсациям.
Болельщики «Юнайтед» покупали в Thomas Cook Sport пакеты на еврокубковые матчи. Цифры пока неизвестны, но ближайший выезд у «дьяволов» в Нидерланды к «АЗ». Учитывая близость к Англии, наверняка в Алкмар собрались несколько тысяч фанатов.
У «Сити» проблема гораздо серьезнее. Thomas Cook Sport не просто привозил болельщиков на «Этихад», но и организовывал предсезонные туры клуба. Клиентами спортотдела также были «Тоттенхэм», «Эвертон» и «Вест Хэм».
Помните, как команда не могла улететь в Китай 2 дня, а матч Международного кубка чемпионов был под угрозой срыва? Тогда накосячил администратор туроператора, но в целом «Сити» был доволен сотрудничеством.
В компании уделяли внимание деталям: перед каждым европейским выездом сотрудники проверяли соответствие отеля и транспорта заявленным критериям.
«Мы просто выходим на улицу и проверяем весь путь, – рассказывает Слоусон. – Путь до аэропорта, перелет, где находится автобусный парк, почему не открывается эта дверь и где расположен отель. Одни команды просят поселить их поближе к центру города, другие не выносят шума. Все это мы должны учитывать».
Теперь клубам придется не только решать проблемы с компенсацией билетов, но искать нового перевозчика.