5 мин.

Год назад на стадионе соперника ЦСКА высадили лес. Автор обращал внимание на вырубку деревьев

Завораживает.

У «Вольфсберга» крошечный стадион на 3 тысячи мест (УЕФА требует 8 и больше), поэтому в этом сезоне австрийская команда играет на «Вертерзе-Штадионе» в Клагенфурте.

В прошлом году арена стала площадкой для арт-инсталляции «Бесконечная привлекательность природы». Ее автор – швейцарец Клаус Литтманн. 

Литтманн вдохновился одноименным карандашным рисунком австрийского художника Макса Пайнтнера – он стал известен в 70-х по своим саркастическим работам. Его рисунки до сих пор являются символами местного экологического движения.

Пейнтнер уже тогда хотел подчеркнуть: неконтролируемые климатические изменения и вырубка леса вскоре могут привести к тому, что люди будут смотреть на деревья как на нечто экзотическое – например, как на зверей в зоопарке, привезенных из другой местности. Или на футбольные матчи.

Выставка проходила с 8 сентября по 27 октября – ради инсталляции местная «Аустрия», выступающая во втором австрийском дивизионе, переехала с 30-тысячного «Вертерзее» (назван в честь озера, на берегу которого стоит Клагенфурт) на двухтысячный стадиончик.

Клаус признается, что ему было непринципиально, на каком именно стадионе реализовывать проект, и говорит, что искал возможность воплотить идею Пейнтнера в течение всех тридцати с лишним лет после знакомства с ним и его работой.

«Честно говоря, когда впервые возник вариант с размещением в Клагенфурте, я даже не очень четко представлял себе, где этот город находится. Но потом я посмотрел фотографии, впечатлился, поехал в Клагенфурт сам, чтобы оценить стадион своими глазами – тогда и начался долгий путь, – вспоминает Литтманн в интервью Sport Connect. – Процесс подготовки стартовал три с половиной года назад, за это время я чуть ли 50 раз съездил в Клагенфурт.

Поначалу это были поездки на встречи с представителями местной власти, однажды я услышал от нового мэра города, что проект выглядит впечатляюще, что они готовы содействовать, но только при условии, что все финансовые вопросы я беру на себя, а город просто предоставляет арену. В местном парламенте идею тоже поддержали, против проголосовал только один человек».

Автор рассказывает, что ключевую роль сыграло совпадение двух обстоятельств: во-первых, того, что местная команда играет на не самом высоком уровне и не собирает большой аудитории, а во-вторых, осенью 2019-го на «Вертерзе» не было никаких других мероприятий.

«Этот стадион – один из самых современных в Австрии, я увидел в этом дополнительное преимущество для проекта, – уточняет Литтманн. – Получилось создать контраст: с одной стороны все, сделанное человеком из стали, стекла и бетона, с другой – живой лес, настоящая природа.

Среди 300 деревьев, которые мы высадили, 16 разных видов. В том числе, например, хорошо знакомая всем в России береза, а также липа, лиственница, клен и так далее».

Инсталляцию Литтманн готовил в течение года. За размещение деревьев на поле отвечала швейцарская компания Enea, она специализируется на ландшафтной архитектуре. Прежде чем высаживать деревья, на стадионе демонтировали газон, а всю площадь инсталляции заложили специальными панелями, которые защищают грунт и позволяют сохранить его для дальнейшей работы агрономов с газоном.

Литтманн и его коллеги не раскрывают итоговой стоимости проекта и отказываются детально обсуждать финансирование, но известно, что художнику удалось собрать деньги без подключения госбюджета. 

«Я бы не сказал, что с этой точки зрения история уникальна, я реализовываю все свои проекты именно таким образом: стараюсь найти заинтересованных людей, целых семьи, которые уже добились многого и теперь готовы делать что-либо во благо общества, – раскрывает Литтманн суть подготовительной работы. – При подготовке For Forest я нашел таких людей в Швейцарии, их впечатлила идея, и они внесли существенный вклад».

Клаус четко формулирует главную цель выставки: он хотел изменить восприятие и отношение людей к экологическим проблемам, связанным с вырубкой лесов. Деревья, использованные для инсталляции, по окончании проекта высадили неподалеку от стадиона и сохранят рядом с ними напоминания о For Forest.

Швейцарец предпочитает не ставить проект в один ряд с другими инсталляциями на основе элементов природы. В разговоре со Sport Connect он несколько раз подчеркнул, что For Forest объединяет эстетический, философский, мистический и другие аспекты (вдобавок к акценту на экологических сложностях). Он считает  акцию в том числе политической, поскольку видит именно в этом направлении пути решения климатических проблем.

Инсталляция на стадионе – главная, но не единственная составляющая For Forest. В Клагенфурте в течение полутора месяцев проходили и другие тематические мероприятия: более десяти традиционных выставок, к проекту подключились местные драматический и оперный театры, а параллельно проходили киносеансы и конференции.

Согласитесь, это впечатляет. 

Фото: instagram.com/littmann_kulturprojekte; instagram.com/abc.works; instagram.com/forforestklagenfurt; instagram.com/marko_petelin; gerhardmaurer.com

Огромный выбор товаров для дома и ремонта на странице OBI промокоды.

Какой лучше выбрать зимний пуховик: наша подборка топ-5 в 2020 году.

Какие зимние кроссовки выбрать: наша подборка топ-5 в 2020 году