Я посмотрел матч сборной в Глазго с Михалычем. Он бесплатно тренирует команду в селе, где на 20 лет убили футбол
Поездка Маркова в Шотландию с отличным человеком.
Мы восхищаемся молодостью в движениях Жиркова и тем, что в 36 лет он носится на все 17, но вряд ли замечаем, как ему непросто. Пока запасные бежали по газону опустевшего «Хампден Парка», уставший игрок медленно шел к полю: уже в тапках и свежей футболке, с привязанным к голеностопу льдом на одной ноге и в грязной гетре на другой.
Юрий широко двигался по левому флангу с забеганиями на позицию Дзюбы, забил победный гол, заслужил «великолепную игру» от Черчесова – в общем, на опыте разобрался с Шотландией, а другой человек – просто на опыте – наградил его как лучшего игрока матча.
Это был Михалыч, а точнее Владимир Михайлович Кошкин. Но лучше Михалыч, как его называют с шестого класса (учился с полным тезкой, так что запоминали по отчеству). «Это не то чтобы маркер, а отчество, перешедшее в имя, – рассуждает он. – Вызывает уважение, ко мне прислушиваются, а еще я с детства всем помогаю. В общем, настоящий Михалыч».
Настоящий Михалыч был заграницей два раза, и то не совсем: в 86-м поехал от СССР в Краков на военно-патриотические соревнования стран Варшавского договора («Физподготовка, строевая, только на гармошке не играли»), а потом из армии ездил в командировку в Ереван. И наконец-то настоящее путешествие с севера Самарской области на север Европы – в Глазго; британская виза и первая печать в свежем паспорте.
Без волнения и обычной первой паузы, когда болельщиков знакомят с живым игроком, Михалыч подарил Жиркову зеленую статуэтку от платежной системы «Мир», в одном предложении рассказал о себе и через секунду фотографировался, держа в руках желто-зеленый флаг с надписью «Клявлино» (на нем тоже расписался Жирков).
Еще никогда сельский клуб из Самарской области, где признание администрации района выражается в 200 рублях премиальных, не был так близко к сборной, – как и его главный тренер Михалыч. Чемпионат мира он смотрел по телевизору из двухэтажного домика, где живет с женой Алевтиной и младшей дочкой Викой (еще есть двое сыновей – Влад и Валера), выращивает картошку и морковку рядом с припаркованной «Вестой». Как говорит Михалыч, каждый уважающий себя человек из Самарской области ездит на «Ладе».
В Шотландии он кричал «Россия-Россия» в окружении наших флагов и братался с болельщиками из Ростова. С поля увидел круг почета сборной и волчьи глаза Оздоева, который боролся и летел в единоборства, но даже после победы остался голодным. Михалыч сфотографировался с Дзюбой (вот кто готов улыбаться в камеру минуту и не моргать) и ждал лучшего игрока матча.
Как такое возможно? С весны мы катаемся на матчи сборной со специальными гостями, которые вряд ли попадут на большой футбол без нас (и зовем на Кипр вас – наших читателей).
Все это части большого футбольного мира с разных сторон: одни просто любят сборную, другие мечтают в ней играть, летать на выездные матчи. Для поездки в Шотландию мы искали того самого Михалыча, который посвятил жизнь футболу, не получает за это денег, но счастлив уютно развивать его в своем городке и делать его жизнь лучше.
Так мы нашли Самарскую область, Клявлинский район, станцию Пронино и футбольного тренера Владимира Кошкина.
В его деревне обожали футбол и убегали на матчи прямо со сборов урожая. Драки с судьей, застолья и голы на четвереньках – все это сельский футбол
Как и подобает Михалычам, нашему герою 51 год, родился в деревне Бор-Игар Самарской области (по легенде ее основали некие Игорь и Борис, отсюда такое название). Футбол цеплял маленького Михалыча постепенно: сначала, в 81-м, узнал из «Советского спорта», что тбилисское «Динамо» выиграло Кубок Кубков, потом видел, как осенью, во время уборки урожая, мужики останавливают комбайны и прямо с полей бегут на деревенское поле – играть перед сотнями болельщиков. Тогда, в 1975-м, команда Клявлинского района последний раз в истории выиграла чемпионат области.
После школы молодежь с концами уезжала из Бор-Игара в райцентр Клявлино, самые шустрые добирались до Самары (это 200 км) и больших городов, но Михалыч и еще несколько человека из его выпуска остались. «Стадом не хожу, – объясняет он. – За пределы райцентра ни разу не выезжал, другой мир увидел позже, когда поступил в Волгоградский физкультурный институт на отделение волейбола, ходил там на «Ротор» времен раннего Веретенникова».
Вернулся домой в 1992 году, получил назначение на учителя физкультуры в селе Пронино с образующим его шпало-пропиточным заводом. Через год стал директором – в школе работали только женщины, им требовался свой Михалыч. Но повышение совпало с кризисом. «Кто не видел 90-х, говорят, что ничего страшного было, – вспоминает Михалыч. – В деньгах точно не скажу, но я, директор школы и параллельно физкультурник, получал на пару булок больше уборщицы».
Зато параллельно всегда был сельский футбол. Команда из Клявлино каталась по области, обязательно устраивала застолья после побед. «Ходили в бани, выезжали с домашней едой на природу (в магазинах тогда брали только консервы), у нашего вратаря был специальный чемодан, куда помещались ровно три банки пива», – вспоминает Михалыч.
«Сельский футбол легко и зрелищно смотрится: без тактики и передач, одна физуха. Когда играешь на огороде, победить можешь только так. Однажды поле было таким липким, что мяч застрял на линии ворот, я на четвереньках прополз и забил. Все бывало. И лужи, и поля, от которых не отскакивал мяч.
Но сельский футбол – не только про грязь и плохие поля. Это общение, любимая игра, досуг для сел, где нереален профессиональный футбол. А еще постоянные путешествия по Самарской области, которая растянута на 300 км». Однажды Михалыч с командой ехали с самого юга до Клявлино на 13 видах транспорта: спали на газетах на автовокзале Самары, ловили попутки.
Другие трудности – судьи, которые бегают по полю и сами же на глаз определяют офсайд.
«Матчи иногда не доигрывались, судей за грубые ошибки могли и потрясти, – машина времени от Михалыча работает. – Судью всегда привозили с собой гости – считалось, что так добьются равновесия и прозрачности. Правда, работало это редко. Однажды нас жесточайше засудили, поставили два липовых пенальти, подыграли той команде, но наш вратарь отбил оба, победили 1:0 – злые на судью и на соперника. А у них кончился бензин, попросили нас помочь. Мы как великодушные победители, конечно, согласились».
А новая опасность – жены, которые иногда с палками в руках (именно так) не пускали мужей на футбол в другие города. «С одним игроком у нас был план для таких случаев, – продолжает Михалыч. – Если жена шла к автобусу и начинала кричать, то муж незаметно бежал огородами к оговоренному месту, а мы его там подбирали».
В Клявлино похоронили большой футбол – просто не выделяли деньги. Михалыч стал тренировать команду по мини-футболу, она всех выносит
Теперь Михалыч тренер, развивает футбол в селе Пронино, где когда-то начинал преподавать физкультуру. Скромничает, но в городе мне рассказали, что Михалыч держит в районе весь детский и юношеский футбол, мини-футбол и волейбол, пробивает спортзалы и тренажеры для школ. По-прежнему ведет физкультуру у ребят с пятого по девятый класс, а потом идет в кабинет – работает замдиректора школы. На мой вопрос, что делают на такой должности, и закупают ли там проекторы, Михалыч посмеялся: «У нас на всю школу два проектора, хаха, и то один из них, за 40 тысяч, учительница купила за свои деньги».
До начала 2000-х (и даже в 90-е) тренировки, работа в школе, спорт шли параллельно с сельским футболом: команда из Клявлино так же ездила и отмечала победы, ничего не выиграла, но делала району досуг, на футбол ходили по 200-300 человек. Так было, пока большой футбол не умер в Клявлино окончательно.
Это случилось в 2000-м: администрация района перестала финансировать команду, оставила без минимальной помощи на выезды и продукты, поле никто не обновлял – команду сняли с первенства области. Тогда Михалыч перевел детей в залы и на коробки: играли в мини-футбол, команда Михалыча из Пронино делала всех по району, хотя состояла только из местных и в отличие от райцентра не могла усилиться студентами или другими игроками.
Большой футбол возвращался только по праздникам – один-два раза в году. Например, в День России. Команда Клявлино проигрывала в 15-16 мячей, потому что отвыкла от большого футбола, короткие передачи из мини не доходили до игроков, проигрывали всю верховую борьбу. «Тут еще замешана беда с полями и кадрами, – объясняет Михалыч. – Слабая демография, по всему району только 1200 учеников – очень мало, чтобы наполнить команду».
Так в Клявлинском районе (на 14 тысяч человек) умер большой футбол. И не вставал почти 20 лет. Администрация считала, что 45 тысяч рублей на заявку – дорого.
Все изменилось весной, когда команду возродили, а Михалыча сделали главным тренером.
У команды есть спонсоры, соцсети в стиле «Енисея» и прямые эфиры с матчей. Михалыч толкает тосты с соком, но все портит стадион с грязью вместо травы
Местные игроки и болельщики под руководством пресс-атташе молодежки «Крыльев» Петра Никитина (тоже из Клявлино) нашли меценатов, собрали деньги, вложили свои, купили форму и позвали Михалыча, чтобы поставил им игру. «Парни подошли ко мне в 2016 году с просьбой заявить команду, – вспоминает Петр, начальник команды. – Пару лет я думал, считал экономику, сейчас бюджет команды – 150 тысяч рублей на сезон. Не самая большая сумма.
Я помогаю, потому что мой отец из села Старый Байтермиш Клявлинского района, там же похоронена мама, которой не стало год назад, и вся моя работа для ребят и района – ради нее. И еще ради деда. Иван Васильевич Никитин был учителем, журналистом и краеведом нашего района, его все знают, преподают в школах по его стихам и работам».
Петр Никитин
Теперь в Клявлино снова футбол: команда играет в чемпионате области, сезон идет с июня по сентябрь, возможны девять замен, но для сельского уровня – и особенно для Клявлино, где всегда не хватает футболистов, – это перебор. В команде играет энергетик железной дороги, другой «копает вечные ямы», школьники и студенты, есть физруки и нефтяники, которые в постоянных разъездах, так что игроков надо подменять, и Михалыч пять раз в этом сезон отбегал по тайму.
Первый матч после возрождения Клявлино проиграло 0:11. «Толком не могли бороться, выпрыгивал только наш защитник-волейболист». Второй матч – уже 0:4, администрация района, которая помогала автобусом и суточными на выездах, говорила: «Значит, не ваш вид спорта». Но Михалыч постарался – и стали цепляться за победы, давно не опускались ниже 9-го места из 13-ти.
Михалыча брали как тактика, чтобы два раза в неделю приезжал на машине в Клявлино (17 км) на двухчасовые тренировки. «Знали, что он может поставить игру сельским валенкам», – говорит капитан команды Артем. «Игра видна, несмотря на ужасное дробящееся поле, – добавляет начальник команды Никитин. – Я посмотрел в планшет Михалыча, а там то же самое, что и на поле». Да, у Михалыча есть планшет, он рисует на нем стрелочки, передвигает фишки, индивидуально разбирает действия игроков.
Его называют отцом и батей. Когда команда выезжает на шашлыки, непьющий главный тренер наливает сок и произносит: «В нас никто не верил, а мы всем нос утерли». Его уважают и слушаются все. Бывает, что администрация даст суточных на 200 рублей больше, игроки договариваются, что скинутся на пивко, но тут появляется Михалыч: «Нет-нет, нашему игроку нужен билет до Самары». И все отдают ему. А в автобус берут колбасу, хлеб, шоколадки и бананы. Пиво появилось после первой победы. Область перевела денег – возвращались домой с «Жигулевским».
У «Клявлино» есть и другие победы. Никитин привлек спонсоров: местная «Дворцовая» вода дарит команде 600 литров в сезон. «Еще подтвердился клявлинский магазин бытовой техники, – добавляет Петр. – Они оплачивают нам бензин на гостевые матчи, подарили переносную колонку для раздевалки, еще попросил ноутбук для разборов и камеру на штативе. Если все получим – будет полноценная аналитика».
Полноценные в команде пока только соцсети (полторы тысячи ВК, 330 в инстаграме и 13 подписчиков в твиттере). Пресс-служба из фотографа и дизайнера делает превью к матчам, поздравила Михалыча с днем рождения, запустила хэштег #НашМихалычСамыйЛучший, на домашний матч «Клявлино» приглашал самарский квнщик и главный тренер сборной России в сериале «Большая игра» Дмитрий Колчин (он же произнес слова «Не страна, а декорация»). Иногда прямые трансляции матчей в инстаграме ведет девушка одного из игроков. Все – бесплатно.
Есть даже официальный мерч – поло и футболки. «Круто и почетно», – говорит о них Михалыч. А еще Петр придумал мотивационную программу: через знакомых находит игровые футболки РПЛ и дарит парням из команды. За самый быстрый гол – вручил форму Сергея Ткачева («Арсенал»), в которой он за несколько дней до этого забил «Крыльям»; а капитан команды получил на день рождения форму Ильза Ахметова.
Несмотря на прокачку, команда остается сельской. На матчи ходят 100 человек (можно больше, но поле находится на окраине города и в лесу), несколько совсем активных приносят флаги и ездят за «Клявлино» по другим городам. Другой антураж сельского футбола: команды опаздывают к началу, матчи на севере области уже 45 лет судит один и тот же арбитр, есть поле из высохшего сена, иногда играют на песке.
«В Клявлино – то есть райцентре – поле тоже безобразное, – жалуется Петр. – Команды приезжают, нам стыдно. Годами не ухаживали, очень много камней, в общем не газон, а грязь плюс трава. Если Михалыч получит английскую визу, поедет на матч и расскажет о нас – нам бы очень хотелось зацепиться. Пора менять поле, а нам для этого нужны деньги на 300 кг семян, около 300 тысяч рублей. Только они – потому что технику найдем сами; и осенью, то есть уже сейчас, начнем делать поле. Пока игроки, живущие в самом Клявлино, ухаживают за полем самостоятельно: глиной наносят разметку, помогают косить».
Михалыч вспоминает о поле, когда мы идем по гравийной дорожке старинного викторианского кладбища Глазго – Некрополю, любуемся сверху кафедральным собором, бродим по свеже-зеленой траве вокруг молчаливых памятников, видим яркую зеленую точку впереди – стадион «Селтик Парк». «Новые русские позавидовали бы таким могилам», – шутит Михалыч.
Даже вокруг такой красоты Михалыч думает о команде и жалуется на поляну: «Страх божий, а не поле, огород не то слово. Минимальные требования к большому футбольному полю – 60 на 90, а у нас 50 на 75, ни туда, ни сюда. Недавно хотела помочь управа: нагнали грейдеров, так они прошли, утонули и оставили колесами огромные дыры. Смех и слезы. 20-30 лет назад на поле играли постоянно, но ухаживали, было нормального качества».
Михалыч считает, что Глазго – деревня. В пабы мы не идем. Пока тренер в Шотландии, команда играет последний матч сезона
«Михалыч очень волнуется, для него этот период как сказка, – рассказал мне перед знакомством Петр. – Позавчера жарили шашлыки с командой, он не думал, что большое СМИ обратит на него внимание. Просто делал свою работу, тренировал детей, а тут такая поездка».
Про Глазго сначала говорил, что напоминает деревню, помимо собора и университета нет величественных зданий, но к вечеру, когда мы прошли по центральным улочкам и протестировали формы «Селтика» и «Рейнджерс» в спортивном магазине, Михалыч выдал: «В море лучше, чем в пруду». То есть не так уж тут и плохо. Михалыча удивила дорога через парк на стадион: темные аллеи, грязь и разбитые стекла под ногами. «Все же назовем это деревней Глазго», – посчитал Михалыч.
В пабы мы не пошли, а поели только на стадионе. Михалыч не пьет уже 13 лет («Ну нулевочку можно»). Пообещал: если жена родит дочку, перестанет. Жена родила – слово сдержал. Сейчас ей 13 лет, обожает сборную России, после чемпионата мира кричала: «Папа, познакомь меня с Акинфеевым и Фернандесом».
Папа теперь может рассказать, как сидел на стадионе в Глазго в кофте «Крыльев Советов», с флагом «Клявлино» и по-тренерски разбирал игру сборной. «Я за них всегда болел, они же наши», – его отношение к команде и до, и после чемпионата мира. Любит молодых игроков – Миранчуков и Головина. В матче с Шотландией больше всего говорил про Ионова: «Он точно с кем-то работает индивидуально, раз так прибавил к 30 годам, играет тонко, бежит быстро, обыгрывает интересно».
На разборах «Клявлино» бывает жестче: Михалыч может запереться в раздевалке и кричать. Сборной повезло: Дзюба, Зобнин и Головин рубилась так, что критики не получил никто. У Черчесова, как и у Михалыча на сельских матчах, начерченное на планшете сошлось с тем, что на поле.
***
Мы попрощались. Михалыч летел один через Лондон и точно волновался. «Клявлино» играло последний матч сезона в Пестравке – на самом юге Самарской области, в пяти часах езды на автобусе. Прямо из номера в Глазго тренер записал обращение в команде – в клубном поло и на фоне флага с автографом Жиркова.
«Хочу пожелать вам биться за команду и флаг, на котором вчера появились пожелания от Жиркова. Чтобы это была первая такая надпись, чтобы они прибавлялись. Еще есть волнительный момент. Нам вчера подарили футболку сборной России, и там написано «Вместе к победе». Друзья, вместе к победе. Мы победим. В бой, удачи, я в вас верю».
На пересадке получил от Михалыча разбор игры: «Сыграли 3:3. Сперва летели 0:2, потом вышли вперед, но в конце пропустили с пенальти. Последние пять игр – без поражений». Тренер следил за текстовой трансляцией в чате команды, которую вели запасные.
Теперь официально все. Первый после возрождения сезон «Клявлино» закончило на девятом месте.
Михалыч и такие же сельские тренеры вряд ли воспитают игроков сборной, их парни вряд ли доедут до самарских «Крыльев». В «Клявлино» он занимается другим: создает футбол там, где его нет, придумывает досуг там, где он спасает от безделья, бесплатно занимается любимым делом, которое в 51 год держит его в форме и делает счастливым человеком.
Человеком, который посвятил жизнь футболу. И познакомился с главной командой страны.
Эмоции Михалыча можно увидеть в небольшом фильме из Шотландии.
***
За организацию поездки в Шотландию Sports.ru благодарит РФС и платежную систему «Мир». А также мастера срочных виз – Германа Худякова.
Фото: Евгений Марков, Петр Никитин; instagram.com/klyavlinoleague
А еще мы вместе помогли незрячим футболистам поехать на турнир в Германию
Еще больше путешествий (не только с Михалычем) в инстаграме Евгения Маркова
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
П.С. Если тот же автор что писал про горный аул в Дагестане - моё тебе уважение и почёт. Делай и дальше такие сюжеты. Мир устал от желтизны и чернушности.
Михалычу отдельное спасибо - футбол в глубинке жив, пока есть такие люди
Михалычу - всего самого хорошего, очень положительное впечатление оставил.