Волшебник из Гернси
Всегда хотелось ответить себе на один вопрос: чем же, всё-таки, измеряется истинное величие в футболе? Может быть количеством завоёванных титулов? Вполне возможно. Но тогда получается, что наш сегодняшний герой - это просто местечковый король или же первый парень на деревне, который, за всю свою профессиональную карьеру не выиграл ни одного титула, а все его личные достижения - просто дырка от бублика. Хотя, я все же склоняюсь к ответу, что величие измеряется именно любовью болельщиков. Для таких людей этот игрок является самой настоящей легендой, которая творила свои чудеса только для одной команды. Эта легенда - Мэттью Ле Тиссье. Один из самых техничных футболистов Британии своей эпохи, который по праву считается Великим.
Как-то раз, в одном интервью, Мэтта спросили: «Кем бы Вы хотели стать в следующей жизни?». Недолго думая он ответил: «Скорее всего, я стал бы котом. Ведь это просто гениальное животное. Ничего не делает, принадлежит самому себе и в итоге он просто берёт от жизни все!». Именно в этой фразе можно уловить всю суть Ле Тиссье. Можно позволить себе утверждать, что более ленивого игрока за всю историю английского футбола стоит еще поискать. Он ненавидел тренировки, теоретические занятия – всё это, по его мнению, было никому не нужной лабудой. Ведь весь талант Мэттью был преподнесён ему с небес. Игра «Ле Тисса» строилась на одном и том же приёме - получить мяч, протащить его поближе к воротам и мощно пробить. Возможно, это выглядело примитивно и убого, но, смею вас заверить, что после просмотра данной подборки, вы сразу же измените своё мнение об этом.
Мэттью Ле Тиссье родился 14 октября 1968 года, в очень уникальном месте - на острове Гернси. Этот остров расположен в проливе Ла-Манш и входит в состав Нормандских остров. Главой этого коронного владения является британский монарх, однако, данная территория не входит в состав Британского Королевства и находится ближе к Франции, чем к Великобритании. В свое время, когда Мишель Платини являлся главным тренером сборной Франции, он и высшее руководство французского футбола пытались призвать под знамёна «трёхцветных» нашего сегодняшнего героя. Ведь на тот момент, английская сборная в упор не замечала этого талантливого полузащитника. К тому же, у Мэттью была и французская фамилия. В одном из своих интервью он подметил: «В сборной Франции работают люди, которые очень плохо изучали географию в школе, иначе они хотя бы изучили ситуацию перед тем, как предлагать мне смену гражданства. Фамилия фамилией, но у меня нет ни капли французской крови и никогда даже в мыслях не было играть за какую-либо другую сборную, кроме английской».
Мэттью начинал играть в футбол на острове, радуя немногочисленных болельщиков голами со штрафных и угловых. Пару раз он приезжал на просмотры в английские клубы, но его необычная манера игры смущала тренеров, и подписывать такого футболиста долгое время никто не рисковал. Всё это продолжалось до той поры, пока он не попал в «Саутгемптон» - очень скромную команду, которая за всю свою историю выиграла единственный трофей. Этим трофеем был Кубок Англии, сезона 1975/76. Стоит отметить, что «Святые» постоянно находился на грани вылета из элитного дивизиона, но так или иначе они умудрялись спасаться в последний момент. Продолжалось это ровно до той поры, когда их ряды пополнил «Ле Тисс». Так уж получилось, что Мэттью и «Сотон» нашли другу друга и сразу же стали единым целым. Он попал именно в ту команду, где его никто не заставлял пахать на тренировках до седьмого пота и отрабатывать в обороне. При этом «Саутгемптон» получил гениального игрока, с именем которого до сих пор ассоциируется этот клуб.
«Le God», как прозвали его местные болельщики, заиграл сразу и на довольно хорошем уровне. В Первом дивизионе Футбольной лиги и Английской Премьер-Лиге, в период с 1986 по 2002 год он провел 496 матчей, в которых забил 170 мячей. Что самое важное - всю свою карьеру Мэттью провёл в «Саутгемптоне», на позиции атакующего полузащитника. Очень впечатляющая статистика для игрока данной позиции. Тут хочется отметить, что другой рекордбрейкер английского футбола, а также партнер Ле Тиссье по «Сотону» Алан Ширер вспоминал в своей автобиографии: «Меня часто спрашивают о Мэтте как игроке и человеке. Он очень большой лентяй, невероятно одаренный лентяй. Я не могу вам сказать, чьи технические навыки работы с мячом меня так поражали, как фокусы Мэтта. Для него была открыта дорога в любую команду Англии, он везде был бы одним из лучших, но он оставался в «Саутгемптоне» и за это я его уважаю. Он был счастлив, и это самое главное». Такая преданность «Ле Тисса» объяснялась просто для него, но довольно странно для множества современных футболистов и болельщиков. Он просто не хотел никуда уезжать. Он был совершенно лишён амбиций и не видел никакого смысла в том, чтобы гоняться за кубками и медалями, получить которые в «Сотоне» было проблематично. Саутгемптон - морской, южный порт который способен влюбить в себя беззаботной жизнью. Здесь много пабов и других увеселительных заведений, хорошо развита туристическая инфраструктура. Кроме того, это центр парусного спорта Британии, что привлекало другого легендарного игрока «Святых» - норвежца Клауса Лундеквама, который также как и Ле Тиссье просто не хотел отсюда уезжать.
Приглашали ли Мэттью в другие клубы? Конечно! И не раз. Но европейский футбол для него был чем-то второстепенным и неинтересным, а из британских клубов он заинтересовался только предложением клуба, за который болел в детстве. Этим клубом был «Тоттенхэм». Но когда Терри Венейблс приехал в Саутгемптон для подписания контракта, Мэтт еще раз хорошо подумал, послушал родных и близких, и отказался. А ведь какая связка могла бы быть у шпор... Гаскойн - Ле Тиссье - Линикер. Но этого не произошло. Относительно недавно, Ле Тиссье, в интервью изданию FourFourTwo, поведал, что истинной причиной его сорвавшегося трансфера в «Тоттенхэм» стала свадьба. Будущая, на тот момент, супруга Мэттью, просто не захотела переезжать в Лондон. Другим клубам, таким как «Милану», «Челси» и «МЮ» повезло меньше - «Le God» даже не захотел с ними общаться.
Как уже ранее было сказано, Мэттью был невероятно талантливым игроком. Он обладал великолепной техникой и сумасшедшим по силе и точности ударом. Честно сказать, не могу вот так сходу назвать другого игрока, который мог забить совершенно из любого положения, просто подбросив мяч в воздух и придав ему ускорение. Особенность ударов Ле Тиссье заключалась в том, что он всегда старался бить по летящему мячу и из-за этого часто пользовался одним очень известным приемом, который сейчас особо популярен в пляжном футболе. Суть его такова: Мэттью подбрасывал мяч на уровень пояса и вкладывал всю силу в удар в момент его приземления. Таким эффектным приемом также пользовался Эрик Кантона, но у Ле Тиссье голов похожего плана была просто уйма. В плане борьбы и игры корпусом «Le God» был на голову выше остальных. Тактика под названием: «отдайте мяч Мэтту, он сам все сделает» была очень популярна во время его карьеры на «The Dell». Все соперники об этом знали, пытались как-то бороться с ним, но если Ле Тиссье был в ударе, то остановить его было практически невозможно. Однажды, он на спор забил гол с 40 ярдов своему товарищу, бывшему вратарю «Святых» Тиму Флауэрсу, когда тот играл в составе «Блэкберн Роверс». Прицелился, выстрелил и показал - вынимай, Тим. Этот гол был признан лучшим в сезоне 1994/95.
Карьера в сборной у Ле Тиссье, откровенно говоря, не задалась. Ни один из менеджеров, руководивших сборной во времена расцвета Мэтта (середина - конец 90-х), не решился сделать на него ставку. Его манера игры предполагала большую степень самопожертвования со стороны его партнеров. В «Сотоне» у «Ле Тисса» были рабочие лошадки и поставщики снарядов - крайние защитники Френсис Бенали и Джейсон Додд, без которых эффективность Мэттью резко снижалась. В составе «Трёх Львов» такую роскошь позволить себе никто не мог. Ближе всего к участию в большом турнире «Волшебник из Гернси» был в 1998-ом году, когда тренировал сборную Гленн Ходдл. Ходдл не включил Мэтта даже в предварительный список тридцати игроков, которые должны были поехать на ЧМ во Францию. По неофициальной информации, виной всему принципы Ходдла и длинный язык «Ле Тисса» и его родственников. Дело в том, что Ходдл намекнул на то, что собирается сделать ставку на Мэтта в одном из товарищеских матчей, о чем радостный Ле Тиссье и сообщил брату в приватном телефонном разговоре. А тот, будучи главой футбольной ассоциации Нормандских островов, растрезвонил обо всем прессе. В результате Ходдл, которому не понравилось то, что о его планах узнала пресса, вообще отказался вызвать Ле Тиссье в сборную.
«Le God» обладал качеством, которое позволяло ему в одиночку менять весь ход игры. Учитывая тяжелое положение «Саутгемптона», который то в общем и не хватал звёзд с небес, он отлично справлялся с ролью главной звезды и лидера команды. За это, собственно, Мэттью Ле Тиссье навсегда вписал своё имя в историю АПЛ. Его игра очаровывала. Его игра завораживала.