Первый стадион, построенный специально к ЧМ в Катаре. Стоит больше полумиллиарда долларов
От редакции. Вы в блоге «Стилистические разногласия», куда мы приглашаем авторов, которые никогда не писали о футболе, хоккее или боксе, но разбираются в не менее интересных вещах. В этом блоге автор телеграм-канала «АртПацан» рассказывал о картине Малевича «Спортсмены», а создатель интернет-площадки по продаже одежды themarket – о том, как в Японии строят культ и продают форму несуществующего футбольного клуба «Реал Бристоль».
Сегодня автор телеграм-канала об архитектуре «Домики» Ася Зольникова рассказывает об одной из главных достопримечательностей ЧМ-2022 в Катаре – стадионе «Аль-Джануб» (и его архитекторе, легендарной Захе Хадид).
Весной в Катаре открыли стадион «Аль-Джануб» – первую из арен, построенных специально к чемпионату мира 2022 года. Стадион примет игры группового этапа и четвертьфинала. В мае этого года здесь уже прошел первый матч – финал Кубка эмира Катара, в котором «Аль-Духайль» обыграл команду Хави «Аль-Садд».
Автор стадиона – знаменитый архитектор Заха Хадид (совместно с инженерным гигантом AECOM). Проект разработан в 2013 году и стал для нее одним из последних: через три года она умерла от сердечного приступа. «Аль-Джануб», как и почти все в ее карьере, получился сложным, масштабным и очень дорогим. Он обошелся Катару в 575 миллионов долларов. Его вместимость – до 40 тысяч болельщиков.
В «Аль-Джанубе» сделали раздвижную крышу, чтобы защитить игроков и болельщиков от солнца. Дизайн отсылает к арабскому мореходству
Стадион возвышается на широком подиуме в городе Вакра в 20 километрах от столицы Катара Дохи. Для футбола климат здесь не самый комфортный: летом воздух может прогреваться до 50 градусов. По этой причине ЧМ сдвинули с лета на ноябрь – декабрь, а защита от солнца была одной из ключевых задач при проектировании. Решение – раздвижная крыша, созданная бюро Zaha Hadid Architects (здесь и далее – ZHA) совместно с инженерной компанией Schlaich Bergermann Partner. Вантовые опоры, обтянутые полимером, при необходимости целиком закрывают футбольное поле и трибуны.
Зимой и весной Катар нередко накрывают песчаные бури. Чтобы проверить, насколько стадион к ним готов, его точную 3D-модель тестировали в аэротрубе. В результате он приобрел плавную аэродинамическую форму, которая хорошо выдерживает ветровую нагрузку и в то же время отсылает к национальным особенностям региона. Вакра находится на берегу Персидского залива, ее история тесно связана с добычей жемчуга и рыбной ловлей. Поэтому Заха во многом вдохновлялась остовом корабля дау – традиционного арабского судна с треугольными корпусами.
На этом отсылки не заканчиваются: в плиссированных сечениях стен и крыши при желании можно разглядеть складки барханов и изящную арабскую вязь, а в белоснежном покрытии – напоминание о морских ракушках, высохших на солнце. Бронзовый орнамент на фасадном остеклении похож на машрабию – традиционную арабскую решетку для защиты от солнца.
Впрочем, все эти образы не слишком навязчивы. Студия намеренно вывела более абстрактную форму, чтобы она порождала у каждого свои собственные ассоциации. И в основном, конечно, стадион похож на очень дорогую декорацию к «Звездным войнам» или «Прибытию».
Хадид две трети жизни работала в стол. Она начала получать заказы, лишь когда ей присудили самую престижную архитектурную премию мира
В этом, кстати, и заключалась сила Захи – в умении делать архитектуру вне времени, места, культуры, и даже как будто бы вне законов гравитации. Как сказал архитектор Шон Гриффитс об одном из ее зданий, Культурном центре имени Гейдара Алиева в Баку: «По сути, это пустой сосуд, который можно наполнить любой идеологией. Он бы неплохо смотрелся и в Москве году в 1923-м...»
Сначала архитектуре Хадид была присуща революционность – недаром одними из ее главных вдохновителей были русские авангардисты. Особенно Казимир Малевич, которому она посвятила дипломный проект в архитектурной школе AA School.
Во многом из-за излишней смелости Хадид две трети жизни работала в стол. В начале 90-х она спроектировала пожарную станцию в кампусе мебельной компании Vitra, затем трижды выиграла конкурс на оперный театр в Кардиффе, но от его строительства отказались. Далее было еще несколько эффектных, но не слишком заметных зданий. Зато их оценили критики и коллеги. В 2004 году Заха, никому особо не известная, стала лауреатом Притцкеровской премии (это что-то вроде Оскара в архитектуре).
С тех пор заказы посыпались со всего мира. Язык ее работ оказался настолько универсальным, что Хадид была одинаково востребована в Риме, Сингапуре, Бейруте и даже в Москве, где по ее проекту построены деловой центр Dominion Tower и вилла Capital Hill в Барвихе.
В основе ее проектов лежал параметризм – термин, изобретенный в 2008 году соратником и коллегой Хадид, Патриком Шумахером. Если объяснить очень грубо, то параметрическую архитектуру создают с помощью компьютерных алгоритмов и анализа больших данных, которые невозможно обработать традиционными методами. Это позволяет придавать зданиям самую сложную форму – такую, как у Музея транспорта в Глазго (в 2013 году признали лучшим в Европе), или Центра водных видов спорта в Лондоне – плавного, раскинувшего два «крыла», словно гигантский скат.
До Катара Хадид дважды пыталась построить стадион: первый проект зарубили из-за экологии, второй – из-за денег и дизайна
Помимо «Аль-Джануба», архитектор занималась еще двумя стадионами – оба раза неудачно. Первый был предназначен для футбольного клуба «Форест Грин Роверс» в английском городе Страуд. Заказчик хотел, чтобы в архитектуре отразилось бережное отношение команды к природе. Волнообразная конструкция должна была полностью состоять из дерева, но ее все равно признали недостаточно «зеленой». В июле 2019 года районный совет Страуда проголосовал против стройки из-за возможного шума и вмешательства в ландшафт.
Еще один спортивный проект ZHA провалился в Токио. К Играм-2020 там должен был появиться Олимпийский стадион, но за пять лет до турнира власти отказались его строить. Во-первых, японцев смутила стоимость. 2 миллиарда долларов – существенный бюджет для страны, не так давно пережившей экономический кризис и аварию на Фукусиме. Во-вторых, многим не понравился дизайн. В интернете его сравнивали с роботом-пылесосом и унитазом, а самые известные японские архитекторы подписали петицию, где проект называли «тяжелым бременем для следующих поколений». Наконец, мало кого устроило местоположение. Объект планировали разместить рядом с храмом Мэйдзи, где жители Токио привыкли отдыхать и наслаждаться видами природы.
В Катаре тоже не обошлось без скандалов. Форма стадиона порождала у критиков не самые приличные ассоциации. К тому же многих бесило, что Хадид работает с нефтяной державой Ближнего Востока. Ее обвиняли ее в политической неразборчивости и содействии режимам, где не соблюдаются права человека. Она видела в этом шанс воплотить свои идеи. А когда выяснилось, что на стройках к ЧМ в Катаре погибло более 1000 рабочих-мигрантов, Хадид сказала: «Не в моих силах это изменить».
***
С тех пор прошло пять лет, скандалы забыты, Заха умерла, а проект в Катаре завершен. Стадионы такого масштаба часто остаются невостребованными и у Катара уже есть план на «Аль-Джануб». После чемпионата мира-2022 половину сидений арены демонтируют и подарят какой-нибудь развивающейся стране.
Фото: designboom.com/supreme committee for delivery & legacy; zaha-hadid.com; fly2baku.com; commons.wikimedia.org/A.Savin; Gettyimages.ru/Christopher Pike; globallookpress.com/Sharil Babu/dpa
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
Строили с 2007 года, когда доллар стоил 25₽.
2017 - стоимость доллара 60₽
Возьмём среднее число, получим стоимость доллара в 42,5 рубля.
То есть, на строительство стадиона в стране, где есть все ресурсы, в городе, где есть все коммуникации, с портами, аэропортами, дорогами, наши сверхлюди всрали в два раза больше денег, чем арабы, построившие стадион посреди пустыни.
Поразительно.
- Вовочка, о чем ты думаешь видя этот кирпич?
- О бабах Марь Ивановна.
- Вовочка, а почему о бабах?
- А я всегда о них думаю.
Насчет комфортных условий уже смешно. Вы вообще вкурсе что Зенит-Арену строили на намывных грунтах? Часть тер-рии намывали под соседнюю станцию метро например и это тоже очень дорого. Что туда специальные 30-метровые сваи под стадион загоняли. Эти сваи, технологии и оборудование было с Голландии превезены за немаленькие деньги, Голландия лидер в мире в данной сфере строительства. Вы вкурсе что когда стадион построили то нижние этажи топило? Вода все равно нашла где просочиться. Там пришлось покупать у норвежцев их специальный раствор, который они применяют при добыче нефти под водой. Чтобы все протечки намертво загерметизировать. Много чего в сми не пишут или пишут, но люди не читают такие подробности. Знают только про цены и время затянувшееся данной стройки.
Деньги воруют нна всех стройках страны, вопрос лишь только в кол-ве украденного. Я и не спорил, что здесь ничего не украли. Здесь в % отношении украили намного меньше чем по стране с среднем воруют на всех строительных обьектах. Воруют в среднне 30% от сметы, говорю это вам как строитель бывший, много лет работавший в ээтой сфере. В Питере украли 700 млн рублей из 43 млрд. Сами посчитайте сколько это в %