Первым президентом РФС был шотландец. Его награждал Николай II, но после революции все кончилось
Есть легенда. Якобы Владимир Путин на одной из встреч с Мишелем Платини и Йозефом Блаттером поднял бокал со словами: «За вклад Артура Давидовича Макферсона в российский футбол». Неизвестно, где и когда была эта встреча (варианта два: 2012-й или 2015-й) и знает ли вообще Путин эту шотландскую фамилию. Нет никаких видеоподтверждений и стенограмм – только заметка в шотландской национальной газете The Scotsman. Но повод выпить за шотландца у президента точно был.
Артур Давидович Макферсон родился в Санкт-Петербурге в 1870 году, его дед Мардок (крупный промышленник из Шотландии) переехал в Россию, чтобы помочь со строительством верфей и металлургических заводов. Сам Артур занимался лесоторговлей и был биржевым маклером. В то время в Россию приехало много британцев: они помогали развивать промышленность, зарабатывали деньги, скучали по родине и играли в футбол. Например, сборная Москвы в то время выглядела так: Ромм, Гебхард, Паркер, Эллисон, Трипп, Эд. Чарнок, Уайтхед, Ньюман, Лунн, В. Чарнок, Розанов.
В Санкт-Петербурге футболом сначала сильно увлекались портовые работники, которые постоянно ждали суда из Англии и Шотландии, чтобы сыграть товарищеский матч. В Питере не было полей для футбола, но народ так впечатлился британским увлечением, что рубиться в новую игру начали практически везде.
Первый официальный матч – между «Кружком Любителей Спорта» и «Василеостровским обществом футболистов» – прошел 24 октября 1897 года. Продолжительность игры была такой же, как сейчас (45+45), играли, правда, не на поле, а на плацу Первого кадетского корпуса. Матч закончился со счетом 6:0 в пользу Василеостровцев, за которых в основном играли англичане, шотландцы (в том числе Макферсон) и немцы.
Первый чемпионат России – Кубок Аспдена. Макферсон взял первое место
Футбольных клубов становилось все больше, и в 1901 году стало понятно, что процесс пора упорядочить. Английский предприниматель Аспден создал чемпионат, в который заявились четыре команды: «Виктория» (команда из англичан, немцев и русских), «Невский» (команда из англичан), «Спорт» (команда из российских футболистов) и «Невка» (состояла из шотландцев). Чемпионом стала «Невка», за которую играл тот самый Макферсон. Так что он не только один из первых футболистов в истории России, но и первый чемпион.
Команда «Спорт»
Лиги и клубы все активнее распространялись по всей России. В основном команды формировались на базе предприятий или мельниц. Так получалось благодаря поддержке со стороны управляющих: если в Англии футбол когда-то стал одним из методов борьбы с подростковым онанизмом, то в России он был призван отвлекать от алкоголя.
Создание РФС и награда от Николая II
Макферсон вообще очень активно продвигал в России западные виды спорта – например, теннис (который полюбил Лев Толстой) и греблю. Но преуспел именно в футболе. С 1903-го Артур возглавлял футбольную лигу Санкт-Петербурга и постепенно стал настолько влиятельным, что спустя почти 10 лет первым возглавил РФС.
К тому времени стало понятно, что наш футбол не может постоянно зависеть от иностранцев – местные тоже полюбили игру и хотели соревноваться между собой, а не с англичанами и шотландцами, далекими от нашей культуры. В итоге футбольные активисты объединили все клубы и лиги в единую структуру – 19 января 1912 года появился Российский футбольный союз.
Союз включал в себя 52 клуба и в том же году вступил в ФИФА. Благодаря РФС появилась сборная России (тогда еще имперской), которая провела 16 интернациональных матчей за 2 года (в том числе на Олимпиаде в Стокгольме). Артур Давидович стал первым главой РФС и проработал на этой должности два года.
Вскоре Николай II наградил Артура Макферсона Орденом Святого Станислава, который впервые в истории (за 300 лет) вручили за достижения в развитии спорта.
Сын-шпион, смерть в тюрьме после пыток
Все изменилось, когда началась Первая мировая война.
Во-первых, там погибли многие футболисты. Во-вторых, война задела семью Макферсона: в возрасте 19 лет погиб его сын Роберт, который затонул на судне близ острова Оркни (Шотландия). Второй сын (Артур-младший) оказался цепким и стал шпионить для Великобритании еще до начала военных действий. Он, кстати, перенял спортивное помешательство отца и играл в теннис – причем неоднократно участвовал в Национальном чемпионате США (который теперь известен как US Open) и пару раз заглянул на Уимблдон.
Не успела закончиться война, как началась революция 1917-го. В стране бушевала гражданская война, а большевики признали такие виды спорта, как теннис и футбол, буржуазными. Артур был обречен: он активно продвигал оба направления.
Вскоре Макферсон оказался в тюрьме. Его пытали за буржуазный образ жизни и защиту интересов Англии. В 1919 году Артур скончался в тюрьме от брюшного тифа. Говорят, что тело Макферсона было настолько изуродовано, что опознали его только по кусочку бумаги с именем, привязанному к запястью.
Артур похоронен в Москве, но место захоронения неизвестно. В Санкт-Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище установлен памятник-кенотаф (без останков). Место выбрано неслучайно: рядом находятся могилы родителей Артура Давидовича.
Фото: rfs.ru; smsport.ru; commons.wikimedia.org; tennis-russia.ru
Эти чемпионаты же были (((((рабоче-крестьянскими)))))
Ну, это и не удивительно. СССР существовал не для своих граждан, а как витрина для иностранцев. Единственная цель СССР - убедить весь мир в превосходстве коммунизма, поэтому перед иностранцами унижались как никогда.
И первые профсоюзы появились там же, да и рабочий день фиксировали в Германии раньше СССР.
Есть декларации, а есть реальная жизнь. В первой половине существования СССР были лагеря, голод, нищета.
Дальше стало полегче. Но как в известном анектоде:
"Советская рабочая делегация в Америке.
- Это чей завод?
- Форда.
- А чьи это автомобили стоят?
- Рабочих.
Американская рабочая делегация в СССР.
- Чей это завод?
- Он принадлежит рабочим.
- А чей это автомобиль стоит?
- Директора завода."
«Спорт» была эдакой элитной командой дореволюционного Питера, в противовес ей можно назвать «рабоче-крестьянский» «Унитас». В большинстве его игроки остались затем в СССР: например, пять братьев Бутусовых, включая знаменитого Василия Бутусова, два брата Аркадьевых - один знаменитый футбольный тренер Борис Аркадьев, другой в будущем - блестящий наставник по фехтованию Виталий Аркадьев. Кстати, за "Унитас" играл и Виталий Бианки, будущий детский писатель.
И не надо обвинять большевиков в том, что они, мол, не признали футбол. Братья Аркадьевы, Бианки, да тот же тренер футбольной сборной на Олимпиаде-1912 Георгий Дюперрон (кстати, игравший за "Спорт") нормально жили при новой власти. Дюперрон, к примеру, стал развивать спортивную науку в институте физкультуры им. Лесгафта.