2 мин.

Когда спорт стал бизнесом?

Пояснение для читателей

Ранее большая часть текста уже публиковалась. Но читателей было немного, так как акцент был на появлении сервиса Okko и скандале с телеканалом "Матч ТВ".

Поэтому было решено переработать текст статьи и сделать её в форме кратких заметок.

Как происходила коммерциализация спорта?

За последние 20 лет в футболе произошли 2 изменения, серьезно повлиявшие на него: возможность покупки большого числа легионеров (болельщики со стажем помнят дело Босмана) и коммерциализация спортивных трансляций. До 90-х годов ведущие футбольные чемпионаты (Англия, Испания, Италия, Германия, Франция) неплохо существовали даже без прибыли от прав на трансляции.

Первый ветер перемен произошел в 1992 году, когда появился новый турнир для английских клубов Английская Премьер-Лига (АПЛ), и футбол стал доступен только на платном спутниковом телевидении (медиамагнат Руперт Мердок). Болельщики, конечно, повозмущались, но в итоге баланс сил изменился в пользу продавцов.

Где прижился платный спорт?

Сначала платный спорт закрепился на спутниковом телевидении (первопроходцы, безусловно, американцы). Сейчас стали появляться платные интернет-сервисы, конкуренты спутнику.

Какие особенности можно отметить у платных сервисов?

1) Акцент на наиболее популярных спортивных соревнованиях (в России: футбол, хоккей, смешанные единоборства; в США: NHL, NBA, бейсбол, бокс);

Примечательно, что встречаются в крайних случаях модели показа "плата за просмотр" (например, бокс в США).

2) Получение эксклюзивных прав, применение технических средств защиты (DRM)

Эксклюзивные права на деле являются монополией, которая не полезна для экономики.

Какие отрицательные стороны в коммерциализации спорта для болельщиков?

Иногда слишком большая прибыль от спортивного соревнования может нарушать концепцию спорта как, прежде всего, пропаганду здорового образа жизни и доступных развлечений. Потребители в некоторых случаях (NHL, NBA и др.) вынуждены мириться с высокой ценой за доступ к трансляциям.

Также наиболее популярные спортивные виды спорта мешают набрать популярность остальным видам.