«Он в «Спартаке» не из-за денег, а из любви к приключениям». Голландцы говорят о Гусе Тиле
Много нового про спартаковского голландца.
«Нам в Голландии немного грустно было отпускать такого хорошего футболиста, как Тиль, в чемпионат, который мы не видим по телевидению, — признает редактор Voetbal International Бьорн Горден. — Но никого этот трансфер не поразил. Гус — не первый голландский игрок в Москве. Были Квинси Овусу-Абейе, Деми де Зеув и, конечно, Квинси Промес. Футболист может заработать в России гораздо больше денег, чем в Голландии, при этом играя на высоком уровне. Короче, голландцы поняли решение Тиля уехать в «Спартак».
«А меня удивил его переезд в Москву, — говорит родившийся в Алкмаре репортер журнала Elfvoetbal Кас Брокстерман. — Первое, что пришло в голову: в чем спортивная польза перехода в российский клуб? Я не вижу разницы между «Спартаком» и АЗ».
«Я ожидал, что он перейдет в «Аякс», ПСВ или клуб бундеслиги — для Гуса это было бы нормально, — добавляет редактор RTL Sport Патрик Леманс. — Но зато он теперь играет в чемпионате с высокой конкуренцией. Ваши клубы постоянно участвуют в еврокубках, иногда забираются там далеко и играют на фантастических стадионах».
«Вообще голландские журналисты и фанаты всегда думают, что наши футболисты выбирают Россию из-за финансового, а не футбольного аспекта. Так что первая реакция — чаще всего скептическая, — продолжает Кас Брокстерман. — Но, честно говоря, случай Тиля — исключение. Гус не такой парень, чтобы на этом этапе карьеры руководствоваться денежным фактором. Он сказал, что любит приключения, всегда открыт для них и из-за этого выбрал «Спартак» — а не из-за денег. Думаю, журналисты и фанаты ему верят. Я — уж точно.
Меня как журналиста он восхищает тем, что всегда улыбается перед камерами. Введите его имя в YouTube и увидите, что он всегда с широкой улыбкой. Можно даже сказать, что эта особенность прославила его в Голландии.
Не менее важно и то, в каком раннем возрасте он демонстрирует на поле лидерские качества. Уже в двадцать лет он стал капитаном четвертой команды страны, впечатлил постоянной нацеленностью на гол и благодаря своей результативности попал в сборную Голландии».
После дебюта в сборной Гус поразился: «Почти у всех игроков уже есть дети, а я еще сам чувствую себя ребенком», — сказал он в интервью Elsevier Weekblad. В юности Тиль не считался главным талантом молодежки АЗ (в четырнадцать лет вообще сидел на лавке) и готовился посвятить себя учебе. В 2016 году он уже почти поступил на факультет экономики, но, приблизившись к главной команде АЗ, сфокусировался на игре. Лет до восемнадцати Тиль не считал футболом главным делом жизни, так что не чувствовал особого давления и просто играл в удовольствие.
В школе Гус не был ботаником, а экономикой интересуется потому, что она ближе к жизни, чем математика. В будущем Тиль хочет заняться бизнесом и сам за все отвечать: поскольку у него по любому поводу свое мнение (много спорил даже с тренером АЗ U19 Коэном Стамом), он сомневается, что сможет работать «на дядю».
Также Гус признался в интервью Algemeen Dagblad, что иногда скучает по школе: «Там меня окружали обычные люди, а не те, кто зарабатывают нелепо много для своего возраста. Порой я вижу у ребят машины и часы, которых вообще не должно быть на этом этапе жизни». Тиль позволяет себе тратиться только на обувь.
«Тиль — очень умный парень, что объясняется его бэкграундом, — добавляет Бьорн Горден из Voetbal International. — Родители Гуса много перемещались по свету, а сам он родился в замбийском городе Самфья (недавно его родители полгода работали в Мозамбике — в Голландии для отца Гуса многовато правил, а в странах третьего мира — необходимая мера свободы).
Тиль немного отличается от тех игроков, которые любят транжирить деньги. По политическим убеждениям он левый. Заботится о малоимущих людях и окружающей среде. Он рос в бедном районе Амстердама (недалеко от «Арены» «Аякса»), поскольку его родители полагали, что так будет лучше для их детей».
В конце 2017-го Тиль прогулялся по району Байлмер с журналистом Algemeen Dagblad Ником Коком, заявив для начала, что «здесь уже не так плохо с преступностью». Тут же над Тилем и Коком зашумел полицейский вертолет, а чуть позже за гаражами раздалась стрельба. Тиль показал и лестницу у метро Ганзенхуф, где раньше собирались героиновые наркоманы — родители его туда не пускали. В интервью Деннису Мельцеру из Goal.com Тиль добавил, что в один из дней, когда он играл с друзьями на улице, мимо пробежали два грабителя в масках — и в этом не было ничего особенного. Зато теперь Тиль переносит в футбол уличный менталитет: «На поле я никого не боюсь».
Журналист Бьорн Горден продолжает: «Однажды Тиль сказал: «Мои родители ненавидят футбол, потому что это мир, где главное — деньги. И я их понимаю». Его воспитали с мыслью, что он в мире для того, чтобы помогать людям. Из-за его происхождения у Гуса много друзей из разных культур (суринамцы, бурундийцы, ганцы, турки, марокканцы). Он со всеми легко находит общий язык, поэтому никогда не конфликтовал с партнерами, руководством или журналистами.
Гус прямой, честный и веселый. В Голландии он быстро всем полюбился. Надеюсь, Гус, как и Промес, многому научится в России, потому что он может стать полезным игроком для нашей сборной. По опыту Квинси я вижу, что выступления в России могут пойти Тилю, да и Вильене, на пользу, и они станут сильнее как футболисты. В Испании или Англии у Гуса, возможно, было бы немного практики, а в России он будет играть регулярно.
Тиль очень вынослив и много бегает, отлично видит поле и предпочитает держать мяч не в ногах, а впереди себя. Он физически силен и обладает классным ударом, в чем болельщик «Спартака» уже могли убедиться. Он часто забивает».
Журналист De Telegraaf Майк Вервей получил у Тиля подтверждение слов о тяге к приключениям: «Я с детства склонен к авантюризму». Гус также сообщил Майку, что директор «Спартака» Томас Цорн и клубный юрист прилетели в Амстердам в середине июля: сказали, что все о нем знают благодаря Хиддинку, Адвокату и Слуцкому и планируют использовать в роли «десятки», центрального атакующего хавбека, а также очаровательно презентовали свой проект. Особенно Тиля впечатлило количество болельщиков «Спартака» — пятнадцать миллионов.