8 мин.

В Италии Алексис был быстрым, мощным и неутомимым. Этим и зацепил Гвардиолу

Закатывал в пустые ворота и был одним из лучших в Серии А.

На YouTube несложно найти эфир Sky Sport 2011 года с Алексисом Санчесом и Антонио Ди Натале.

Алексис заметно стесняется, в обсуждении не участвует и реагирует только на прямые обращения. Антонио раскован, уверен, легко входит в диалоги и обстоятельно отвечает на все вопросы. Капитан прикрывает застенчивого друга. Оба – в футболках «Удинезе» и с одинаковыми браслетами дружбы на запястьях.

На поле они выходят без браслетов, но расклад остается тем же. Ди Натале – на первом плане, он лучший бомбардир Италии и забивает в два раза больше Ибры. Алексис – одна из двух ослепительных вспышек сезона. Антонио опекает его, отучает от бесцельных финтов и прививает эффективность. Санчес слушает, смешивает свой уличный стиль с безжалостной продуктивностью капитана и по ходу сезона пробивает планку топ-уровня. Газеты называют чилийца «маленьким Месси из Удине». Когда он в ударе, легко превращает обычный выходной в рождественскую вечеринку.

В конце эфира Ди Натале обещает: «Мой уровень – «Удинезе». А Санчес скоро станет лучшим игроком мира».

Санчес был одним из лучших в Серии А. Он проходил на дриблинге полполя

В 2011-м это действительно казалось возможным. «Удинезе» боролся за Лигу чемпионов, а Санчес и Ди Натале шли на рекорд Серии А по сезонной результативности атакующего дуэта (считается с 1994 года). До результата Трезеге и Дель Пьеро им не хватило одного гола.

А началось все с приглашения Франческо Гвидолина, который устал от постоянных переназначений в «Палермо» (Дзампарини четыре раза увольнял его) и разнообразия ради решил поработать не на пороховом складе. В «Удинезе» он попал после двух лет в «Парме», которую вывел в Серию А и чуть не затащил в еврокубки во втором сезоне.

Гвидолин первым поставил Алексиса Санчеса в центр – решил, что фланг слишком ограничивает чилийца. Но в схеме под двумя нападающими Алексису не хватало свободы, «Удинезе» быстро вяз в чужой обороне и стартовал с четырех поражений, а Санчес сел в запас после 3-го тура. Гвидолин начал экспериментировать. Через несколько матчей он перешел на 3-5-2 и вернул Алексиса в старт – вторым форвардом в паре с Ди Натале.

«Мы рисковали с Санчесом, – рассказывал довольный Гвидолин. – Он всегда играл на фланге, но я решил, что в центре он станет более непредсказуемым и влиятельным. Когда Санчес играет «десятку», сопернику сложнее сдержать его. Он великолепен между линиями, обыгрывает и бежит прямо к воротам, при этом участвует в возврате мяча. Если Алексис не затупит – войдет в десятку лучших игроков мира».

В контратакующей системе «Удинезе» у Санчеса была всего одна обязанность – открываться между линиями в качестве постоянного варианта для вертикального паса. Ничто другое его не связывало, и эта свобода легла в основу удивительного прорыва. Алексис делал что захочет, игнорировал позиционную дисциплину и шел на риск, зная, что его страхуют сразу три центральных полузащитника. В следующих 19 турах он забил 12 голов и сделал 9 ассистов.

В Италии не было другого такого дерзкого и резкого форварда. Увидев пространство перед собой, он включал максимальную скорость и не останавливался до тех пор, пока не упирался в стену из нескольких защитников – а порой пробивал ее и добирался до ворот. Так он забил «Кальяри»: за 8 секунд пробежал больше 60 метров, финтя на ходу, обыграл защитника и вратаря и внес в пустые. А в январе уничтожил «Ювентус» в Турине: весь матч издевался над защитниками, посадил на красную Бонуччи и в конце удалился сам, но прежде забил классный победный гол.

В хорошие дни остановить его могли только свои, и однажды Гвидолину пришлось воспользоваться этой возможностью. 27 февраля Санчес выдал очередное разрушительное соло, забив «Палермо» три мяча в первом тайме (во втором голе пробежал 60 метров за 6 секунд, красивой бисиклетой уложил кипера и закатил в пустые). В перерыве Гвидолин посоветовал Санчесу притормозить: «Не добивай соперника, это высокомерие. Сколько бы мы ни забили, все равно не наберем больше трех очков». Алексис выслушал и на 49-й сделал покер. Через четыре минуты тренер заменил его.

Алексис закончил чемпионат с 12+10 в 31 матче и стал лучшим в дриблинге (3 за матч) и заработанных фолах (115 за сезон). Две мышечные травмы скомкали концовку сезона, но и тогда он успел сделать разницу: между повреждениями отдал голевую и предголевую против «Лацио», прямого конкурента за выход в ЛЧ. «Удинезе» победил 2:1 и сбросил римлян с 4-го места.

Санчес стал лучшим игроком Серии А по средней оценке Gazzetta dello Sport.

Алексис тренировался больше всех, чтобы стать лучшим в мире

За матчем с «Палермо» с трибун наблюдали представители «Барсы», а за Санчесом в жизни – скауты «Челси», «Интера» и «Ман Сити». Они поминутно записывали режим дня, эмоции и отношения с окружающими, а после отправляли в клубы подробные отчеты. Обратно летели суммы предложений. Алексис не пил ничего крепче кофе, соблюдал диету и спать ложился ровно в полдесятого. Такого профессионала хотели все. 

О рабочей этике Санчеса ходили легенды. Он почти не уставал, после командных тренировок делал многокилометровые пробежки и в Чили приезжал на базу даже в выходные. Однажды Санчес устроил шопинг, а когда обнаружил, что запер в машине ключи и мобильник – взял покупки и пробежал восемь километров от центра Удине до своего дома на холмах.

«Техника Алексиса поражала меня: он делал с мячом вещи, которые умеют только фристайлеры, – рассказывал Ди Натале. – Но еще больше поражала его энергия. Я никогда не видел его несобранным. Алексис всегда был внимательным и сконцентрированным, всегда тренировался усерднее остальных и интересовался даже теми вещами, которые обычно ненавидят талантливые футболисты: тактикой, качалкой, вариантами игры в защите. Наверное, именно в этом его феномен. У меня ни разу не возникло ощущения, что Санчес удовлетворен. Он всегда был достаточно голоден для того, чтобы совершенствоваться».

Алексис сохранял свежесть все полтора часа матча и удивлял рывками на последних минутах, а бегал так быстро, что за ним не успевали даже свои (в сборной ему приходилось останавливаться, чтобы дождаться форвардов, пока Марсело Салас не посоветовал: «Все равно навешивай – если нас в штрафной не окажется, это наши проблемы»). Вся эта физика держалась на сумасшедшей энергии и трудолюбии, а они – на мощной мотивации Санчеса. Чилиец планировал стать лучшим в мире.

Поэтому с тех пор, как в аукцион включилась «Барса», другие клубы перестали существовать для него. Алексис мечтал о трофеях, «потому что они делают выдающихся игроков великими». А «Барсе» нужен был форвард. Команда хотя и выиграла Ла Лигу и Лигу чемпионов, но в конце сезона подсела и чуть не пропустила «Реал» вперед (каталонцы победили всего в 3 из 7 последних туров). В «Барсе» было всего три нападающих на три места (Месси, Вилья и Педро), и никто из них не обладал характеристиками Санчеса: чилиец сочетал скоростные сольные экспромты Месси с работоспособностью Педро.

«У Санчеса есть то, чего нет у нас, – объяснял Гвардиола в 2011-м. – Он всегда играет вертикально, очень энергичен, много отрабатывает в обороне и обладает классным дриблингом. А еще он отличный парень».

***

8 лет спустя Алексис вернулся в Италию усталым, постаревшим и лишенным надежд. В «Барселоне» ему не хватило свободы, Санчес угодил в максимально неудобную систему здесь-есть-свой-настоящий-Месси и ушел, задавленный тактическими ограничениями и в свой футбол так и не поигравший. В «Арсенале» его амбиции и класс сильно диссонировали с остальной командой. А в Манчестере он столкнулся то ли с критическим для вингера возрастом, то ли с психологическим выгоранием. И ни там ни там не попал в коллектив и не нашел человека, похожего на Ди Натале.

Карьеру Санчеса двигало стремление к мировому господству, а когда цель стала нереальной – он остановился. Теперь он мало похож на нетерпеливого качка, который во время тренерских установок вдруг начинал отжиматься – настолько сильно стремился стать лучшим, что до нервного тика чувствовал каждую потерянную секунду. И точно не похож на мини-генератор, способный в одиночку осветить стадион. В декабре он уступил Мате в спринте, а это практически синоним футбольной смерти для игрока, зависящего от скорости и силы.

Хочется верить, что физический спад – всего лишь недостаток мотивации. Тогда Санчес вспыхнет еще раз, вернется по-настоящему, ведь новый вызов он, кажется, нашел: совершив три перелета в день перехода и покончив с делами, он первую ночь в Милане провел на тренировочном поле.

Что может быть интереснее для игрока с такими амбициями, чем попытка сбросить восьмилетнего доминатора с трона?

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: Gettyimages.ru/Dino Panato, Gabriele Maltinti; instagram.com/alexis_officia1; globallookpress.com/Jose Breton/ZUMAPRESS.com